Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).

Файлы: 1 файл

Реферат от 22 ноября 2012 года.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЗВАНИЕ  ВУЗа

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме: «Генеральная прокуратура – высшее звено

в системе органов  прокуратуры РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер группы ____________

Наименование специальности  _________________

Студент ____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Номер зачетной книжки ______________________

Учебная дисциплина______________________

Кафедра ___________________________________

Преподаватель  _____________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Город 2012

Вступление

 

В соответствии со ст. 129 Конституции  РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

 

Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.

 

Система территориальных  органов прокуратуры состоит  из трех звеньев (уровней).

 

Руководящим высшим звеном является Генеральная прокуратура  РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя  и заместителей. В Генеральной  прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) — помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу

заместителей  начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. В главных управлениях, управлениях и отделах уста-

навливаются должности  старших прокуроров и прокуро-

ров, старших  прокуроров-криминалистов и прокуроров-

криминалистов, а также старших следователей по особо

важным делам  и следователей по особо важным делам  и

их помощников.

В Генеральной  прокуратуре РФ образована также  на пра-

вах структурного подразделения Главная военная  прокура-

тура, возглавляемая  заместителем Генерального прокурора

РФ — Главным военным прокурором.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 ≪О полно-

мочном представителе  Президента Российской Федерации в

федеральном округе≫ обусловил создание в рамках Гене-

ральной прокуратуры  РФ управлений (отделов) в федераль-

ных округах, курируемых заместителями Генерального про-

курора РФ и  координирующих деятельность органов

прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого

федерального  округа.

Второе звено  образуют прокуратуры субъектов  РФ и

приравненные  к ним прокуратуры. К их числу относятся

4.1. Система,  структура и организация органов  прокуратуры 73

прокуратуры республик  в составе Российской Федерации,

прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе-

тербурга, автономных округов и Еврейской автономной об-

ласти, а также  специализированные прокуратуры: Волжская

межрегиональная природоохранная прокуратура, прокура-

туры военных  округов, флотов, Ракетных войск стратеги-

ческого назначения, Федеральной пограничной службы РФ,

Московская  городская военная прокуратура.

В указанных  прокуратурах образуются коллегии, управ-

ления и отделы (на правах управления, в составе  управле-

ний). Начальники управлений и отделов на правах управле-

ний являются старшими помощниками, а их заместители и

начальники  отделов в составе управлений — помощниками

прокуроров  субъектов Федерации или приравненных к ним

прокуроров.

Низовое звено  органов прокуратуры составляет прокура-

туры городов  и районов, приравненные к ним  военные и

иные специализированные прокуратуры, возглавляемые со-

ответствующими  прокурорами. В них устанавливаются дол-

жности первого  заместителя, заместителей, прокуроров, на-

чальников отделов, старших помощников и помощников

прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов, прокуро-

ров-криминалистов, а также старших следователей и следо-

вателей (в прокуратурах городов — следователей по особо

важным делам) и их помощников. По решению Генерально-

го прокурора  РФ в указанных прокуратурах могут  быть об-

разованы отделы.

Исходя из принципа централизации прокурорского надзо-

ра, то есть подчиненности нижестоящих прокуроров выше-

стоящим, а всех прокуроров — Генеральному прокурору  РФ,

структура управления органов прокуратуры (состоящая  из

прокуратур  городов и районов, прокуратур субъектов  РФ и

Генеральной прокуратуры  РФ) является в основном трех-

звенной.

Единую систему  прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием

12 декабря 1993 г., закрепила положение о том,  что прокура-

тура РФ составляет единую централизованную систему с

подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Ге-

неральному  прокурору РФ, установила порядок  назначения

на должности  и освобождения от должностей Генерального

прокурора и  других прокуроров (п. ≪л≫ ст. 72, п. ≪е≫ ст. 83,

ст. 129).

 

 

Цели  и задачи прокурорского надзора

 

Определив, что  деятельность прокуратуры является самостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.

Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Достижение  указанной цели осуществляется с  помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Эти задачи можно  сгруппировать в три блока.

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства

в государстве:

– достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

– обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;

– гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

– обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

– обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени  государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;

– обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

– обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

– установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

– обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы

с целью повышения эффективности  деятельности;

– подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Прокурорский  надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц. Граждане не являются объектом прокурорского надзора.

Разделение  прокурорского надзора и контрольных  функций федеральных органов исполнительной власти нашло свое отражение и в соответствующих нормативных актах. Например, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрены следующие положения:

– контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 20);

– прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ст. 21).

 

 

Полномочия  прокуроров закреплены в указаниях  и распоряжениях Генерального прокурора  РФ. Например, в приказе Генерального прокурора от 30.05.1996 № 30 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам, осуществляющим надзор по данному направлению, предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т.д.

На прокуратуру  также возлагается обязанность  осуществлять надзор за исполнением  вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Вопрос о том, должна ли осуществлять прокуратура надзор за исполнением ведомственных нормативно-правовых актов,

решается неоднозначно. Вместе с тем нельзя не отметить, что, например, в ч. 4 ст. 353 ТК содержится положение, в соответствии с которым государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Отсюда следует, что правильность и точность исполнения нормативных правовых актов ведомственного характера, которые приняты в развитие федерального законодательства, прокурор должен проверить.

Информация о работе Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ