Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении основных принципов деятельности арбитражных судов Российской Федерации.
В соответствии с целью были подставлены следующие задачи:
изучить систему и структуру арбитражных судов РФ
рассмотреть принципы организации и деятельность арбитражных судов РФ
изучить внутреннюю организацию арбитражных судов РФ
Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегий распределяются между судьями председателем этой коллегии с использованием территориального, предметного и предметно-зонального принципа распределения дел.
Судья, принявший дело к производству, проводит подготовку его к рассмотрению в заседании арбитражного суда. Он единолично выносит определение о принятии дела к производству. В определении указывается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению в заседании арбитражного суда, о времени и месте его проведения, необходимых действиях по подготовке дела к рассмотрению в заседании.
Судья, принявший дело к производству, не вправе обсуждать обстоятельства дела и вопросы оценки конкретных доказательстве кем-либо или публично высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до принятия решения либо давать консультации по конкретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмотрения дела в судебном заседании. Ни одно должностное лицо не вправе требовать от судьи, рассмотревшего дело и вынесшего решение, объяснения по существу такого решения.
Дело, начатое рассмотрением одним судьей либо составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена судьи либо одного из судей состава возможна в случае болезни, нахождения в служебной командировке, отпуске и при отстранении от работы в установленном законом порядке.
Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
По первой инстанции дела в арбитражных судах, как указывалось выше, рассматриваются обычно единолично. Однако дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Допускается также рассмотрение дел по первой инстанции судом в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.
По другим инстанциям (апелляционной, кассационной и надзорной) дела рассматриваются арбитражным судом коллегиально. В состав суда при этом должна входить не менее трех судей. При рассмотрении . дел все судьи пользуются равными правами, вопросы, возникающие при рассмотрении дела, решаются большинством голосов, причем никто из судей не вправе воздержаться от голосования.
Важное место в деятельности арбитражного суда субъекта Федерации принадлежит президиуму этого суда. Президиум действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Федерации, входящие в президиум, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда основного звена.
К полномочиям президиума арбитражного суда субъекта Федерации относится утверждение по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики.
Организация деятельности арбитражного суда основного звена возлагается на его председателя. Текущая работа в суде проводится по утвержденным им планам. Кроме него в организации работы участвуют заместители председателя, председатели судебных составов, работники аппарата суда.
Председатель
арбитражного суда распределяет обязанности
между заместителями
Заместители председателя арбитражного суда этого уровня являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия. В соответствии с распределением обязанностей они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность соответствующих подразделений аппарата арбитражного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного суда основного звена его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в отсутствие первого заместителя — один из заместителей председателя.
К функциям арбитражных судов относится подготовка статистических отчетов по установленной форме. Статистические сведения представляются в определенные сроки в Высший Арбитражный Суд РФ. Основой этих сведений является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистической карточки на каждое арбитражное дело, заявление и жалобу. Ответственность за достоверное и своевременное представление статистической отчетности возлагается на председателя суда.[17]
Третейский
суд - форма разрешения правовых споров,
осуществляемого не государственными
судами, а третьими по отношению
к сторонам спора физическими
лицам, избранными сторонами в соответствии
с действующим законодательство
Правовая основа деятельности третейских судов - арбитражей в России закреплены в положениях ст.11 Гражданского кодекса РФ, в Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже», в ФЗ РФ «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002г., в новой редакции АПК РФ и ГПК РФ, в других нормах права РФ, а также в международных соглашениях, касающихся коммерческого арбитража.[22]
Согласно п.2 статьи 1 Закона РФ №102-ФЗ в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.
Третейские суды в современной России получили большое развитие, в том числе в банках. В их компетенцию входит рассмотрение различных споров, возникающих из различных гражданских правоотношений. В частности, это экономические споры, которые в соответствии с Конституционным Федеральным законом подведомственны арбитражным судам (это закон «Об арбитражных судах в РФ»). Также деятельность таких судов и решение вопросов регламентируется ФЗ «О третейских судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом и ещё одним законом Российской Федерации – «О международном коммерческом арбитраже». Кроме того, деятельность третейского суда регламентируют международные договоры и межгосударственные соглашения. Третейские суды есть во всех крупных городах России. Например, в столице России одним из таких судов является Третейский суд Москвы. Этот готовый третейский суд существует с 2002 г.
Основные преимущества
третейских судов:
1) возможность выбора арбитра сторонами,
2) быстрота рассмотрения правовых споров
(при этом сторонам гарантируется соблюдение
коммерческой тайны),
3) простота обращения за решением спора
и доступность всех судебных процессов,
4) высокий уровень квалификации судей
(арбитров),
5) отсутствие процессуальных штрафов,
6) возможность заранее согласовать дату
рассмотрения спора,
7) отсутствие строгих процессуальных
требований, предъявляемых к участникам
споров.
8) при необходимости третейский суд может
рассмотреть споры в порядке выездной сессии
в любом из населённых пунктов России,
что весьма удобно для жителей отдалённых
населённых пунктов. Конституция Российской
Федерации, являясь Основным Законом страны,
имея высшую юридическую силу и прямое
действие, в статье 45 закрепляет положение
о том, что государственная защита прав
и свобод человека не исключает и самостоятельных
активных действий каждого по защите своих
прав и свобод всеми способами, не запрещенными
законом. Такой подход расширяет возможности
граждан и юридических лиц в проявлении
инициативы, способах отстаивания нарушенных
прав.
Особое значение для граждан-предпринимателей
и юридических лиц приобретает третейское
разбирательство, в процессе которого
учитывается специфика предпринимательских
отношений (обеспечивается соблюдение
коммерческой тайны, разбирательство
носит закрытый характер, решения такого
суда, как правило, не публикуются), активнее
используется принцип состязательности
сторон, а не только поиск формально провозглашаемой
"объективной" истины с целью преимущественной
защиты "общегосударственных" или
иных публичных интересов (а не интересов
участников), шире возможности достижения
различных форм компромиссов и т. д.
Другими важнейшим преимуществам третейского суда является – то, что здесь проходит намного меньший срок от подачи искового заявления до выдачи исполнительного листа (40 – 50 дней). Для сравнения – в арбитражных судах этот срок составляет 130 – 180 дней, а с учётом обжалований – и более того (до 360 дней). Также следует учесть и то, что размер третейских сборов небольшой, он обычно намного меньше, чем размер госпошлины в арбитражном суде. Иногда имеется возможность по отсрочке уплаты третейских сборов.
Наиболее древняя форма
международной юрисдикции - третейские
суды, практика применения которых была
известна уже народам древнего Востока.
В примитивном виде эта форма разрешения
споров встречалась довольно часто в средние
века.
В России третейские суды известны уже
с ХII века. Именно в это время появляются
выборные торговые третейские суды ивановского
купечества, позднее - смешанные третейские
суды для рассмотрения споров между новгородскими
и немецкими купцами.
Древнейшим и наиболее известным нормативным
актом о третейском разбирательстве считается
Договорная грамота великого князя Дмитрия
Донского с князем Серпуховским Владимиром
Храбрым от 1362 года.
Первый кодифицированный законодательный
акт о третейском суде был утвержден 15
апреля 1831 года (включался в Свод законов
Российской империи 1833, 1842 и 1857 годов) и
предусматривал добровольный третейский
суд, основанный на соглашении сторон,
и "узаконенный" третейский суд, обязательный
в силу закона для рассмотрения споров
между акционерами, акционерами и посторонними
лицами. Однако данные третейские суды
дальнейшего распространения не получили,
а проведенная в 1864 году судебная реформа
отменила узаконенные, но оставила добровольные
третейские суды, которые также должного
признания не получили.
Советская власть сохранила дореволюционное
третейское судопроизводство, а деятельность
судов регламентировалась Декретом о
третейских судах 1918 года, который предусматривал
возможность обращения к третейскому
суду "по всем спорным гражданским,
а также частноуголовным делам". В дальнейшем
были приняты Положение о третейском суде
РСФСР 1924 года и ГПК РСФСР 1924 года, которые
внесли существенные изменения в деятельность
третейских судов. Однако третейские суды,
созданные в период НЭПа на многих отечественных
товарных и фондовых биржах, прекратили
свое существование одновременно с самими
биржами. После этого в стране постоянно
действовали лишь два третейских суда
для разрешения споров из внешнеэкономического
оборота - внешнеторговая арбитражная
комиссия (с 1993 года - Международный коммерческий
арбитражный суд) и Морская арбитражная
комиссия при Торгово-промышленной палате
СССР (сейчас - ТПП Российской Федерации).
В начале 90-х гг. с развитием в России рыночных
отношений наблюдается возрождение третейской
формы разбирательства как ответ на "социальный
заказ" участников формируемых свободных
гражданского и торгового оборотов. Временное
положение о третейском суде для разрешения
экономических споров от 24 июня 1992 года
в редакции Федерального закона от 16 ноября
1997 года является на сегодняшний день
основным нормативно-правовым актом РФ
по данному вопросу. Закон "Об арбитражных
судах в РФ" включил в себя специальную
статью "Право на обращение в третейский
суд и к посреднику", которое получило
дальнейшее развитие в Арбитражном процессуальном
кодексе РФ и в Законе "О международном
коммерческом арбитраже", а также в
Гражданском кодексе РФ.
Следующим шагом в этом направлении призвано
стать принятие нового закона Российской
Федерации о третейских судах, проект
этого закона уже принят Государственной
Думой в первом чтении. Закон призван упорядочить
систему нормативных актов о третейском
суде, а также восполнить пробелы правового
регулирования деятельности третейских
судов по спорам между организациями и
гражданами, сблизить законодательную
регламентацию процедуры третейского
разбирательства внутригосударственных
споров в соответствии с мировыми стандартами.
Третейские суды в судебную систему государства
не включаются. Они являются альтернативной
по отношению к государственной юстиции
формой рассмотрения и разрешения правовых
споров: "суд третьего лица, суд посредника
или посредников" (в противоположность
самосуду сторон). В Конституции РФ прямо
сказано, что правосудие в Российской
Федерации осуществляется только государственными
судами судебной системы государства,
установленной Конституцией страны. В
соответствии со статьей 46 Конституции
РФ каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод. Действующее законодательство
более подробно говорит о защите гражданских
прав. В частности, это, прежде всего, статья
11 Гражданского кодекса РФ, которая говорит
о том, что "защиту нарушенных или оспоренных
гражданских прав осуществляет в соответствии
с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд,
арбитражный суд или третейский суд",
а также статья 27 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР и статья 23 Арбитражного
процессуального кодекса, также закрепившие
существование в России третейских судов
как альтернативы государственным.[22]
Под третейским разбирательством понимается
мирная форма урегулирования конфликта
путем переговоров между сторонами.
После возникновения конфликтной ситуации
у стороны, чьи права оказались нарушенными,
появляется возможность обращения в третейский
суд с исковым заявлением для возбуждения
дела. От самого заинтересованного лица
зависит - обратиться в суд за защитой
либо молча терпеть это правонарушение.
К подведомственности третейского суда
отнесены экономические споры, возникающие
из гражданских и иных правоотношений
между юридическими лицами, гражданами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и имеющими статус индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном
законом порядке.
Деятельность третейских судов регулируется
нормативными актами, издаваемыми государством,
но соответствующие нормы диспозитивны,
менее императивны, чем регулирующие деятельность
государственных юрисдикционных органов.
Многие процессуальные вопросы могут
регулироваться непосредственно сторонами,
что исключено при рассмотрении дел в
государственном суде.
Только по обоюдному согласию сторон,
заключенному в письменном виде (так называемая
третейская оговорка), дело можно передать
в третейский суд, что не характерно для
государственных судов, где для рассмотрения
дела достаточно согласия одной из сторон.
Несомненным преимуществом является
возможность каждой стороны самостоятельно
выбирать судей, рассматриваемых конкретное
дело. Кроме того, судьями могут быть не
только юристы. Стороны могут выбрать
для рассмотрения дела лиц, которым они
доверяют и в чьей профессиональной пригодности
не сомневаются, то есть в отличие от государственного
суда арбитры не назначаются, а избираются
из числа специалистов, способных самостоятельно
оценить фактические обстоятельства дела
без привлечения дорогостоящих экспертов.
Реализуя свои права на судебную защиту,
гарантированную статьей 46 Конституции
РФ, граждане и юридические лица при обращении
в третейские органы, должны помнить о
следующих существующих ограничениях.
Так, например, граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью и
юридические лица любых организационно-правовых
форм могут рассматривать свои споры в
третейских судах, созданных для конкретного
дела, и постоянно действующих третейских
судах. Однако граждане, не занимающиеся
предпринимательской деятельностью, могут
рассматривать свои споры только в третейских
судах, создаваемых для конкретного дела.
Осуществить свое право на защиту в суде
граждане могут как самостоятельно, так
и через своего представителя.
В последнее время роль третейских судов
все больше возрастает. Это объясняется
возрастающей популярностью третейского
судопроизводства среди российских предпринимателей
и граждан, так как оно обладает целым
рядом преимуществ перед государственной
судебной системой. Самые главные из них
- это быстрота разрешения конкретного
спора, его дешевизна (третейский сбор
в несколько раз ниже, чем государственные
сборы и пошлины), выборность и независимость
третейских судей, и, наконец, решение
третейского суда является окончательным
и подлежит немедленному исполнению (если
в решении не указан конкретный срок);
пересмотреть вынесенное решение невозможно.
В случае неисполнения ответчиком решения
третейского суда, включается государственный
механизм исполнения решений судов в принудительном
порядке, что влечет за собой выдачу государственным
арбитражным судом исполнительного листа,
на основании которого судебным приставом
возбуждается исполнительное производство
со всеми вытекающими из этого неблагоприятными
последствиями для должника.
Таким образом, в свете внесенного в Думу
пакета "президентских" законов,
касающихся проведения судебной реформы
в России, развитие третейского суда как
формы разрешения споров не только необходимо
для спорящих сторон, но и призвано "разгрузить"
арбитражные и суды общей юрисдикции,
решить спорные вопросы судебной практики,
развить не только функции контроля, но
и функции содействия государственных
судов в отношении третейских судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом "Об Арбитражных судах в Российской Федерации" (от 28 апреля 1995г.) и другими федеральными конституционными законами.[3]
Общими задачами
всех арбитражных судов являются:
защита охраняемых законом прав и
интересов граждан и
Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:
а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;
б) предупреждают нарушения законодательства;
в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;
г) осуществляют международные связи в
установленном порядке.
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации (п. З ст. 10 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации).[2]
Нормативно-правовые акты:
Научная и учебная итература: