Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:51, доклад
Легализация доходов является одним из наиболее опасных деяний экономической направленности, которая неотрывно связана с сокрытием прибыли полученной преступным путем. Нарушает систему экономических и социальных интересов общества, ведет к установлению контроля над отдельными секторами экономики со стороны преступных организаций, распространению коррупции, переориентации деятельности экономических субъектов в интересах преступных организаций, отличается повышенной сложностью процесса изобличения виновных лиц, доказывания их преступной деятельности и высоким уровнем латентности.
Актуальные вопросы профилактики незаконной легализации (отмывания) доходов в экономике
Аспирант (12.00.08)
Мурсикаев Р.М.
Легализация доходов является одним из наиболее опасных деяний экономической направленности, которая неотрывно связана с сокрытием прибыли полученной преступным путем. Нарушает систему экономических и социальных интересов общества, ведет к установлению контроля над отдельными секторами экономики со стороны преступных организаций, распространению коррупции, переориентации деятельности экономических субъектов в интересах преступных организаций, отличается повышенной сложностью процесса изобличения виновных лиц, доказывания их преступной деятельности и высоким уровнем латентности.
Столь повышенное внимание к проблеме легализации преступных доходов обусловлено, как масштабностью средств отмываемых на мировом финансовом рынке, так и глобальностью негативных последствий, которые данное преступление оказывает на мировые экономические процессы. Отмывание капиталов становится глобальной проблемой, которая все в большей степени угрожает надежности мировой финансовой системы и политической стабильности, а так же способствует усилению терроризма.
Операции, связанные с легализацией незаконно полученных доходов, могут также отрицательно влиять на валюты и процентные ставки, поскольку лица, отмывающие свои доходы, реинвестируют средства в те области, где менее вероятно раскрытие их схем, а не в те, где выше норма отдачи. Операции, направленные на легализацию денежных средств, снижают налоговые доходы правительства (тем самым наносят косвенный ущерб честным налогоплательщикам). Как правило, данная потеря доходов означает более высокие ставки налогообложения по сравнению с нормальной ситуацией, при которой преступные доходы были бы законными и облагались налогами. Следует отметить, что легализация доходов может проходить в форме приватизации. Преступники располагают финансовыми средствами, позволяющими давать за предприятия, прежде находившиеся в государственной собственности, более высокие цены, чем легальные покупатели. Приватизационные инициативы часто бывают экономически выгодными, они могут так же служить механизмом легализации преступных доходов.
Практически всеми развитыми странами борьба с легализацией "отмыванием денег" признается в качестве одного из важнейших средств противодействия организованной преступности, что нашло отражение в Венской конвенции.1 Этому способствуют элементы несовершенства законодательства, регламентирующего деятельность хозяйственных структур, неподготовленность правоохранительных органов к решению рассматриваемой проблемы, резкое увеличение негосударственного сектора экономики, в т.ч. при осуществлении внешнеэкономических операций, проникновение в легальную экономику дельцов "теневого" бизнеса, других представителей криминальной среды.
Преступность вообще предусматривает собой социальное, историческое и обусловленное явление, возникающая в обществе при определенных условиях. Преступность имеет свою динамику, тенденцию к изменению. Состояние, динамика и структура преступности изменяются в зависимости от политических, социально-экономических процессов происходящих в обществе, действительности борьбы с преступностью. В последние годы схемы легализации доходов, приобретенных преступным путем, существенно изменились и усложнились.
В современном мире заметным фактором, оказывающим системное негативное воздействие на все сферы экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, стала организованная преступность, развитию и распространению, которой практически не создают препятствий государственные границы, а так же существующие на сегодняшний день национальные и международные формы социального и правового контроля. Преступные организации и преступные сообщества занимают доминирующие положения в криминальной среде. При этом организованная преступность не является проблемой только стран третьего мира или переходного типа, где в силу слабого развития легального сектора экономики и политических институтов государство в целом оказывается в значительной степени зависимым от действующих на их территории криминальных сообществ.
По оценкам специалистов в России ежегодно легализуется порядка 250-300 млрд. руб2 в основном, организованными преступными группами, многие из которых действуют в трансграничном пространстве.
Процесс легализации "отмывания денег" можно условно разделить на три основных этапа:
1. Вывоз физической массы денег из страны или дробление незаконных доходов.
2. Приобретение движимого или недвижимого имущества, либо вложение незаконно добытых доходов в легальную сферу экономики (обезналичивание денег).
3. Интеграция, "узаконивание" грязных денег. Зарубежные специалисты отмечают значительное количество конкретных способов "отмывания грязных денег". Перечислить все эти способы очень трудно. Кроме того, они постоянно видоизменяются. Однако, наиболее распространенные способы можно сгруппировать следующим образом:
а) обмен денежных знаков на банковские чеки, облигации или сертификаты. Например, с целью снижения наличной денежной массы клиенты банков могут покупать банковские (кассирские) чеки, которые подписывают банковские служащие, выступающие в роли векселедателей;
б) покупка дорогостоящего имущества (недвижимости, автомобилей, ювелирных изделий и т.п.), которое может быть впоследствии перепродано, а вырученные от перепродажи средства представлены как законные;
в) перевозка денег контрабандным путем в страну, где имеются большой спрос на иностранную валюту на "черном рынке", отсутствует жесткий контроль за банковско-финансовой сферой и операциями с валютой, гарантируется тайна банковских вкладов и коммерческих сделок, относительная политическая стабильность, хорошая инфраструктура и возможность открытия счета на предъявителя, свободный въезд и выезд. Имеет значение также близость такой страны к контрабандным маршрутам наркотиков. На вырученные от продажи валюты средства скупаются товары и вывозятся за рубеж либо эти средства помещаются в банки, а затем в виде переводов возвращаются к инициатору махинации;
г) отправка телеграфных денежных переводов из страны в страну. При этом обеспечивается скорость и необходимая частота операций, преодолеваются большие расстояния и соблюдается фактическая анонимность;
д) смешивание незаконных доходов с денежными поступлениями от законной деятельности (завышение транспортных, торговых, производственных и других издержек). В этом случае возникает необходимость в использовании двух и более фирм;
е) открытие счетов в банках на предъявителя или на вымышленных лиц, а также корреспондентских счетов в иностранных банках;
ж) структурирование денежных вкладов в банки, т.е. внесение сумм наличных денег ниже существующего уровня отчетности, а также уклонение от такой отчетности. В этом случае возникает необходимость в использовании большого числа вкладчиков или в сговоре с сотрудниками банков;
з) возвращение фиктивных займов ("грязные деньги" вносятся в банк якобы в счет уплаты взятого ранее кредита);
и) оформление страховых свидетельств;
к) скупка по повышенным ценам выигрышных лотерейных билетов;
л) использование небанковских финансовых учреждений (международные предприятия взаимного кредита в национальных валютах, инвестиционные компании, чековые кассы, фондовые биржи и магазины, фирмы по торговле драгоценными металлами и камнями и т.п.), а также игорного, туристического, видео и кинобизнеса, крупных предприятий торговли и сферы обслуживания, где обращаются значительные суммы наличных денег. Например, в кинобизнесе возможно имитировать удачный прокат какого-либо фильма, а якобы полученные от проката доходы официально зарегистрировать. В случае использования казино наркоденьги могут участвовать в азартных играх или вноситься на счет такого заведения;
м) использование кредитных карточек для перечисления денежных средств за рубеж;
н) проведение трасфертных операций, когда неконвертируемая денежная единица переводится в конвертируемую иностранную валюту путем покупки переводного векселя и помещения его на международный счет или использования для оплаты товаров и услуг за границей. Пункт обмена СКВ может также перевести деньги электронным переводом.
Следует учитывать, что "отмывание денег", как правило, сопряжено с уклонением от предоставления декларации о доходах, а также от налогов и/или подлоге документов.
В процессе "отмывания грязных денег" выделяют три этапа: вложение наличных денег, их оборот и интеграция. Наиболее благоприятным для изобличения преступников является первый этап - преобразование наличности в недвижимость, имущественные ценности, банковские счета и т.п.
Сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая и методическая база финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов не позволяет реализовывать на практике в полном объеме комплекс задач и требований предъявляемых к мониторингу в современных условиях, об этом свидетельствует, что на протяжении последних лет действующее законодательство претерпело ряд существенных изменений и дополнений, в том числе ст. ст. 174, 174.1 УК РФ.3
Нестабильность уголовного законодательства, связанная с частыми изменениями норм об уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, оказывает в целом негативное влияние на эффективность противодействия указанным преступлениям, в том числе на практику использования правоохранительными органами апробированных уголовно-правовых средств борьбы с ними и превентивных мер по профилактике таких преступных посягательств, в процессе проводимой по соображениям гуманности и либерализма полной или частичной декриминализации некоторых преступлений, в частности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), уголовная ответственность за нее стала возможной только с 6 млн. легализуемых средств.
Это привело к тому, что за три последних года количество выявленных в России таких преступлений сократилось в 244 раза при обороте отмываемых криминальных капиталов в 2 трлн. руб. По существу произошло прекращение борьбы с легализацией преступных доходов, так как названные деяния продолжают совершаться, причем более интенсивно и на значительные суммы, но в размерах, не превышающих 6 млн. руб., либо большие суммы дробятся на мелкие, также не выходящие за пределы порога в 6 млн. руб., с которого наступает уголовная ответственность.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитно-финансовыми организациями и специалистами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, требований закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, способствует росту количества этих деяний, затрудняет деятельность финансовой разведки по контролю за противозаконными операциями, блокирует профилактические меры. в структуре «отмывания» преобладающий удельный вес составляют преступления транснационального характера, связанные с вывозом преступных капиталов на сумму в 1 трлн. руб.5 ежегодно в офшорные территории и юрисдикции, используемые для сокрытия истинных владельцев криминальных средств и подпитки экономики иностранных государств.
Несмотря на столь внушительные размеры отмывания преступных доходов, борьба с этими преступлениями практически не ведется, сделки с офшорными компаниями бесконтрольны, в результате анализируемые преступления во всей внешнеэкономической деятельности выявляются в редких случаях. В целях совершенствования профилактики легализации преступных доходов и выявления незаконных операций офшорных компаний предлагается дополнить п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положением об обязательном контроле сделок и операций, стороной которых является лицо, проживающее в офшорной территории (юрисдикции) или организация, зарегистрированная в такой территории (юрисдикции). Наряду с этим обосновано предложение о том, что в целях установления истинных владельцев офшорных компаний и их имущества (бенефициаров) необходимо внести изменения в ст. 3 указанного Закона, определив, что идентификации подлежат не только клиенты, их представители, выгодоприобретатели, бенефициарные владельцы, но и контрагенты, возложив эту обязанность помимо организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, также на государственные корпорации, фонды, органы государственной власти.
В целях предупреждения легализации преступных доходов, могут быть
использованы меры, предусмотренные ст. 31 Конвенции ООН6 против транснациональной организованной преступности:
a) укрепление сотрудничества
между правоохранительными
прокуратуры и соответствующими частными организациями, в том числе из различных секторов
экономики;
б) содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения
добросовестности в работе публичных и соответствующих частных организаций, а также кодексов
поведения для представителей соответствующих профессий, в частности, адвокатов, нотариусов,
консультантов по вопросам налогообложения и бухгалтеров;
в) предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп
Существует Директива о борьбе с отмыванием денег основанная на существующем законодательстве ЕС и 40 рекомендациях ФАТФ. Помимо компаний и учреждений финансового сектора, действие третьей Директивы распространяется также на юристов, нотариусов, бухгалтеров, агентов по торговле недвижимостью, казино, трастовые компании и лиц, занимающихся предоставлением услуг предприятиям, поставщиков товаров в части сделок, платежи по которым производятся наличными в сумме, превышающей 15 тыс. евро. Данные лица обязаны идентифицировать клиентов, выгодоприобретателей, сообщать о подозрительных сделках в финансовые разведки, обучать персонал.