Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы обуславливают следующие обстоятельства. Подписание Советским Союзом в 1989 году Венских соглашений и принятие обязательств привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека во многом обусловили реформу уголовного законодательства, увенчавшуюся заменой УК РСФСР 1960 года новым УК РФ, который не только аккумулировал в себе достоинства дореволюционной и советской науки уголовного права, но и воспринял многие достижения современной уголовно-правовой доктрины. УК РФ, основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, не содержит упоминания о целесообразности.

Содержание работы

Введение 3
Амнистия и помилование в уголовной политике общества и государства 6
Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности в УК РФ 10
Уголовно-правовое понятие амнистии и акта об амнистии.
Эффективность применения амнистии 17
Понятие помилования и право на помилование 22
Соотношение института амнистии и помилования 24
Место амнистии и помилования в Российском законодательстве 28
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Амнистия и помилование.docx

— 83.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место амнистии и помилования в Российском законодательстве

 

Нормативное регулирование амнистии и помилования в Российской Федерации  осуществляется несколькими законодательными актами. Важнейший из них - Конституция  РФ, в которой помилованию и  амнистии посвящён целый ряд статей. “Каждый осуждённый за преступление имеет... право просить о помиловании или смягчении наказания.” ( гласит ч.3 ст.50, перечисляя основные права и свободы человека и гражданина. Пункт “о” ст.71 причисляет амнистию и помилование к ведению Российской Федерации. В главе 4, посвящённой Президенту РФ, п.“в”ст.89 указывает, что среди других его полномочий Президент Российской Федерации осуществляет помилование. В следующей главе Основного закона, посвящённой Федеральному Собранию,  п. “е” ч. 1 ст. 103 относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы.

В Уголовном Кодексе понятиям амнистии, помилования и судимости посвящена  отдельная глава 13, а в ней ст.84,85 довольно полно раскрывают содержание уголовно-правового института амнистии и помилования.

Cтатья 84 УК РФ ( амнистия:

“1. Амнистия объявляется Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально  не определённого круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие  преступления, могут быть освобождены  от уголовной ответственности. 

Лица, осуждённые за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может  быть сокращено или заменено более  мягким видом наказания, либо такие  лица могут быть освобождены от дополнительного  вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята  судимость.”37

Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершённые до его принятия. Однако, в исключительных случаях он может распространяться на деяния, совершённые в течение определённого времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым определённых действий. Так как акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.38

Весьма важное значение для осуществления амнистии в РФ имеет также и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии” № 2039-II ГД от 24 декабря 1997 года.39

Cтатья 85 УК РФ ( помилование:

“1. Помилование осуществляется Президентом  Российской Федерации в отношении  индивидуально определённого лица.

2. Актом помилования лицо, осуждённое  за преступление, может быть освобождено  от дальнейшего отбывания наказания  либо назначенное ему наказание  может быть сокращено или заменено  более мягким видом наказания. 

С лица, отбывшего наказание, актом  помилования может быть снята  судимость.”40

Акт помилования является юридическим  основанием, обязывающим соответствующие  правоохранительные органы выполнить  содержащиеся в нём предписания. Для подготовки вопросов о помиловании  осуждённых Указом Президента РФ от 12.01.92 образована Комиссия по вопросам помилования  при Президенте РФ. Помилование может  быть применено к любому осуждённому, в том числе и к лицу, осуждённому  за тяжкое или особо тяжкое преступление и даже к осуждённому к смертной казни. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена  лишением свободы на срок 25 лет или пожизненно (ч.3 ст.59 УК РФ). С ходатайством о помиловании вправе обращаться “...как сами осуждённые, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания в отношении тех из осуждённых, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твёрдо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания. Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например, тяжёлая болезнь осуждённого или его родителей и т.д.”41

Помимо вышеперечисленных нормативных  актов понятия амнистии и помилования  содержатся в ст.5 (обстоятельства, исключающие  производство по уголовному делу) и  ст.208 (основания к прекращению  уголовного дела) Уголовно-процессуального  Кодекса РФ. П.4 ч.1 ст.5 УПК РФ гласит: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбуждённое дело подлежит прекращению  вследствие акта амнистии, если он устраняет  применение наказания за совершённое  деяние, а также ввиду помилования  отдельных лиц.

Ч.4 ст.5 УПК РФ: “Если обстоятельства, указанные в п.4 настоящей статьи, обнаруживаются в стадии судебного  разбирательства, суд доводит разбирательство  дела до конца и постановляет обвинительный  приговор с освобождением осуждённого  от наказания.” Ч.5 ст.5 УПК РФ: “Прекращение дела по основаниям, указанным в п.4 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.” Указанные в ч.1 ст.5 УПК обстоятельства признаются также и основаниями к прекращению уголовного дела - п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ: “Уголовное дело прекращается при наличии оснований, указанных в статьях 5-9 настоящего Кодекса.” Весьма важное положение содержится в ч.2 ст.208, - “Если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым, то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых.”42

Из текста и смысла приведённых  статей можно сделать ряд выводов. Прекращая дело в стадии предварительного расследования по основаниям, указанным  в ч.1 ст.5 необходимо руководствоваться как ст.208, 209, так и соответствующим пунктом ст.5 УПК. Основания, указанные в ч.1 ст.5, применяются также при отмене обвинительного приговора с прекращением дела в стадиях кассационного и надзорного производства.

Лица, совершившие преступления, могут  быть освобождены от уголовной ответственности  по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст.5, как посредством отказа в  возбуждении уголовного дела, так  и путём прекращения дела, если оно было возбуждено до издания акта амнистии или помилования. Дело может  быть прекращено в силу акта амнистии и в том случае, если обвиняемый не признаёт себя виновным. Решение  данного процессуального вопроса  о прекращении дела в силу акта амнистии не зависит от отношения обвиняемого к предъявленному обвинению (признаёт он или отрицает свою вину).

Актом об амнистии может быть предусмотрено  как освобождение от наказания, так  и смягчение наказания. Пределы  применения амнистии указываются в  тексте соответствующего акта законодательного органа Российской Федерации. Решение  вопроса о прекращении уголовного дела по амнистии в отношении подсудимого, который скрылся от суда, возможно лишь после розыска подсудимого. В отношении лиц, совершивших  продолжаемые преступления или преступления, окончившиеся после издания акта об амнистии, дело не может быть прекращено производством по основаниям, предусмотренным  в п.4 ч.1 ст.5 УПК РФ. Основаниями  к прекращению уголовного дела на предварительном следствии являются предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают производство по уголовному делу или влекут освобождение лица, о котором оно велось, от уголовной ответственности. Освобождение от наказания вследствие акта амнистии, устраняющего применение наказания за совершённое деяние, возможно лишь после того, как суд доведёт разбирательство дела до конца и вынесет обвинительный приговор.

Прекращение уголовного дела может  иметь место только тогда, когда  все обстоятельства события, в связи  с которым оно возбуждалось, выяснены всесторонне, объективно и полно  и имеются необходимые фактические  и правовые основания прекратить производство по делу, разрешив его, не обращаясь к судебной власти.43

Основания к прекращению уголовного дела существенно различаются по своему содержанию, правовым и нравственным последствиям их применения. Обстоятельства, предусмотренные п.4 ч.1 ст.5 УПК, принадлежат  к группе так называемых “нереабилитирующих”  оснований. При их наличии дело может  быть прекращено тогда, когда в деянии лица имеются признаки преступления, но следственные органы вправе освободить его от уголовной ответственности, если есть условия, установленные законом.

28 декабря 2001 года Президент  Российской Федерации В.В. Путин  подписал указ в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.

В данном указе говорится  о том, что необходимо на территориях  субъектов Российской Федерации  создать комиссии по вопросам помилования. И закрепить за данными комиссиями следующие задачи:

    • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании;
    • подготовка заключений по материалам о помиловании;
    • осуществление контроля за соблюдением указов Президент;
    • подготовка предложении об эффективности работы органов уголовно-исполнительных учреждений и адаптации освободившихся осужденных.

В состав комиссии входит 11 человек, которые должны быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее образование, пользоваться уважением  у граждан и иметь безупречную  репутацию.

Состав комиссии, и ее председатель утверждаются высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации. Необходимо чтобы не менее двух третей состава комиссии формировалось  из представителей общественности.

Решение комиссии следует  считать правомерным, если на заседании присутствует не менее половины всех членов комиссии. Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Если при голосовании будет равенство голосов, то решающим является голос председателя комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Cудьба амнистии и помилования в нашей стране ещё сравнительно недавно самым непосредственным образом зависела от хода и результатов конституционной и уголовно-правовой реформ, проводимых в стране. Основные, исходные принципы амнистии и помилования закреплены на высшем законодательном уровне в системе ценностей имманентно присущих демократическому обществу и его юридическому воплощению - правовому государству. Конституция 1993 г. призвана максимально способствовать глубокой трансформации, как всего государственного механизма, так и его основных институтов, что повлекло весьма серьёзные изменения в механизме реализации амнистии и помилования. Огромное значение, несомненно, играет Уголовный Кодекс, который выделил статьи, посвящённые помилованию и амнистии, в отдельную главу, тем самым показывая, какое большое значение имеют эти уголовно-правовые институты.

  В заключение можно сказать,  что проблема амнистии и помилования  очень широка, в уголовно-правовой  науке разрабатывается сравнительно  давно, по этой теме писал  целый ряд авторов, и поэтому  охватить всё это в таком  сжатом объёме нелегко. Однако  следует заметить, что, несомненно, эта тема ещё будет обсуждаться многими исследователями, и появится немало интересных работ, содержащих какие-нибудь новые, свежие взгляды на проблематику помилования и амнистии, а сам уголовно-правовой институт амнистии и помилования будет освещён в необычном ракурсе. Хотя, скорее всего, дальнейшие работы в этом направлении будут посвящены более тщательной разработке юридико-технической стороны амнистии и помилования, а также взаимосвязи уголовных и уголовно-процессуальных норм, регулирующих институт помилования и амнистии, с нормами других отраслей права.

 

 

Список используемой литературы:

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ
  4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ
  5. Распоряжение Президента РФ от 18.08.1997 № 327-рп «О назначении официального представителя Президента РФ при рассмотрении ГД ФС РФ проектов постановлений ГД ФС РФ "Об объявлении амнистии" и "О порядке применения постановления ГД ФС РФ "Об объявлении амнистии" // СЗ РФ от 25.08.1997 г. №34 ст. 3967.
  6. Указ Президента РФ от 28.12.2001 г. № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ" // СЗ РФ от 31.12.2001 г. № 53 (Часть II) ст. 5149.

Научная литература

 

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М, 1996. 354 с.
  2. Базунов В. Помилование - прерогатива Президента России // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2001 - № 3. 234 с.
  3. Борисов Э.Т. Основания, предпосылки и условия освобождения от уголовной ответственности. - Иваново, 1989. 154 с.
  4. Борисова Е. Экстремальная амнистия // Эксперт, 2005 - № 17. С. 17.
  5. Боярская М. Коллективное помилование: миф или реальность // Закон и право ,2003. - № 12. 37-38 с.
  6. Васильева И.А. Амнистия и ее реализация. - Омск, 2003. 231 с.
  7. Вырастайкин В. Акту об амнистии - форму федерального закона // Российская юстиция, 2001 - № 2. С. 34-36.
  8. Григорян В.А. Амнистия – теория и практика применения // Следователь, 2007 - № 7. С. 8-10.
  9. Доклад А.И.Приставкина. Всероссийская конференция «помилование и исполнение наказаний». - Саратов 25-26 октября 2001. - М., 2002. 123 с.
  10. Дурманов Н.Д. Амнистия - государственно-правовой акт // Советское государство и право. 1946. N 5-6
  11. Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. - М., 1967. 235 с.
  12. Дурманов Н.Д. Амнистия и помилование по Сталинской конституции // Советское государство и право, 1946 - № 5,6. С. 34-43.
  13. Дуюнов В.К. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания. - Тольятти, 2007. - 341 с.
  14. Егоров В.С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. - М., 2002. - 279 с.
  15. Елисеева Н.В. Помилование в Российской Федерации. - М., 2001. 120 с.
  16. Ендольцева А. Некоторые проблемы института освобождения от уголовной ответственности // Уголовное право, 2007. - № 2. С. 29-31.
  17. Жеребцов А. Нужен закон о помиловании // Российская юстиция, 2002. - № 6. С. 23-27.
  18. Жулев К.И. Тезисы доклада на конференции "Помилование и исполнение наказаний" (Саратов, 2001). - М., 2002. 110 с.
  19. Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно - правовой политики. - М., 1987. 34 с.
  20. Зубкова А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе МЮ РФ: (история и современность). - М., 1998. 98 с.
  21. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М., 1994. 256 с.
  22. Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. - М., 1974. 150 с.
  23. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов.  - М., 2005. 893 с.
  24. Курганов С.И., Кукушкина О.Ю. Амнистия в РФ. Сравнительно-правовой анализ  // Закон и право, 2003. - № 9. С. 9-12.
  25. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть /под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комиссарова. - М., 2002. 670 с.
  26. Лист Э. Учебник уголовного права. Общая часть. - М., 1903. 700 с.
  27. Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М., 1998. 105 .
  28. Марогулова И. Амнистия в РФ // Право и экономика, 2007. - № 6. С. 65-68.
  29. Марогулова И.Л. Правовая природа амнистии и помилования // Советское государство и право, 1991 . -№ 5. С. 34-45.
  30. Мирзажанов К. Амнистия и помилование в советской уголовной политике. - Ташкент, 1991. 99 с.
  31. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. - М., , 2000. 120 с.
  32. Немировский Э.Я. Советское уголовное право. Часть Общая. - Одесса, 1925. 129 с.
  33. Помилование в Российской Федерации / под ред. С.В.Саяпин, Н.В.Елисеева, А.С.Михлин. - М., 2001.  58 с.
  34. Рарог А.И. Уголовное право России. - М., 1998. 570 с.
  35. Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. - М., 1984. 490 с.
  36. Российское уголовное право. Общая часть. - М., 1997. 580 с.
  37. Сабанин С.Н., Тупица А.Я. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности или наказания. - Свердловск, 1987. 121 с.
  38. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. - М., 1971. 201 с.
  39. Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть Общая. - Пб., 1915. С. 47.
  40. Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право, 2007. - № 2. С. 64-66.
  41. Спицын В. Особенности правового регулирования помилования в ряде зарубежных стран // Закон и право 2003 № 7. 72-74С.
  42. Сухоруков Г.К. Освобождение от ответственности по советскому праву. -Свердловск, 1972. – 29 с.
  43. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.П.Матузова, А.В.Малько. - М.., 1999. 680 с.
  44. Тищенко К.М. Помилование в уголовном праве. - М., 1994. 131 с.
  45. Тищенко К.М. Эффективность института помилования в уголовном праве. - М., 1992. 36 с.
  46. Ткачевский Ю.М. Помилование // Законодательство, 2003. - № 3-4. С. 45-57.
  47. Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законодательство, 2007. - № 8. С. 36-40.
  48. Уголовно – исполнительное право России / под ред. Зубкова А.И. - М., 1997. 678 с.
  49. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю.Тихомирова. - М., 1997. 621 с.
  50. Юридический энциклопедический словарь. - М., 1984. 567 с.

Информация о работе Амнистия и помилование