Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:25, курсовая работа
Актуальность избранной темы обуславливают следующие обстоятельства. Подписание Советским Союзом в 1989 году Венских соглашений и принятие обязательств привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека во многом обусловили реформу уголовного законодательства, увенчавшуюся заменой УК РСФСР 1960 года новым УК РФ, который не только аккумулировал в себе достоинства дореволюционной и советской науки уголовного права, но и воспринял многие достижения современной уголовно-правовой доктрины. УК РФ, основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, не содержит упоминания о целесообразности.
Введение 3
Амнистия и помилование в уголовной политике общества и государства 6
Амнистия и помилование как виды освобождения от уголовной ответственности в УК РФ 10
Уголовно-правовое понятие амнистии и акта об амнистии.
Эффективность применения амнистии 17
Понятие помилования и право на помилование 22
Соотношение института амнистии и помилования 24
Место амнистии и помилования в Российском законодательстве 28
Заключение 34
Список литературы 35
3. Место амнистии и помилования в Российском законодательстве
Нормативное регулирование амнистии и помилования в Российской Федерации осуществляется несколькими законодательными актами. Важнейший из них - Конституция РФ, в которой помилованию и амнистии посвящён целый ряд статей. “Каждый осуждённый за преступление имеет... право просить о помиловании или смягчении наказания.” ( гласит ч.3 ст.50, перечисляя основные права и свободы человека и гражданина. Пункт “о” ст.71 причисляет амнистию и помилование к ведению Российской Федерации. В главе 4, посвящённой Президенту РФ, п.“в”ст.89 указывает, что среди других его полномочий Президент Российской Федерации осуществляет помилование. В следующей главе Основного закона, посвящённой Федеральному Собранию, п. “е” ч. 1 ст. 103 относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы.
В Уголовном Кодексе понятиям амнистии,
помилования и судимости
Cтатья 84 УК РФ ( амнистия:
“1. Амнистия объявляется Государственной
Думой Федерального Собрания Российской
Федерации в отношении
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
Лица, осуждённые за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.”37
Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершённые до его принятия. Однако, в исключительных случаях он может распространяться на деяния, совершённые в течение определённого времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым определённых действий. Так как акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.38
Весьма важное значение для осуществления амнистии в РФ имеет также и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии” № 2039-II ГД от 24 декабря 1997 года.39
Cтатья 85 УК РФ ( помилование:
“1. Помилование осуществляется Президентом
Российской Федерации в отношении
индивидуально определённого
2. Актом помилования лицо, осуждённое
за преступление, может быть освобождено
от дальнейшего отбывания
С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.”40
Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нём предписания. Для подготовки вопросов о помиловании осуждённых Указом Президента РФ от 12.01.92 образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Помилование может быть применено к любому осуждённому, в том числе и к лицу, осуждённому за тяжкое или особо тяжкое преступление и даже к осуждённому к смертной казни. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена лишением свободы на срок 25 лет или пожизненно (ч.3 ст.59 УК РФ). С ходатайством о помиловании вправе обращаться “...как сами осуждённые, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания в отношении тех из осуждённых, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твёрдо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания. Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например, тяжёлая болезнь осуждённого или его родителей и т.д.”41
Помимо вышеперечисленных
Ч.4 ст.5 УПК РФ: “Если обстоятельства, указанные в п.4 настоящей статьи, обнаруживаются в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осуждённого от наказания.” Ч.5 ст.5 УПК РФ: “Прекращение дела по основаниям, указанным в п.4 настоящей статьи, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.” Указанные в ч.1 ст.5 УПК обстоятельства признаются также и основаниями к прекращению уголовного дела - п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ: “Уголовное дело прекращается при наличии оснований, указанных в статьях 5-9 настоящего Кодекса.” Весьма важное положение содержится в ч.2 ст.208, - “Если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым, то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых.”42
Из текста и смысла приведённых статей можно сделать ряд выводов. Прекращая дело в стадии предварительного расследования по основаниям, указанным в ч.1 ст.5 необходимо руководствоваться как ст.208, 209, так и соответствующим пунктом ст.5 УПК. Основания, указанные в ч.1 ст.5, применяются также при отмене обвинительного приговора с прекращением дела в стадиях кассационного и надзорного производства.
Лица, совершившие преступления, могут
быть освобождены от уголовной ответственности
по основаниям, предусмотренным п.4
ч.1 ст.5, как посредством отказа в
возбуждении уголовного дела, так
и путём прекращения дела, если
оно было возбуждено до издания акта
амнистии или помилования. Дело может
быть прекращено в силу акта амнистии
и в том случае, если обвиняемый
не признаёт себя виновным. Решение
данного процессуального
Актом об амнистии может быть предусмотрено
как освобождение от наказания, так
и смягчение наказания. Пределы
применения амнистии указываются в
тексте соответствующего акта законодательного
органа Российской Федерации. Решение
вопроса о прекращении
Прекращение уголовного дела может
иметь место только тогда, когда
все обстоятельства события, в связи
с которым оно возбуждалось, выяснены
всесторонне, объективно и полно
и имеются необходимые
Основания к прекращению уголовного дела существенно различаются по своему содержанию, правовым и нравственным последствиям их применения. Обстоятельства, предусмотренные п.4 ч.1 ст.5 УПК, принадлежат к группе так называемых “нереабилитирующих” оснований. При их наличии дело может быть прекращено тогда, когда в деянии лица имеются признаки преступления, но следственные органы вправе освободить его от уголовной ответственности, если есть условия, установленные законом.
28 декабря 2001 года Президент
Российской Федерации В.В.
В данном указе говорится о том, что необходимо на территориях субъектов Российской Федерации создать комиссии по вопросам помилования. И закрепить за данными комиссиями следующие задачи:
В состав комиссии входит 11 человек, которые должны быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее образование, пользоваться уважением у граждан и иметь безупречную репутацию.
Состав комиссии, и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Необходимо чтобы не менее двух третей состава комиссии формировалось из представителей общественности.
Решение комиссии следует считать правомерным, если на заседании присутствует не менее половины всех членов комиссии. Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Если при голосовании будет равенство голосов, то решающим является голос председателя комиссии.
Заключение
Cудьба амнистии и помилования в нашей стране ещё сравнительно недавно самым непосредственным образом зависела от хода и результатов конституционной и уголовно-правовой реформ, проводимых в стране. Основные, исходные принципы амнистии и помилования закреплены на высшем законодательном уровне в системе ценностей имманентно присущих демократическому обществу и его юридическому воплощению - правовому государству. Конституция 1993 г. призвана максимально способствовать глубокой трансформации, как всего государственного механизма, так и его основных институтов, что повлекло весьма серьёзные изменения в механизме реализации амнистии и помилования. Огромное значение, несомненно, играет Уголовный Кодекс, который выделил статьи, посвящённые помилованию и амнистии, в отдельную главу, тем самым показывая, какое большое значение имеют эти уголовно-правовые институты.
В заключение можно сказать,
что проблема амнистии и
Список используемой литературы:
1. Нормативно-правовые акты
Научная литература