Цели наказания и механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы.
Основными целями данной работы являются теоретическое изучение и всестороннее выяснение наиболее важных и сложных вопросов, касающихся определения уголовного наказания и его целей; исследование политико-правовых идей, взглядов, их социальных носителей (субъектов) в теории наказания и определение на этой основе направления совершенствования современной концепции наказания.
Задачи исследования.
Достижение указанных целей обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
· определить признаки, присущие наказанию, и на основе этого дать характеристику понятия наказания;
· провести теоретическое осмысление уголовного наказания как института карательной практики;
· осуществить историко-правовое исследование уголовно-правовых норм, закрепляющих определение наказания, с целью выявления преемственности современного закона, его достоинств и недостатков;
· проанализировать проблемы совершенствования правоприменительной практики в отношении преступлений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...……..3
Глава 1. Понятие и сущность наказания в российском уголовном праве …………….………………………………….………………..….………….……6
1.1 История возникновения и развития взглядов на сущность наказания в отечественном уголовном праве ………………………………………..……...6
1.2 Понятие и признаки наказания в уголовном праве РФ ………………….11
Глава 2. Особенности целей наказания и их реализация в российском уголовном праве………..……………………………………………………….18
2.1. Определение целей наказания и их закрепление в уголовном законодательстве РФ ….………………………………………………………..18
2.2 Содержание целей уголовного наказания и проблемы их реализации в современных условиях …………………………….……………………………27
Заключение…………………………………………………….………..………..35
Список литературы…….……………………………………….….…….………38

Файлы: 1 файл

курсовая по уг. пр..doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, частично предупредительный эффект заключен не только во внутренней мотивации  поведения осужденного благодаря  испытанию наказания. Есть наказания, которые по своему характеру больше или меньше способствуют этой цели. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью обезвреживает осужденного. Лишение свободы как наказание больше располагает ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его отбывания. Наказания, не связанные с лишением свободы, или виды условного осуждения в той или иной мере связаны с усилением социального контроля за осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, частно превентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами социально-криминологической профилактики [4- с.187].

Не  маловажную роль в системе наказания  играют уголовно-исправительные учреждения, а также уголовно-исполнительные инспекции, основной целью деятельности которых является исправление осужденного и предупреждение новых преступлений. Федеральной службой исполнения наказания ведутся статистические учётные данные всех осужденных, проводится анализ проделанных работ за конкретный период для того, чтобы вносить корректировки в работу органов и добиваться более эффективных результатов.

 

 

 

 

2.2 Содержание целей уголовного  наказания и проблемы их реализации  в современных условиях

 

При рассмотрении сути общей превенции в литературе встречаются различные подходы. В одних случаях вопрос ставится широко, сторонники такой трактовки исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко всем членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета. В то же время общее предупреждение несет в себе воспитательную функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в случае совершения преступления.

Приведенная трактовка представляется необоснованно  расширительным толкованием понятия  общего предупреждения. Во-первых, здесь  имеет место известное смещение воспитательной и предупредительной ролей уголовного права в целом и одного из его основных институтов – наказания в частности. Главное же состоит в том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно не приемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п.

По  данным некоторых исследований, лишь 9% городских жителей ссылаются  на страх перед наказанием как  на главный удерживающий от преступления мотив.

Существует  и обратная точка зрения. Так, некоторые  считают, что применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Теория устрашения, навеянная еще суровыми и варварскими карами средневековья, видит в наказании средство создать в преступнике и во всем обществе чувство страха, удерживающее от учинения новых преступлений. Как элемент психического комплекса, на который воздействует наказание, чувство страха учитывается почти всеми теориями: путем страха можно и предупреждать преступления, достигать «социальной защиты» и даже воспитывать и исправлять людей.

Противоречива роль смертной казни в данном вопросе. Представляется, что применение данного  вида наказания оставляет возможность  констатировать лишь кару осужденному  и общую превенцию остальным  гражданам. Так, С.Г. Келина обоснованно пишет: «Цель частного предупреждения – перевоспитание преступника, с тем чтобы он в дальнейшем не совершал новых преступлений, в случаях применения этой меры наказания (имеется в виду смертная казнь), естественно не ставится» [12 – с.24].

В настоящее время лишь некоторые криминалисты выступают за расширение перечня преступлений, наказываемых смертной казнью. Большинство же среди сторонников смертной казни все же не исключают возможность ее отмены в будущем, когда для этого будут созданы необходимые предпосылки. Однако вполне возможно, что смертная казнь может быть отменена в современной России, и в обоснование этого приведем следующие аргументы.

1. Смертная  казнь противоречит международно-правовым  стандартам в области прав  человека. Установление запрета на применение смертной казни в современном международном праве связано с утверждением в качестве основного принципа уважения прав и основных свобод человека и общим признанием абсолютного права на жизнь. Так, по состоянию на 31 декабря 2002 г. участниками Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. стали уже 49 государств, причем не только экономически развитых. Норма о запрете на смертную казнь в настоящее время признана почти всеми государствами-членами Совета Европы.

2. В  настоящее время в мире наблюдается  устойчивая тенденция к отказу  от применения смертной казни,  отражающая приверженность многих  государств демократическим тенденциям  и гуманистическим ценностям.

3. Отмена  смертной казни в современной России подготовлена исторической тенденцией к сужению пределов применения этой меры уголовного наказания.

4. Отмена  смертной казни в России обусловлена  официальным признанием приоритета  прав человека перед интересами  общества и государства. В соответствии с Конституцией РФ приоритетной задачей уголовного законодательства является охрана прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 2 УК РФ). Однако смертная казнь отрицает неотчуждаемое право на жизнь, делая преступника только объектом уголовно-правового воздействия государства.

5. Смертная  казнь по своей природе не  соответствует такой цели наказания,  как исправление осужденного  (ч. 2 ст. 43 УК РФ), и тем самым  имеет нравственную отрицательную  оценку.

6. Исполнение  смертной казни в отличие от  других мер уголовного наказания – необратимо и поэтому исключает возможность исправления судебной ошибки в отношении необоснованно осужденного.

7. Сохранение  в УК РФ смертной казни может  служить основанием для отказа  в удовлетворении просьбы России  об экстрадиции.

8. Пожизненное лишение свободы соответствует целям уголовного наказания и, как показывает мировой опыт, является адекватной альтернативой смертной казни.

9. Установка  массового сознания на сохранение  смертной казни основана на  неверном представлении о месте  мер государственного принуждения в системе воздействия на преступность, что применение смертной казни влияет на снижение уровня преступности [14 – с.41].

Происшедшие в уголовном законодательстве изменения  сделали актуальным вопрос: в чем  заключено социальное назначение наказания? Что должно преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или направленность на предупреждение преступления? Превращение государства в правовое требует преобразования уголовной политики в социальную политику предупреждения преступности. Уголовное наказание как особая форма государственного принуждения рассматривается в юридической литературе в качестве правовой категории. Однако по своему содержанию, функциям, характеру и объектам воздействия оно значительно шире, чем общественные отношения, возникающие при назначении, исполнении и освобождении от отбывания наказания.

Институт  наказания реализует функцию  социального контроля с точки  зрения как общей, так и частной  превенции. Эффективность социального  контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

От  целей наказания следует отличать его функции, с помощью которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты на пути к цели. Смешение целей с функциями встречается в литературе, и это не только мешает правильному уяснению тех и других, но и приводит к искажению социального назначения наказания, направленности уголовной политики. Такое, например, происходит, когда в качестве цели наказания признается сама кара. Ранее законодатель отделял кару как основу наказания от его целей указанием на: 1) исправление и перевоспитание осужденных; 2) предупреждение совершения преступлений осужденным; 3) предупреждение совершения преступлений иными лицами (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.) [15 – с.35].

В УК РФ 1996 г. законодатель оговорил в норме  цель исправления осужденного. Под  исправлением осужденного Н.А. Стручков понимает: «во-первых, результат определенного воздействия на лицо, совершившее преступления, и, во-вторых, специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях исполнения наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия». Н.А. Беляев пишет по этому поводу так: «Исправление – это та оптимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых преступник хотя и не превращается в активного, сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным для общества» [7 – с.51].

Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем. Исследования показывают, что общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной ответственности и за ужесточение санкций в рамках действующего законодательства, одновременно склоняется к тому, что эффективность, например лишения свободы, невелика и отбывание наказания в местах лишения свободы в большинстве случаев не достигает цели исправления и тем более перевоспитания.

Внесение  изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство способствовало существенному  в 2004 г. снижению тюремного населения  в России. Однако в последующие  годы число тюремного населения опять возросло и по состоянию на январь 2007 г. составляло 871 тыс. 693 человека. Россия входит в лидеры стран, где самое большое тюремное население (после Китая и Индии). Накопление осужденных в учреждениях УИН происходит не только из-за частого применения такого вида уголовного наказания как лишение свободы. Лишение свободы в значительной своей части применяется за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а этого, видимо, можно было бы избежать [17 – с. 29-30].

 Также  это происходит и из-за назначения судами длительных сроков его отбывания. А практика исполнения наказаний свидетельствует, что применение длительных сроков лишения свободы к осужденным негативно отражаются на личности, снижают эффективность воспитательного воздействия, повышают агрессивность, риск психических и иных заболеваний, и значительно осложняют процесс постпенитенциарной адаптации.

Определенную  часть осужденных составляют не закоренелые  преступники, а люди, совершившие  уголовное преступление по неосторожности, против их воли, а то и вовсе ставшие жертвами обстоятельств, судебной ошибки. Скорее всего, понесенное наказание будет восприниматься ими как несправедливость. Кто знает, что их ждет после освобождения и кем они станут. Затаив обиду, ожесточившись, они, возможно, уже не будут такими правопослушными гражданами, какими были до отбытия наказания. Без сомнения, что много и тех, кто осознанно шел на совершение уголовного преступления, кому чужды нормы нравственности и морали, кому безразлично наступят правовые последствия их преступных деяний или нет, которые заслужено получают длительные сроки отбывания наказания. Однако государством, в любом случае, должны быть созданы предпосылки для переосмысления такими осужденными своих деяний и образа мышления.

Проблемы существуют уже в самих учреждениях исполнения наказания. Проблема жестокого обращения с подследственными, подсудимыми, осужденными для нашего государства не нова. На протяжении столетий пытка, которую следует считать квалифицированным видом насилия, являлась основным средством получения доказательств, широко использовалась в расследовании и даже была регламентирована в законодательстве. Но и после официального запрета подобные методы работы правоохранительных органов еще долгое время негласно одобрялись. [10 -  с.13].

Лишение свободы представляет собой одно из наиболее распространенных наказаний, которое должно отвечать также задачам  общего и специального предупреждения. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет  противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в среду, где опасность «заражения» отрицательными взглядами и чертами наиболее велика. [16–с.69,71]

В действующем  уголовном законодательстве определенно  отражено стремление устранить эту  проблему указанием, что «более строгий  вид наказания из числа предусмотренных  за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания» (ч. 1 ст. 60 УК).

В современной  уголовной политике в области  применения наказания существуют три  направления, по которым должна реализовываться цель предупреждения:

1)  сокращение реального применения лишения свободы;

2)  расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;

3)  дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы.

Однако  на практике этого не так-то просто достичь.

Цели  наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания.

Вопрос  о целях наказания всегда был  спорным. Между тем уяснение целевой  сущности наказания и выбор приоритетной цели, особенно судьями при рассмотрении конкретного дела, предопределяет судьбу лица, совершившего преступление. Так, если судьи будут думать главным образом о предотвращении новых преступлений, они применят к виновному лицу более строгое наказание. Напротив, если они увлекутся будущей судьбой виновного, его личностью, семейным положением, причинами и условиями, способствовавшими совершению преступления, может быть выбрана чрезмерно мягкая мера наказания. Назначенная виновному мера уголовно-правового характера должна реализовывать обе цели: общее и частное предупреждение совершения преступлений. Закон определяет цели наказания таким образом, чтобы одна угроза применения наказания содействовала предупреждению совершения новых преступлений, о чем говорится в норме об определении преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Информация о работе Цели наказания и механизм их реализации