Цели наказания и механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы.
Основными целями данной работы являются теоретическое изучение и всестороннее выяснение наиболее важных и сложных вопросов, касающихся определения уголовного наказания и его целей; исследование политико-правовых идей, взглядов, их социальных носителей (субъектов) в теории наказания и определение на этой основе направления совершенствования современной концепции наказания.
Задачи исследования.
Достижение указанных целей обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
· определить признаки, присущие наказанию, и на основе этого дать характеристику понятия наказания;
· провести теоретическое осмысление уголовного наказания как института карательной практики;
· осуществить историко-правовое исследование уголовно-правовых норм, закрепляющих определение наказания, с целью выявления преемственности современного закона, его достоинств и недостатков;
· проанализировать проблемы совершенствования правоприменительной практики в отношении преступлений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...……..3
Глава 1. Понятие и сущность наказания в российском уголовном праве …………….………………………………….………………..….………….……6
1.1 История возникновения и развития взглядов на сущность наказания в отечественном уголовном праве ………………………………………..……...6
1.2 Понятие и признаки наказания в уголовном праве РФ ………………….11
Глава 2. Особенности целей наказания и их реализация в российском уголовном праве………..……………………………………………………….18
2.1. Определение целей наказания и их закрепление в уголовном законодательстве РФ ….………………………………………………………..18
2.2 Содержание целей уголовного наказания и проблемы их реализации в современных условиях …………………………….……………………………27
Заключение…………………………………………………….………..………..35
Список литературы…….……………………………………….….…….………38

Файлы: 1 файл

курсовая по уг. пр..doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Процесс применения средств достижения целей  наказания во время его исполнения противоречив по своей сущности. С  одной стороны, он призван удерживать осужденных от совершения преступлений, с другой – с ним связано порождение массы проблем. Противоречивость особенно заметна, когда речь заходит о наказании в виде лишения свободы. Ставя задачу по приспособлению человека к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить его полезному активному поведению, содержат в обстановке полной регламентации, вырабатывающей пассивность; думая заменить в сознании человека вредные привычки полезными, его содержат среди ему подобных и т.д. Поэтому все исправительные средства: режим, труд, обучение и воспитательное воздействие воспринимаются осужденными, главным образом, как неизбежная кара.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, научная литература, монографии отдельных авторов, что позволило провести теоретическое осмысление понятия уголовного наказания и его целей, определить признаки наказания, проанализировать проблемы совершенствования правоприменительной практики в отношении преступлений. Данное исследование позволило сделать следующие выводы.

Чтобы назначить справедливое наказание, требуется выяснить, в чем же заключается его суть. Особенность данного вопроса в том, что огромное количество ученых, исследователей, правоведов на протяжении ни одного столетия занимаются изучением понятия наказания, а мнений по этому вопросу не так много. Проблема же сводится к тому, что мнения эти диаметрально противоположны друг другу. Противоречия заключаются в признании карательного элемента основополагающим при назначении наказания одними исследователями и в отрицании его другими.

Сторонники  кары как одной из целей уголовного наказания А.Н. Беляев, В.Г. Смирнов, И.И. Каппец, П.П. Осипов и ряд других ученых утверждают, что наказание  назначается не только для того, чтобы конкретный человек не совершал преступлений, но и за то, что он уже совершил. Воздаяние, считают они, не связано с бездумной формулой «смерть за смерть», но преступник получает наказание, являющееся в определенной степени возмездием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего.

Противники  такого подхода (А.А. Герцензон, А.А. Пионтковский, А.Л. Ременсон, М.Д. Шаргородский и др.) утверждали, в свою очередь, что кара является сущностью наказания и не может ни в коем случае являться его целью. Конечной целью наказания является только и исключительно превенция преступлений.

Если  предположить, что понятие «наказывать» синоним понятию «карать», получается, что кара уже не может быть целью  наказания. В этом случае целями станут исправление и предупреждение. Если мы будем считать понятия «наказывать» и «поучать» синонимами, то цели останутся прежними.

Однако  обойтись без карательного элемента невозможно. Потерпевшая сторона  преступления будет требовать восстановления справедливости. Потерпевшую сторону  не интересует исправится преступник или нет, будет это способствовать снижению преступности в целом или нет. Последние два вопроса волнуют в первую очередь государство. Более того, восстановление социальной справедливости выглядит единственной реальной целью (если не в глазах потерпевшей стороны, то в глазах государства). Целей исправления и предупреждения далеко не всегда возможно достичь.

Ст. 43 УК РФ даёт чёткое понятие и называет цели наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая  по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.»

Современное законодательство не предусматривает  понятия мести, но обозначило целью  наказания восстановление социальной справедливости. Представляется, однако, что суть данных понятий одна. И не следует закрывать на это глаза. В различные периоды времени месть приобретает разные формы. Восстановление социальной справедливости – это более цивилизованное понятие, не противоречащее нормам внутригосударственного и международного права. Форма осуществления мести также может быть цивилизованной. Международное сообщество стремится к минимизации насилия в любом его проявлении.

Цель  предупреждения преступления по своей  сути также является сложной. Логично  предположить, что достижение цели общей превенции более реально при установлении жестких санкций за преступления. И, наоборот, частная превенция предполагает снижение пределов уголовной ответственности.

Реализация  данной задачи представляется реальной при индивидуальном подходе в  назначении наказания. Если принимать во внимание оба значения понятия «наказывать» (карать-поучать), при этом дифференцируя понятие превенции, то все становится на свои места. При этом не следует изначально ставить сразу все цели. Таким образом получается, ставя цель исправления, она скорее всего будет достигнута наряду с целью превенции. Цель восстановления социальной справедливости будет достигнута наверняка; и в том и в другом случае виновные понесут наказание. Взаимодополняя друг друга, эти два подхода в назначении наказания будут способствовать реализации общих целей. Можно предположить, что так и происходит на практике. Проблема сводится к отрицанию карательного элемента, без которого, как уже было сказано выше, не обойтись.

Необходимо  увеличение числа различных социальных программ, усиление культурно-воспитательных мер. Также немаловажно заниматься профилактикой наркомании и алкоголизма. Конечно, какие-то меры в этом направлении принимаются; необходимо, чтобы они осуществлялись регулярно и добросовестно. Одна из главных проблем общества – отсутствие нравственности от недостатка воспитания. Обязательное условие успешного решения проблемы – взаимное уважение между людьми, которое дают знания.

Выводы, сделанные в моей курсовой работе, в достаточной мере субъективны, основаны на изученном материале. Не исключено, что наличие практического опыта способствовало бы мне более глубокому пониманию проблемы определения уголовного наказания и его целей.

 

Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. федер. конституц. закона от 30.12.2008 N 7-ФКЗ ) // Российская газета. – , N 7, 21.01.2009. С - 8.

2.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г., в редакции 01 июня 2010г.] – М.: Эксмо, 2010. – (Б-ка российского законодательства) -  С.32.

3.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2010.- С.35.

4.  Акоев К.Л. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для ВУЗов / К.Л. Акоев. – М.: Юридическая литература, 2008. - С. 32,187.

5.  Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок / Е.Р. Азарян. – СПб., 2007. – С. 75,80.

6. Беккария Ч. О преступлениях и наказания. – М., 1995. С. 106.

7.  Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения / Н.А. Беляев. – Л.: Наука, 1963. – С. 51.

8.  Бородин С.В. Проблемы возмещения ущерба за умышленные преступления / С.В. Бородин // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 95.

9.  Горелик А. Реализация принципа справедливости в правилах назначения наказания / А. Горелик // Следователь. – 2007. – № 1. – С. 2.

10.  Дворянсков И. Наказание или пытка: парадокс уголовного закона / Иван Дворянсков // Уголовное право. – 2005. – № 1. – С. 13.

11.  Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика / В.И. Зубкова. – М.: Юридическая литература, 2009. – С. 1-29.

 

 

12.  Казаков Д.В. Право на смертную казнь: сборник статей / Д.В. Казаков. – М.: Норма, 2004. – С. 24.

13. Козочкин И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран. Учебное пособие. – М., 2001. – С. 85.

14.  Лепешкина О. Наказание в виде смертной казни / Оксана Лепешкина // Уголовное право. – 2005. – № 2. – С. 41.

15. Люблинский П.И. О действии наказания. – С - 35.

16.  Прозументов Л. Преступность в местах лишения свободы: понятие, криминологическая характеристика /Лев Прозументов, Ольга Филиппова // Уголовное право. – 2007. – № 2. – С. 125–126.

17.  Прохорова А. О некоторых результатах криминологического исследования лиц, отбывших лишения свободы / А. Прохорова // Следователь. – 2007. – № 5. – С. 29–30.

18.  Таганцев Н.С. Русское уголовное право / Н.С. Таганцев // Русское уголовное право: в 2 т. – М.: Наука, 1994. – Т. 2. . – С.40, 63, 97.

19.  Филимонов В.Д. Принципы уголовного права / В.Д. Филимонов. – М.: Юрист, 2002. –С.28.

20.  Цепляева Г.И. Наказание в Российском уголовном праве: учебное пособие / Г.И. Цепляева, А.А. Тайбаков. – Петрозаводск, 2002. – С.8

21. Чучаев А.И. Цели наказания в советском уголовном праве. - М.: ВЮЗИ, 1989. – С.70.

22. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. – Л., 1973. – С. 16.

 


Информация о работе Цели наказания и механизм их реализации