Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:02, реферат
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
НАЗВАНИЕ ВУЗа
РЕФЕРАТ
по теме: «Генеральная прокуратура – высшее звено
в системе органов прокуратуры РФ»
Номер группы ____________
Наименование специальности _________________
Студент ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Номер зачетной книжки ______________________
Учебная дисциплина____________________
Кафедра ______________________________
Преподаватель _____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Город 2012
Вступление
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.
Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).
Руководящим высшим
звеном является Генеральная прокуратура
РФ во главе с Генеральным прокурором
РФ, который имеет первого
заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. В главных управлениях, управлениях и отделах уста-
навливаются должности старших прокуроров и прокуро-
ров, старших
прокуроров-криминалистов и
криминалистов, а также старших следователей по особо
важным делам и следователей по особо важным делам и
их помощников.
В Генеральной прокуратуре РФ образована также на пра-
вах структурного подразделения Главная военная прокура-
тура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора
РФ — Главным военным прокурором.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 ≪О полно-
мочном представителе Президента Российской Федерации в
федеральном округе≫ обусловил создание в рамках Гене-
ральной прокуратуры РФ управлений (отделов) в федераль-
ных округах, курируемых заместителями Генерального про-
курора РФ и координирующих деятельность органов
прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого
федерального округа.
Второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ и
приравненные к ним прокуратуры. К их числу относятся
4.1. Система,
структура и организация
прокуратуры республик в составе Российской Федерации,
прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе-
тербурга, автономных округов и Еврейской автономной об-
ласти, а также специализированные прокуратуры: Волжская
межрегиональная природоохранная прокуратура, прокура-
туры военных округов, флотов, Ракетных войск стратеги-
ческого назначения, Федеральной пограничной службы РФ,
Московская городская военная прокуратура.
В указанных прокуратурах образуются коллегии, управ-
ления и отделы (на правах управления, в составе управле-
ний). Начальники управлений и отделов на правах управле-
ний являются старшими помощниками, а их заместители и
начальники отделов в составе управлений — помощниками
прокуроров
субъектов Федерации или
прокуроров.
Низовое звено органов прокуратуры составляет прокура-
туры городов и районов, приравненные к ним военные и
иные специализированные прокуратуры, возглавляемые со-
ответствующими прокурорами. В них устанавливаются дол-
жности первого заместителя, заместителей, прокуроров, на-
чальников отделов, старших помощников и помощников
прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуро-
ров-криминалистов, а также старших следователей и следо-
вателей (в прокуратурах городов — следователей по особо
важным делам) и их помощников. По решению Генерально-
го прокурора РФ в указанных прокуратурах могут быть об-
разованы отделы.
Исходя из принципа
централизации прокурорского
ра, то есть подчиненности нижестоящих прокуроров выше-
стоящим, а всех прокуроров — Генеральному прокурору РФ,
структура управления органов прокуратуры (состоящая из
прокуратур городов и районов, прокуратур субъектов РФ и
Генеральной прокуратуры РФ) является в основном трех-
звенной.
Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием
12 декабря 1993 г., закрепила положение о том, что прокура-
тура РФ составляет единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге-
неральному прокурору РФ, установила порядок назначения
на должности и освобождения от должностей Генерального
прокурора и других прокуроров (п. ≪л≫ ст. 72, п. ≪е≫ ст. 83,
ст. 129).
Цели и задачи прокурорского надзора
Определив, что деятельность прокуратуры является самостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.
Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Эти задачи можно сгруппировать в три блока.
1. Задачи по обеспечению единства правового пространства
в государстве:
– достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
– обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
– гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
– обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
– обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
– обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.
3. Организационные задачи:
– обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
– установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
– обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы
с целью повышения эффективности деятельности;
– подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.
Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц. Граждане не являются объектом прокурорского надзора.
Разделение
прокурорского надзора и
– контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 20);
– прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ст. 21).
Полномочия прокуроров закреплены в указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ. Например, в приказе Генерального прокурора от 30.05.1996 № 30 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам, осуществляющим надзор по данному направлению, предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т.д.
На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Вопрос о том, должна ли осуществлять прокуратура надзор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов,
решается неоднозначно. Вместе с тем нельзя не отметить, что, например, в ч. 4 ст. 353 ТК содержится положение, в соответствии с которым государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Отсюда следует, что правильность и точность исполнения нормативных правовых актов ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор должен проверить.
Информация о работе Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ