Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:42, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы является административно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсового исследования.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- изложить сущность Президента в системе органов государственной власти;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- акты, издаваемые им.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь может иметь до 30 доверенных лиц. Доверенные лица помогают кандидату в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в комиссиях. Кандидат в Президенты Республики Беларусь определяет доверенных лиц по своему усмотрению и в письменном заявлении сообщает о них соответственно в Центральную комиссию, окружную, территориальную избирательную комиссию для регистрации. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество и место жительства доверенного лица. Соответствующая комиссия в трехдневный срок с момента поступления заявления регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право в любое время до дня выборов отозвать доверенных лиц, сообщив об этом в соответствующую комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо в любое время может сложить свои полномочия. Доверенное лицо кандидата в Президенты Республики Беларусь не может быть в составе Центральной комиссии, территориальной и участковой комиссий по выборам Президента Республики Беларусь. Доверенные лица кандидата в Президенты Республики Беларусь по просьбе кандидата освобождаются от трудовых (служебных) обязанностей без сохранения заработной платы после их регистрации до дня выборов. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей комиссии о регистрации доверенного лица и заявление доверенного лица нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.
После регистрации кандидаты в Президенты Республики Беларусь (кроме Президента Республики Беларусь, баллотирующегося на новый срок) освобождаются от выполнения трудовых (служебных) обязанностей со дня регистрации до дня выборов без сохранения заработной платы. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей комиссии о регистрации кандидатом и заявление кандидата нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.
Кандидатам в Президенты Республики Беларусь по их личному заявлению на это же время может быть предоставлен очередной отпуск. Кандидат не может быть направлен без его согласия в длительную командировку, а также призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов.
Районная, городская, районная в городе комиссия по выборам Президента Республики Беларусь на основании протоколов, полученных от участковых комиссий и составленных в соответствии с требованиями статьи 55 Избирательного Кодекса Республики Беларусь, устанавливает:
- общее число избирателей по району, городу, району в городе; число избирателей, получивших бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования;
- число голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, и число голосов, поданных против всех кандидатов (если голосование проводилось по одной кандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата);
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число бюллетеней, выданных участковым комиссиям;
- число испорченных бюллетеней;
- число неиспользованных бюллетеней.
Районная, городская, районная в городе комиссия устанавливает на своем заседании результаты голосования по району, городу, району в городе и составляет протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и немедленно, но не позднее чем через три дня после окончания голосования передается лично председателем, или заместителем председателя, или секретарем комиссии в соответствующую областную, Минскую городскую комиссию по выборам Президента Республики Беларусь и в органы, образовавшие комиссию, для информации [7].
Областная, Минская городская комиссия по выборам Президента Республики Беларусь на основании протоколов, полученных от соответствующих районных, городских, районных в городах комиссий, устанавливает:
- общее число избирателей по области, городу Минску;
- число избирателей, получивших бюллетени;
- число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования;
- число голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, и число голосов, поданных против всех кандидатов (если голосование проводилось по одной кандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата);
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число бюллетеней, выданных соответствующим районным, городским, районным в городах комиссиям;
- число испорченных бюллетеней;
- число неиспользованных бюллетеней.
Областная, Минская городская комиссия устанавливает на своем заседании результаты голосования по области, городу Минску и составляет об этом протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и немедленно, но не позднее чем через четыре дня после окончания голосования лично председателем, или заместителем председателя, или секретарем комиссии передается в Центральную комиссию и в органы, образовавшие областную, Минскую городскую комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, для информации. К протоколам комиссий, направляемым в вышестоящие комиссии, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов в Президенты Республики Беларусь и других лиц о нарушениях требований, а также принятые по ним решения комиссий. В случае обнаружения органами, образовавшими районную, городскую, районную в городе, областную, Минскую городскую комиссию, нарушений требований Избирательного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается соответствующей вышестоящей комиссии или Центральной комиссии.
Центральная комиссия на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь не позднее чем через 10 суток после окончания голосования устанавливает на своем заседании и вносит в протокол следующие данные:
- общее число избирателей по Республике Беларусь;
- число избирателей, получивших бюллетени;
- число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования;
- число голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь, и число голосов, поданных против всех кандидатов (если голосование проводилось по одной кандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата);
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число испорченных бюллетеней;
- число неиспользованных бюллетеней [8, с. 754].
Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Центральной комиссии. Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых и территориальных комиссий, а также иных нарушений, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, Центральная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Заявление о повторном подсчете голосов подается в Центральную комиссию не позднее чем на третий день после выборов. Повторный подсчет голосов избирателей проводится территориальной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей или Центральной комиссии, а при необходимости – и участковых комиссий.
Выборы Президента Республики Беларусь в целом по республике или по отдельным участкам для голосования, районам, городам, районам в городах, областям, городу Минску могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений требований Избирательного Кодекса РБ, если они повлияли на итоги выборов в целом по республике. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной комиссией. Жалоба о таком нарушении подается кандидатом в Президенты Республики Беларусь в Центральную комиссию не позднее чем на третий день после выборов. Решение Центральной комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение 10 дней. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам в Президенты Республики Беларусь.
Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов [9, с. 23].
Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации на следующий день после назначения второго тура голосования. Второй тур голосования проводится с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.
Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов [7].
Образование комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, если было принято решение о проведении повторных выборов комиссиями в новом составе, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь, другие мероприятия, связанные с проведением повторных выборов Президента Республики Беларусь, проводятся в порядке, установленном Избирательным Кодексом Республики Беларусь.
В случае проведения повторных выборов кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут вновь баллотироваться граждане Республики Беларусь, в отношении которых в соответствии со статьей 47, частями четвертой и шестой статьи 49, частью седьмой статьи 68, статьей 75 Избирательного Кодекса Республики Беларусь приняты решения об отмене регистрации их кандидатами в Президенты Республики Беларусь, а также граждане, снявшие без уважительных причин свои кандидатуры в первом туре выборов.
Сообщение о проведении повторных выборов в трехдневный срок публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.
ГЛАВА 3 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, наделен достаточно широкой компетенцией. Свою компетенцию Президент реализует через возложенные на него полномочия. Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь. Однако и в иных ее статьях, Законе «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.
К основным полномочиям Главы государства можно отнести общегосударственные, по взаимоотношению с законодательной, судебной, прокурорской и исполнительной властью [10, с. 280].
К общегосударственным относятся такие полномочия, как олицетворение единства народа; представление Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Согласно Закону «О гражданстве Республики Беларусь» Президент принимает решение о приеме в гражданство Республики Беларусь, о его прекращении и предоставлении убежища [11]. В соответствии с пунктом 20 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на Президента возложены полномочия по ведению переговоров и подписанию международных договоров; с пунктом 21 статьи 84 – прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей иностранных государств; введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения [6]; отложение проведения забастовки или приостановление ее; выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Беларусь; введение на территории Республики Беларусь в случае угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации [12].
Информация о работе Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь