Древняя китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Традиционное право древней китайской цивилизации развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер и пронизывали все сферы жизнедеятельности человека[8, с.98]. Поэтому в уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни древней Китайской цивилизации, изначально регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служили нормы морали (нравственности).
Мораль как форма общественного сознания существовала и действовала в Древнем Китае в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служили регулятором их поведения.

Файлы: 1 файл

Уголовное право (1).docx

— 54.84 Кб (Скачать файл)

Был введен также принцип, проложивший путь запрету на своевольное клеймение рабов. «Суть Неба и Земли заключается в том, что человек превыше всего, [поэтому] нельзя снижать наказание тем, кто убивает рабов и рабынь» (пер. И. В. Крюкова).

Хочется отметить, что широко практиковалось наказание, нацеленное на перевоспитание правонарушителя путем привлечения всеобщего внимания к его делу и наказанию. Согласно Обозрению законов династии Хань [13, с.389], написанному в I в., перечень пяти видов наказания был назван ниспосланным Небом, однако был при этом дополнен уточненным перечнем орудий и способов реализации наказаний на практике: в процессе осуществления казни мятежников надлежало использовать доспехи и оружие военных отрядов, а для осуществления смертной казни всех остальных - топоры и секиры. Для среднего наказания (отрезание носа и конечностей) должны были применяться ножи и пилы; для удаления коленных чашечек и клеймения – долота и сверла. Тела преступников, подвергнутых большому (мучительному и позорящему) наказанию, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, а в особенных случаях - на рынке или в пределах двора правителя.

Кроме этого в ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу "если воля добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания [7, с.198]. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять:

– предумышленные и непреднамеренные преступления;

– преступления, совершенные со злым умыслом и без него;

– преступления, совершенные по ошибке.

–о конченное преступление и покушение как проявление преступной воли;

– соучастие и групповое преступление, главарем в котором считалось лицо, непосредственно замыслившее его.

Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со "злодейским умыслом" или в драке.

В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника.

Концепция "преступной воли" определяла и содержание таких институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.

Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не знало) определялось также наставлением Конфуция: "Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям" [13, с.345]. В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались не выплатившие долг должники.

О предназначении законов и наказаний удачно сказано в трактате ханьской эпохи под названием «Хуайнань-цзы» (ок. 180—122 гг. до н. э.):

«Наказаний и штрафов недостаточно, чтобы изменить нравы; казни и убийства не могут пресечь зла... Законы — это меры и весы Поднебесной, уровень и отвес для правителя. Законы устанавливаются для тех, кого должно наградить. С введением законов тот, кто действует, сообразуясь с мерой, награждается, кто, недостаточно придерживается правил, того казнят. Почетное положение и благородство не могут облегчить наказания, а низкое положение и низкий род не могут отяготить его.

Законы рождаются из правил, правила рождаются из того, что соответствует многим. То, что подходит многим, происходит от совпадения мыслей разных людей. В этом суть управления. Поэтому тот, кто постиг корень, не заблудится в верхушке. Разглядевший суть не затеряется в мелочах. Законы не созданы Небом, не рождены Землей, они возникли среди людей и ими же могут быть исправлены... То, что установлено для низших, нерушимо и для высших, и, что запрещено народу, запрещено и тебе. Гибнущее государство — это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет закона... Лишь тому, кто умеет налагать запрет на себя, народ повинуется... Таким образом, законы, установления, меры и весы — это средство для правителя управлять низшими. Отказаться от них и не использовать — это все равно, что скакать на невзнузданном коне» (Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М.,1990. С. 67, 74—75).

Таким образом, самой развитой областью законодательства Древнего Китая стало карательное законодательство. Хотя и здесь, как видим, существовала особая иерархия норм: по традиции спор, или конфликт интересов, должен был решаться на основе чувства человеколюбия, затем на основе требований ритуала (этикета), затем разума и только в самую последнюю очередь на основе обращения к требованиям права. Отрасль гражданского права все время оставалась недостаточно разработанной. Однако в области уголовного (карательного) законодательства количество переходило в качество. Когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов древности и последующих веков, они нередко приходили к выводу о том, что карательная политика и законодательство в Китае находились на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы.

Это можно объяснить условиями, которые были заложены в "…цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума"[6, с.177], именно они оказывали влияние на формирование уголовного права Китая. Основополагающими для формирования права древней Китая являлись и философские учения, которые послужили хорошей основой для возникновения сильного централизованного государства с глубоко проработанными источниками права, содержащими правовые нормы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т.: Учеб. для студентов вузов. Т. 2. - М.: Высшая школа, 1998. - 495 с.

2. Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: "Книжный дом "Университет", 1999. – 432 с.

3. Васильев Л. С. Курс лекций по древнему Востоку: (Ближ. Восток): учеб. пособие. - М.: МГИМО, 1985. - 102 с.

4. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Вальдман. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 606 с.

5. История государства и права зарубежных стран.-2-е изд., стер..-М. :Норма - Инфра-М,2001.Часть 1 /Авт. кол. : О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова, В. А. Савельев и др. ; Под. общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. -2002. -610 с.

6. История Древнего Востока/ под ред. В. И. Кузищина.–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высш. шк., 1988

7. Кирнос А. В., Колесников В. А. История государства и права зарубежных стран: Древневосточные цивилизации. Материалы к лекциям. Ч. 1 / Кирнос А. В., Колесников В. А.; Науч. ред.: Хатуаев В. У. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ВШ МВД России, 1997. - 64 c.

8. Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций / Н. А. Крашенинникова. Рос. открытый ун-т. - М.: РОУ, 1994. - 168 с.

9. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй: М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1983.- 416 с.

10. Переломов Л. С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221 - 202 гг. до н. э.) /Отв. ред. Т. В. Степугина ;Академия наук СССР. Институт народов Азии. - М. :Изд-во восточ. лит.,1962. -244с.

11. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./ Ответственный ред. – А.Я. Сухарев. М. 2001.

12. Рыбаков В.М. (ред. и пер. с кит.). Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и) (Цзюани 9-16) СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 304 с.

13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права :В двух томах /Сост. К. И. Батыр, Е. В. Поликарпова, С. Ю. Седаков и др. ; Под ред. К. И. Батыра и Т. П. Филипова. -М. Юрист,1996. -Т. 1. - 1996. - 392 с. Т. 2. - 1996. - 520 с.

14. http://www.humanities.edu.ru/.

 

 


Информация о работе Древняя китайская цивилизация