Амнистия и помилование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: провести анализ функционирования института амнистии и помилования в Российской Федерации. Задачи исследования:
изучить историю становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в Российской Федерации;
исследовать опыт зарубежного права в вопросах амнистии и помилования;
проанализировать деятельность института амнистии и помилования в РФ;
изучить порядок издания актов об амнистии и помиловании.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие положения института амнистии и помилования 5
1.1 История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России 5
1.2 Опыт зарубежного права в вопросах амнистии и помилования 10
Глава 2. Амнистия и помилование в Российской Федерации 12
2.1 Институт амнистии и помилования в Российской Федерации 12
2.2 Законодательная основа института амнистии и помилования в РФ 14
2.3 Отличие помилования от амнистии 16
Глава 3. Порядок издания актов об амнистии и помиловании 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Амнистия и помилование.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

В научной литературе некоторые исследователи российского  парламентаризма право по внесению проектов постановлений о принятии акта об амнистии и порядке его исполнения ошибочно включают в право законодательной инициативы. Такой подход представляется неверным потому, что упрощенный порядок принятия амнистии, не требующий издания для этого специального закона, предусмотрен самой Конституцией РФ. Вместе с тем она не исключает возможности принятия федерального закона, регламентирующего саму процедуру принятия Государственной Думой акта об амнистии и о порядке его исполнения.

Указанные нормы  Конституции находят свое развитие в Регламенте Государственной Думы, в частности в гл. 23. В соответствии со ст. ст. 181 и 182 указанной главы Регламента постановления об объявлении амнистии и порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы для внесения и рассмотрения законопроектов. После принятия постановлений об амнистии и порядке применения амнистии они подписываются Председателем Государственной Думы и подлежат официальному опубликованию в течение трех дней.

Как видим, порядок принятия этих актов весьма упрощен, если еще при этом учесть, что Регламентом для отдельных видов федеральных законов предусмотрена возможность принятия их окончательных редакций сразу в первом чтении, т.е. минуя стадии второго и третьего чтений. В отличие от законов постановления Государственной Думы по предметам ее ведения подписываются Председателем этой палаты, который не наделен правом вето, как Президент РФ, и в любом случае обязан выполнить коллективную волю депутатов.

На наш взгляд, амнистия должна приниматься по более сложной процедуре. Здесь, конечно же, важно не нарушать баланса властей. Если, скажем, перейти к модели, когда, например, акт об амнистии принимался бы в форме закона либо совместными решениями палат, то для этого необходимо изменение Конституции РФ. К тому же в случае принятия амнистии в форме закона в процесс должен включаться и Президент РФ, который и так в противовес праву Государственной Думы принимать амнистию наделен Конституцией РФ правом помилования.

Возможен вариант  решения проблемы и без конституционных изменений. Законодательная практика последних лет показывает, что федеральные законы могут приниматься и для того, чтобы регулировать саму процедуру принятия различных нормативных актов. Например, принят Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Конституция не содержит запрета и на принятие федерального закона, регламентирующего процедуру  принятия акта об амнистии, порядок  его исполнения, а также процедуру  внесения изменений и дополнений в такие акты. При этом в законе можно было бы предусмотреть, что Государственная Дума в обязательном порядке принимает такие акты в трех чтениях. А после рассмотрения проекта постановления об амнистии и о порядке исполнения акта об амнистии в первом чтении направляет их в Генеральную прокуратуру РФ для соответствующего заключения, поскольку это, пожалуй, единственный на сегодняшний день институт государства, осуществляющий столь широкий надзор, в том числе за органами, исполняющими амнистию, включая суды в части законности принятых ими решений.

Правом помилования  обладают, как правило, главы государств: монархи, президенты, премьеры. Встречаются  и другие варианты. Так, в Японии, согласно конституции страны, вопрос о помиловании решает кабинет министров с последующим утверждением императором. В Португалии ходатайства о помиловании, перед тем как попасть к президенту страны, рассматриваются специальной комиссией, в которую входят представители министерства юстиции, прокуратуры и суда. Министр юстиции в конце года лично представляет президенту ходатайства о помиловании тех осужденных, которые, по мнению комиссии, того заслуживают. Процедура помилования осужденных в Португалии, предусматривающая осуществление данного акта всего один раз в год, очевидно, исключает оперативное, определяемое исключительными обстоятельствами применение помилования к осужденным.

Ходатайства о помиловании  во Франции осужденные направляют президенту или министру юстиции. Эти ходатайства  поступают в Бюро по помилованию и исполнению наказаний, откуда их направляют прокурорам судебных округов, которые, исходя из результатов специальных расследований, определяют, целесообразно ли применение помилования к осужденному. Затем это ходатайство и прилагаемые к нему материалы направляются в министерство юстиции, где в случае положительного решения готовится проект декрета о помиловании. Он направляется в Генеральный секретариат администрации президента. Декрет о помиловании осужденного подписывается президентом, премьер-министром и министром юстиции. Процедура, действующая во Франции, сложна, но, как правило, она обеспечивает объективность, обоснованность реализации помилования осужденных.

В США помилование  осуществляется президентом страны и губернаторами 50 штатов.

В ФРГ правом помилования лиц, осужденных верховными судами земель по делам, связанным с защитой государственных интересов, при поддержке обвинения генеральным прокурором страны, наделяется федеральный президент. В землях ФРГ право помилования предоставлено министрам юстиции этих земель, но они обладают возможностью передать указанное право органам исполнительной власти земель.

Порядок применения помилования  осужденных в США и ФРГ гибок, его осуществление приближено к  регионам страны, главы государств не перегружены рассмотрением многочисленных ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказание. Со временем - при укреплении в России правопорядка и усилении демократических начал, когда будут решены проблемы взаимодействия центра и регионов, - полагаем, было бы целесообразно воспринять принцип рассредоточения применения помилования осужденных в Российской Федерации по примеру США и ФРГ.

В соответствии со ст.14 Конституции  СССР 1936 г. правом помилования был  наделен Президиум Верховного Совета СССР. Такое право было дано и  Президиумам Верховных Советов Союзных республик (ст.60).

Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ, в настоящее время правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

В большинстве стран мира ходатайство о помиловании подается только осужденным (США, ФРГ и др.). В некоторых же государствах, напротив, круг лиц, имеющих право ходатайствовать о помиловании, весьма широк. В частности, во Франции указанным правом обладают как осужденные, так и иные лица, заинтересованные в их судьбе: исполнительный судья, начальник места лишения свободы и прокурор, курирующий исполнение наказания. Представляется, что такое обезличивание субъектов инициирования помилования едва ли целесообразно. Во всяком случае, в России оно себя не оправдало.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», на территории всех субъектов Российской Федерации созданы свои комиссии по помилованию, что облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.

Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам:

 а) осужденным судами  Российской Федерации и отбывающим  наказание на территории России;

б) осужденным судами иностранных  государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с  международным договором Российской Федерации;

в) отбывшим назначенное  судом наказание и имеющим  не снятую и не погашенную судимость8.

Осужденный должен обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов:

    • копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора;
    • сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;
    • биографические данные об осужденном и его семейном положении;
    • справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания;
    • характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания.

 Документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня  принятия высшим должностным лицом  субъекта федерации решения о  поддержке ходатайств осужденных о  помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.

Президент знакомится как  с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ.

Указ Президента РФ о  помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД  РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.

Повторное обращение  осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. В прошлом такого ограничения не существовало, поэтому Комиссия по делам о помиловании при Президенте РФ была наводнена повторяющимися ходатайствами, причем, как правило, очередное обращение не содержало какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Освобождение от уголовной  ответственности занимает не последнее место в уголовном праве Российской Федерации. Данный институт пронизан гуманистическими основами уголовного права. Государство дает виновному шанс исправиться и предоставляет право избежать уголовной ответственности, не портя себе будущее отметкой о судимости. (К примеру, примириться с потерпевшим, раскаяться в содеянном преступлении).

Гуманизм уголовного права в первую очередь должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми  средствами неприкосновенности личности, собственности от преступных посягательств.

Освобождая от уголовной  ответственности виновного, государство  надеяться получить полноценного члена  общества, который никогда больше не посягнет на нарушение уголовно-правовых норм.

Проведенное исследование в курсовой работе позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:

1) амнистии носят нормативный  характер, то есть содержат правила  поведения, которые обязаны исполнять  те субъекты, в них указанные.  Данные правила устанавливаются  высшими органами государственной, предназначены для применения к индивидуально не определенному кругу лиц. Указанные нормы права реализуются в решениях уполномоченных органов, например, начальников колоний;

2) несмотря на широкую  дискуссию по вопросу определения  правовой природы институтов амнистии и помилования, мы считаем, что они не входят в какую-либо одну отрасль права. Поскольку нормы об амнистии и помиловании содержатся в конституционном, уголовном, уголовно - процессуальном и в уголовно-исполнительном законодательстве, целесообразно относить исследуемые категории к межотраслевым институтам.

3) институт амнистии  может применяться на различных  стадиях уголовного процесса: на  стадии предварительного расследования,  рассмотрения уголовного дела  судом и на стадии исполнения  наказания. В то же время помилование применяется лишь после вынесения обвинительного приговора суда, то есть фактически на стадии исполнения наказания.

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовая литература:

 

  1. Конституция РФ
  2. Уголовный кодекс РФ
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г.
  5. Указ Президента от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденного данным Указом положения «О порядке рассмотрения ходатай0000ств о помиловании в Российской Федерации»
  6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 апреля 2006 г. «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» // СПС «Гарант»
  7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // СПС «Гарант»
  8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2003 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» // СПС «Гарант»

Информация о работе Амнистия и помилование в РФ