Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 08:46, курсовая работа
Для выполнения указанной цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть объективные, субъективные признаки террористического акта;
Указать квалифицирующие признаки террористического акта;
Отграничить террористический акт от смежных составов.
Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. История терроризма………………………………………….........стр.5
Глава 2. Анализ состава преступления террористического акта
Понятие и общая характеристика террористического акта….….…стр.7
Объект и объективная сторона террористического акта…………..стр.9
Субъект и субъективная сторона террористического акта……….стр.16
Глава 3. Квалифицирующие признаки террористического акта и освобождение от уголовной ответственности
3.1. Квалифицирующие признаки террористического акта……………..стр.18
3.1 Освобождение от уголовной ответственности……………………….стр.22
Глава 4. Отграничение террористического акта от его смежных составов (ст. 209 и ст. 281 УК РФ) ……………………………………………………….стр.24
Заключение……………………………………………………………….....стр.27
Список литературы………………………………………………………....стр.29
а) совершение взрыва, поджога и иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
б) угроза совершения таких действий.
Таким образом, террористический акт является преступлением с альтернативными деяниями.
Далее мы будем рассматривать эти альтернативные действия в отдельности, так как это даст возможность более подробно изучить их сущность.
Взрыв - сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов5.
Поджог - умышленное нанесение ущерба имуществу с использованием огня 6.
Иные действия – это оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.
Радченко в своем комментарии к УК РФ выделяет следующие «иные действия»: «Иные террористические действия могут выражаться в провоцировании обвала, селя, затопления ( например, путем разрушения плотины, открытия шлюзов); в заражении запасов продовольствия, источников питьевого водоснабжения; в захвате химических заводов, атомных или иных электростанций, вокзалов, аэродромов, транспортных средств, средств связи, радио, телевидения, школ, больниц, театров, отдельных населенных пунктов. Террористический акт будет считаться оконченным и тогда, когда предпринята неудачная попытка такого захвата»7.
На мой взгляд, к таким действиям следует так же относить убийство или покушение на убийство государственного деятеля или иного лица, если налицо такие субъективные признаки как устрашение населения и цель – принуждение органов государственной власти к совершению тех или отказу от совершения определенных действий.
В теории уголовного права существует мнение, что взрыв, поджог или иные действия – это способы совершения деяния. Такая позиция вряд ли может быть поддержана, поскольку она, с одной стороны, не основана на законе, а с другой стороны, недостаточно мотивирована самими авторами, так как, выделив способ они не описали деяние.
Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство террористических актов совершается путем взрыва.
Не любой взрыв, поджог или иные действия могут быть квалифицированы по ст. 205 УК, а только такие, которые устрашают население, создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий.
Таким образом, к числу существенных признаков общественно опасного деяния уголовный закон относит устрашение населения, опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.
Устрашение населения
характеризуется стремлением
Террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление наступлении иных тяжких последствий.
Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.
Значительность имущественного
ущерба также относится к понятиям,
подлежащим оценке с учетом конкретных
условий причинения ущерба. В частности,
при установлении значительности ущерба
следует учитывать его
К иным тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение вреда здоровью человека, затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария, катастрофа, химическое или радиоактивное заражение местности и т.п. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба.
Реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», может рассматриваться как элемент создания опасности гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба.
Как и перечисленные выше факторы, иные тяжкие последствия – понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом взрыв совершенный в безлюдной местности, на пустыре хотя и будет содержать объективные признаки состава преступление не является террористического актом, в силу того что не содержит указанных выше оценочных признаков.
Преступление признается
оконченным с момента совершения
взрыва, поджога, иных действий, устрашающих
население и создающих реальную
угрозу гибели человека, причинения значительного
имущественного ущерба или наступления
иных тяжких последствий, либо с момента
возникновения угрозы совершения указанных
действий. Фактического наступления
смерти или иных вредных последствий
для признания
Однако с такой точкой зрения соглашаются не все ученые, считая, что реальность угрозы, необходима для квалификации данного преступления.
Как террористический акт в форме угрозы следует расценивать действия неизвестного, который в 7 часов 37 минут утра позвонил по телефону 02 и заявил, что на крыше коммерческого павильона у платформы N 1 Балтийского вокзала Санкт-Петербурга заложена бомба. Специалисты действительно обнаружили в указанном месте банку с 400 г тротила в ставленой в нее железной трубкой, на которую была накручена записка. В записке содержалось требование закрыть АЗС ТОО «Лилит» и предоставить в определенное место 100 тыс. долларов. В противном случае неизвестный грозился произвести ряд жестоких террористических актов на поездах типа ЭР – 2008.
По поводу вида состава (по
конструкции объективной
Субъект преступления указывает на лицо, совершающее преступление.
Согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ субъектом террористического акта может быть лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участи довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства9.
Решающее значение для квалификации преступления имеет субъективная сторона.
Субъективная сторона выражается в вине в виде прямого умысла, а также специальной цели – оказания содействия на принятии решения органами власти или международными организациями.
Лицо осознает, что совершает
взрыв, поджог или иные действия устрашающие
население и создающие
Прямой умысел террориста
направлен на совершение взрыва или
иного действия, создающего реальную
опасность возникновения
Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, то есть намерение виновного понудить их к совершению незаконных или невыгодных действий либо принять решение, выгодное для террориста.
Оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий нужных и выгодных террористам, ради которых они применят столь изощренные способы создание такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради безопасности граждан и общества.
В соответствии со ст.3 Конституции РФ к органам власти отнести органы государственной власти и органы местного самоуправления любого уровня.
К международным организациям
следует отнести как
Глава 3. Квалифицирующие признаки террористического акта и освобождение от уголовной ответственности.
3.1. Квалифицирующие признаки террористического акта.
Квалифицированным видом террористического акта, предусмотренным ч. 2 ст. 205 УК РФ, признаются те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. “а”), повлекшие по неосторожности смерть человека (п. “б”) или причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. “в”).
Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало два или более лица, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий, либо угрозы совершения таких действий) договорившихся о совместном совершении преступления. Если такая группа будет признана устойчивой, то действия ее участников вне зависимости от того, какую роль выполняло то или иное лицо этой группы, квалифицируются только по п. “а” ч. 2 ст. 205 УК (террористический акт, совершенный организованной группой).
Причинение при
Причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий влечет к уголовной ответственности по п. “в” ч. 2 ст. 205 УК, как за умышленное, так и за неосторожное их причинение.
Информация о работе Анализ состава преступления террористического акта