Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:02, реферат
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).
Генеральная прокуратура
Материальное обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и капитальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов [1, 37]
Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура— это
единая федеральная система территориальных специализи-
рованных (военные, природоохранные и др.) прокуратур,
которые подчиняются единому центру — Генеральной про-
куратуре РФ.
В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах
субъектов федерации и приравненных к ним прокуратурах
созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопро-
сов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы
на совещаниях при руководителях прокуратур и в других
формах. Однако реализуются решения этих совещательных
органов через приказы прокуроров.
Сущность принципа независимости прокурорского над-
зора в том, что каждый прокурор в своей деятельности не-
зависим и при выполнении возложенных на него обязанно-
стей руководствуется законами и изданными в соответствии
с ними приказами и указаниями Генерального прокурора
РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешатель-
ства в его надзорную деятельность каких бы то ни было фе-
деральных или местных органов.
Генеральный прокурор
Прокурор — это физическое лицо, состоящее на по-
стоянной или временной службе в органах прокуратуры,
принятое на работу в порядке, установленном Законом о
прокуратуре и исполняющее должностные обязанности,
предусмотренные тем же законом или приказом вышестоя-
щего прокурора.
Понятие ≪прокурор≫ — собирательное, так
как охватывает такие должности, как Генеральный проку-
рор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор
района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме
того, это же понятие охватывает должности заместителей
Генерального прокурора РФ, его советников и помощников,
заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров,
помощников прокуроров по особым поручениям, старших
помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших
прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов
управлений и отделов.
ъЦентрализация прокуратуры означает, что нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры —
Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю сис-
тему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители
прокуратур на местах назначаются Генеральным прокуро-
ром РФ. Принцип
централизации реализуется и в том, что назначение проку-
роров и их подчиненность идет только по вертикали: ниже-
стоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все про-
куроры — Генеральному прокурору РФ.
Прокурор любого звена прокурорской системы при
осуществлении надзора может быть заменен другим проку-
рором, за исключением специально оговоренных в законо-
дательстве случаев (например, в заседаниях Пленума Вер-
ховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ,
председателем коллегии прокуратуры субъекта федерации
является прокурор субъекта РФ).
Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:
1) участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Выс-
шего Арбитражного Суда РФ. Конкретные формы и основа-
ния этого полномочия регламентированы соответствующим
процессуальным законодательством;
2) обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нару-
шением или возможностью нарушения конституционных
прав и свобод граждан каким-либо примененным или подле-
жащим применению законом. Закон о прокуратуре не указы-
вает, какой закон может нарушить или уже нарушает консти-
туционные права и свободы граждан. Поэтому можно
считать, что законодатель имел в виду любой закон, приня-
тый на территории Российской Федерации, в том числе как
федеральный, так и закон субъекта РФ;
3) обращаться с представлением в Пленумы Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о даче судам
разъяснений по вопросам судебной практики по граждан-
ским, арбитражным, уголовным и административным делам
(ст. 39).
На федеральном уровне в Генеральной прокуратуре РФ
основным субъектом кадровой службы является Генераль-
ный прокурор РФ, который в соответствии с предоставлен-
ными полномочиями руководит системой прокуратуры и в
частности:
•S издает обязательные для исполнения всеми работника-
ми органов и учреждений прокуратуры приказы, указания,
распоряжения, положения и инструкции, регулирующие по-
рядок реализации мер материального и социального обеспе-
чения;
•S в пределах выделенной штатной численности и фонда
оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной
прокуратуры;
S определяет полномочия структурных подразделений;
•S устанавливает штатную численность и структуру под-
чиненных органов и учреждений прокуратуры.
Кроме того, именно в исключительной компетенции Гене-
рального прокурора РФ находятся назначение на должность
и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ,
приравненных к ним прокуроров и их заместителей; прокуро-
ров городов, районов, приравненных к ним прокуроров; ди-
ректоров (ректоров) научных и образовательных учрежде-
ний системы прокуратуры РФ и их заместителей
Принцип гласности
Принцип гласности закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о про-
куратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действу-
ют гласно в той мере, в какой это не противоречит требова-
ниям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан,
а также законодательства РФ о государственной и иной, спе-
циально охраняемой законом тайне; информируют федераль-
ные органы государственной власти, органы власти субъек-
тов РФ, органы местного самоуправления и население о
состоянии законности.
Одна из форм реализации названного принципа проку-
рорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокура-
туре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ еже-
годно представляет палатам Федерального Собрания РФ и
Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопо-
рядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укрепле-
нию.
Список использованной литературы
Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 460 с. ISBN 5-9692-0004-2
Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 165 с.
Информация о работе Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ