Древняя китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Традиционное право древней китайской цивилизации развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер и пронизывали все сферы жизнедеятельности человека[8, с.98]. Поэтому в уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни древней Китайской цивилизации, изначально регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служили нормы морали (нравственности).
Мораль как форма общественного сознания существовала и действовала в Древнем Китае в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служили регулятором их поведения.

Файлы: 1 файл

Уголовное право (1).docx

— 54.84 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Основные этапы развития Древнекитайского права.

1.1.Основные черты права. Конфуцианство. Легизм.

Традиционное право древней китайской цивилизации развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер и пронизывали все сферы жизнедеятельности человека[8, с.98]. Поэтому в уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни древней Китайской цивилизации, изначально регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служили нормы морали (нравственности).

Мораль как форма общественного сознания существовала и действовала в Древнем Китае в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служили регулятором их поведения.

Таким образом, на первом этапе в шаньскоиньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю – ванну, а также внутрисемейные отношения[8, с.101]. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. При этом, правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивалось принуждением.

Хочется отметить и то, что политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах двух древнекитайских школ – конфуцианство и моисты – положила начало развитию древнекитайского права. В истории древнекитайского права заложены этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма, которые стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов. Кроме этого на формирование правового менталитета китайского общества определяющее влияние также оказали эти две основные школы.

Основателем первой был Конфуций (Кун Цю, 551 – 479 гг. до н. э.). Центральное место в этико-политической доктрине этого мыслителя занимает учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы). Конфуцию были чужды идеалы новой социальной прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению. Противопоставляя им принципы морали и долга, Конфуций обращается к идеализированным им порядкам прошлого. В этом глубокое противоречие в системе взглядов древнего философа.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Конфуций ставил общественную мораль выше права. Он отмечал: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказания и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ познает стыд и исправится" [1, с. 68-69].

В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этика - правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.

Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Конфуцианцы требовали строгого соблюдения "ли". "Ли" обычно переводят с китайского и как "ритуал", и как "этикет", и как "правила поведения", но более удачным представляется перевод термина словосочетанием «моральные устои и обусловленное ими поведение». Но необходимо уточнить, что здесь следует иметь в виду не формальные правила церемоний, а глобальную гармонизирующую правильность, старательно уподобленную древнекитайскими мыслителями неизменной правильности круговорота процессов во всей природе.

"Моральные устои суть копии устоев мира в целом, таких, например, как то, что солнце восходит на востоке или что вода течет вниз, а не взлетает вверх. Мораль есть модификация интегральных устоев для человеческого мира; ее отличие в том, что она проявляется в человеке не автоматически, а только в процессе воспитания к  социализации. Гарантом несокрушимости и неизменности моральных устоев "ли" являлось, по Конфуцию, Небо – верховная гармонирующая сила мироздания; отражением неизменных законов функционирования Неба, их микрообразами, опрокинутыми в человеческий мир, и являлись моральные устои. Потому-то столь значительна их роль; покуда они соблюдаются, мир людей уподоблен миру в целом, и, следовательно, как и мир в целом, он гармоничен и незыблем. На интегральных законах стоит мир, а на их локальных межчеловеческих проявлениях стоит человеческий мир" [12, с.15].

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" – это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной идеей такого объединения является идея "сяо" - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

С иных позиций подходил к противоречиям современного ему общества другой выдающийся древнекитайский мыслитель — Мо-цзы (Мо Ди, рубеж V—IV вв. до н. э.) Все социальные беды, по его мнению, происходят от "обособленности"), проповедуемой конфуцианцами. Поэтому Мо Ди и выдвигает тезис о необходимости "всеобщей любви", которая позволит навести порядок в Поднебесной. Мо Ди резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Призывая "почитать мудрых", Мо Ди обрушивался на наследственную знать и считал полезным такое положение вещей, когда "первоначально низкий человек был возвышен и стал знатным, а первоначально нищий был бы возвышен и стал богатым"[13, с.143].

В то же время в противовес конфуцианцам, придававшим большое значение ритуальной стороне человеческой культуры, Мо Ди утверждал, что культура необходима лишь для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей и жилищем. Все что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно.

Ряд важных положений моистского учения был заимствован философами IV – III вв. до н. э., создавшими "легистскую" школу. Если конфуцианцы видели средство умиротворения Поднебесной в совершенствовании социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, то легисты считали таким средством закон (отсюда и название этой философской школы). Только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Закон сравнивается легистами с инструментом, с помощью которого ремесленник изготавливает изделие. Закон необходим прежде всего для подчинения народа власти правителя. Не случайно, подчеркивали легисты, "и прежде мог установить порядок в Поднебесной лишь тот, кто видел свою первую задачу в установлении порядка в собственном народе, и побеждал могучих врагов тот, кто считал необходимым сначала победить свой народ"[5, с.94]. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя.

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шан, а в Х в. до н.э. в Чжоу был создан Кодекс Му. Это свод уголовного права Древнего Китая, создание которого приписывается полулегендарному царю (вану) My, правление которого относят к Х в. до н.э. Источником Кодекса Му являлось обычное право, т.е. совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством (энциклоп.сл).

Немецкий ученый Генрих Плат представляет систему преступлений и наказаний по Кодексу и другим письменным источникам позднего Чжоу в следующем виде.

Уголовное право знало разделение преступлений на разные степени тяжести. Например, незначительный проступок назывался «фа», средней степени — «нго», а тяжелое преступление — «фа нго» («плохой проступок»). Квалифицировалось также намерение преступника, совершил ли он проступок умышленно или неумышленно. В качестве смягчающих обстоятельств, как проявление внутренней слабости или болезни, рассматривались следующие: когда какой-нибудь человек действовал по страху перед должностным лицом, из мести или, наоборот, благодарности, действовал по подстрекательству женщины, по любви к деньгам, согласно рекомендации сверху.

Число преступлений Кодекс определяет в 2500 по 500 на каждое из 5 видов наказаний. Часть из них разбиралась мировым судьей (теоинь), например, вражда с отцом, к которой приравнивалась также вражда с князем (наказывалась изгнанием за море), вражда младшего брата против старшего, равно против учителя (изгнание на 1000 ли = 576 км.). В сочинениях Конфуция называются пять тяжелейших преступлений, заслуживающих смертной казни, среди которых убийство есть самое последнее:

1. поднимать смуту в  государстве,

2. вводить других в  заблуждение с помощью музыки, одежды, необычных предметов,

3. проповедовать ложные  взгляды, учить плохому и производить  разделения в обществе,

4. обманывать других ложными  видениями и гаданиями.

Некоторые наказания имели своеобразный публичный характер, например, если человек трижды нарушил административные предписания, его вину писали на доске и закрепляли ее на спине, после чего виновный должен был находиться несколько дней (от 3 до 13) на специальном камне, выставленный таким образом на позор. После наказания на камне приговоренный должен был выполнять принудительные работы от 3 месяцев до 1 года. Знает Кодекс и о тюрьмах, в которых находятся нарушители для выплаты штрафов и выполнения общественных работ. В знак наказания они не могут носить на голове обычные головные уборы (иногда они были черного цвета). Тяжело осужденных отличали также деревянные колодки на шее, ногах или руках. Срок содержания колебался от 1 до 3 лет в зависимости от степени наказания и раскаяния.

Применялись следующие пять видов наказаний уголовных преступлений:

1.Нанесение черных полос (цвет земли) на лоб преступника (клеймение).

2. Отсечение носа.

3. Отсечение ступней.

4. Кастрация. Евнухи использовались  для охраны дворцов.

5. Смертная казнь (обезглавливание).

Упоминаются также отсечение ушей, рук, а для военных — прокалывание стрелами ушей и наказание плетью. В отдельных княжествах совершались более мучительные казни, такие как привязывание к раскаленному столбу, четвертование, разрывание колесницами и т.п.

Согласно Кодексу, человек, который клятвой заверил ложное свидетельство, подвергался казни, которая угрожала обвиняемому. Осужденный, не исправившийся во время пребывания в тюрьме после административного наказания, например, бежавший оттуда, также подвергался смертной казни.

Организация министерства Наказаний представляется в следующем виде [Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М., 1981.] Во главе стоял «сыкоу», следивший за правильностью судопроизводства и выступавший верховным судьей в особо важных процессах. Ему помогали чиновники различных уровней, отвечавшие за порядком в городах и имениях («сяосыкоу»). Главный судья «шиши» провозглашал при дворе с помощью колокольчика пункты закона и заботился о том, чтобы правила были оглашены повсюду, а также определял преступления, направленные против государства, власти и собственности. Судья в княжеском домене («фанши») передавал на решение главного судьи дела, за которые грозила смертная казнь. «Яши» провозглашал клятвы и наказания, касающиеся ритуальных церемоний. За ходом слушаний наблюдал «чаоши», который также изучал долговые расписки. Если кто-либо подавал через него судье письменное свидетельство, что намерен совершить мщение врагу, его убийство не считалось преступлением. Кроме этих должностей в министерстве Наказаний было ведомство исполнителей: тюремщиков, палачей, специальных наблюдателей, организаторов каторжных работ и т.д.[Васильев Л.С. История Древнего Китая. М., 2006. - Т. 3. - С. 543-544.].

Основным принципом судопроизводства декларировалась справедливость. Судья должен был прибегать только к правильным мерам, руководствуясь состраданием. Например, если преступление выглядело сомнительным, то приговор должен был выноситься мягкий, при награждении же, наоборот, даже если заслуга невелика, награда давалась большая. Как выразился в то время судья по уголовным делам по имени Као-яо: «Добродетель, которая находит удовольствие в сохранении жизни людей, приобретает себе их сердца»[ Судопроизводство при дворе правителя Чжоу // Хрестоматия по истории Древнего Востока - М., 1980.- Ч. 2. - С. 189.]. Бытовало и такое рассуждение Конфуция: «Наказание как форма: принятая однажды, она не может больше изменяться» »[Судопроизводство при дворе правителя Чжоу // Хрестоматия по истории Древнего Востока - М., 1980.- Ч. 2. - С. 189.], поэтому судье рекомендовалось трижды обдумать свое решение.

Во время судебного разбирательства принимались во внимание 8 обстоятельств: родство с царем, кто были предки, мудрость, способности, заслуги, общественное положение, служебное рвение, не является ли обвиняемый гостем. В Кодексе называются еще другие поводы для смягчения вины: незнание, принуждение, халатность или забывчивость. Оправдание получали очень юные дети, старики и слабоумные, учитывались также стихийные бедствия вроде голода, эпидемии и прочих несчастий. Для апелляций предусматривались различные сроки. Если дело разбиралось в столице – 10 дней, в городской черте — 20, в округе — 30, в государственных владениях — 3 месяца, в частных владениях — 1 год. В течение этого срока окончательный приговор не выносился»[ Судопроизводство при дворе правителя Чжоу // Хрестоматия по истории Древнего Востока - М., 1980.- Ч. 2. - С. 189.].

Указанные в Кодексе принципы и организация судопроизводства в значительной мере соответствуют духу конфуцианского учения. И если предписания этического характера имеют своей целью пробудить в человеке самые лучшие качества, то законы призваны подавить в нем все злое. Страх наказания считался легистской правовой школой более эффективным средством, чем конфуцианские нравственные уроки и наставления.

 

 

1.2. Право во  времена царства Цинь (221-227 вв. до н.э.)

В IV в. до н. э. постепенно складываются объективные предпосылки для создания единого централизованного древнекитайского государства и все чаще высказываются доводы о необходимости преодолеть междоусобную рознь и объединить древнекитайские государства под властью одного правителя. Так во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы, большинство которых стремилось не только сформулировать свою точку зрения на методы решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике [6, с.197]. Например, Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. В частности, были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, но главной была земельная реформа. Его реформы отвечали интересам новой знати, стремящейся к установлению частной собственности на землю. В учении легизма новая аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний.

Информация о работе Древняя китайская цивилизация