Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).

Файлы: 1 файл

Реферат от 22 ноября 2012 года.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

Генеральная прокуратура

 

Материальное  обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и капитальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов [1, 37]

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура— это

единая федеральная система территориальных специализи-

рованных (военные, природоохранные и др.) прокуратур,

которые подчиняются единому центру — Генеральной про-

куратуре РФ.

В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах

субъектов федерации и приравненных к ним прокуратурах

созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопро-

сов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы

на совещаниях при руководителях прокуратур и в других

формах. Однако реализуются решения этих совещательных

органов через приказы прокуроров.

Сущность принципа независимости прокурорского над-

зора в том, что каждый прокурор в своей деятельности не-

зависим и при выполнении возложенных на него обязанно-

стей руководствуется законами и изданными в соответствии

с ними приказами и указаниями Генерального прокурора

РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешатель-

ства в его надзорную деятельность каких бы то ни было фе-

деральных или местных органов.

 

Генеральный прокурор

 

Прокурор — это физическое лицо, состоящее на по-

стоянной или временной службе в органах прокуратуры,

принятое на работу в порядке, установленном Законом о

прокуратуре и исполняющее должностные обязанности,

предусмотренные тем же законом или приказом вышестоя-

щего прокурора.

Понятие ≪прокурор≫ — собирательное, так

как охватывает такие должности, как Генеральный проку-

рор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор

района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме

того, это же понятие охватывает должности заместителей

Генерального прокурора РФ, его советников и помощников,

заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров,

помощников прокуроров по особым поручениям, старших

помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших

прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов

управлений и отделов.

ъЦентрализация прокуратуры означает, что нижестоящие

прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры —

Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю сис-

тему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители

прокуратур на местах назначаются Генеральным прокуро-

ром РФ. Принцип

централизации реализуется и в том, что назначение проку-

роров и их подчиненность идет только по вертикали: ниже-

стоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все про-

куроры — Генеральному прокурору РФ.

Прокурор любого звена прокурорской системы при

осуществлении надзора может быть заменен другим проку-

рором, за исключением специально оговоренных в законо-

дательстве случаев (например, в заседаниях Пленума Вер-

ховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ,

председателем коллегии прокуратуры субъекта федерации

является прокурор субъекта РФ).

Генеральный прокурор РФ имеет дополнительные права:

1) участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Выс-

шего Арбитражного Суда РФ. Конкретные формы и основа-

ния этого полномочия регламентированы соответствующим

процессуальным законодательством;

2) обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нару-

шением или возможностью нарушения конституционных

прав и свобод граждан каким-либо примененным или подле-

жащим применению законом. Закон о прокуратуре не указы-

вает, какой закон может нарушить или уже нарушает консти-

туционные права и свободы граждан. Поэтому можно

считать, что законодатель имел в виду любой закон, приня-

тый на территории Российской Федерации, в том числе как

федеральный, так и закон субъекта РФ;

3) обращаться с представлением в Пленумы Верховного

Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о даче судам

разъяснений по вопросам судебной практики по граждан-

ским, арбитражным, уголовным и административным делам

(ст. 39).

На федеральном уровне в Генеральной прокуратуре РФ

основным субъектом кадровой службы является Генераль-

ный прокурор РФ, который в соответствии с предоставлен-

ными полномочиями руководит системой прокуратуры и в

частности:

•S издает обязательные для исполнения всеми работника-

ми органов и учреждений прокуратуры приказы, указания,

распоряжения, положения и инструкции, регулирующие по-

рядок реализации мер материального и социального обеспе-

чения;

•S в пределах выделенной штатной численности и фонда

оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной

прокуратуры;

S определяет полномочия структурных подразделений;

•S устанавливает штатную численность и структуру под-

чиненных органов и учреждений прокуратуры.

Кроме того, именно в исключительной компетенции Гене-

рального прокурора РФ находятся назначение на должность

и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ,

приравненных к ним прокуроров и их заместителей; прокуро-

ров городов, районов, приравненных к ним прокуроров; ди-

ректоров (ректоров) научных и образовательных учрежде-

ний системы прокуратуры РФ и их заместителей

 

Принцип гласности

Принцип гласности закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о про-

куратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действу-

ют гласно в той мере, в какой это не противоречит требова-

ниям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан,

а также законодательства РФ о государственной и иной, спе-

циально охраняемой законом тайне; информируют федераль-

ные органы государственной власти, органы власти субъек-

тов РФ, органы местного самоуправления и население о

состоянии законности.

Одна из форм реализации названного принципа проку-

рорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокура-

туре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ еже-

годно представляет палатам Федерального Собрания РФ и

Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопо-

рядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укрепле-

нию.

 

Список  использованной литературы

 

Прокурорский  надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и  др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 460 с. ISBN 5-9692-0004-2

 

Прокурорский  надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 165 с.

 


Информация о работе Генеральная прокуратура – высшее звено в системе органов прокуратуры РФ