Государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В сферу разведки все  в большей мере вовлекаются вопросы  технологий, финансов, торговли и ресурсов. Российская контрразведка располагает  множеством фактов о том, что работа иностранных спецслужб в Российской Федерации направлена, прежде всего, на сбор экономической и промышленной информации.

В ряде случаев благодаря  беспечности или корыстолюбию некоторых  российских государственных чиновников при их общении с иностранцами зарубежным спецслужбам удается получать информацию закрытого характера. Так, согласно опубликованным в 2005 г. материалам, в Республике Коми имели место случаи, когда иностранцы становились обладателями коммерческой тайны за взятки в размере от 500 до 15000 долл. Российские же национальные компании при этом теряли миллиарды.

Как сообщалось в открытой печати, только в экономических ведомствах в 2004 - 2005 гг. было выявлено около десятка  разведчиков из числа работавших там иностранных специалистов. За два года органами ФСБ было выявлено и взято под контроль около 300 кадровых сотрудников спецслужб и пресечена преступная деятельность 18 агентов иностранных разведок из числа российских граждан. Одновременно было выявлено и пресечено более сотни попыток со стороны российских граждан инициативно передать иностранцам секретные материалы. Следует отметить, что пик шпионских скандалов приходится на тот момент, когда страна находится в нестабильном периоде всевозможных реформ, когда отсутствует четко выраженная политическая линия развития общества и государства. Такой период Россия переживала в 90-е гг. XX в. Именно в это время "прокатилась волна" шпионских разоблачений.

В марте 1994 г. был арестован  помощник представителя "Аэрофлота" в Хараре В. Гуджияни, сотрудничавший с зимбабвийской разведывательной организацией.

В декабре 1995 г. была пресечена  разведывательная акция представителя  израильской спецслужбы МОССАД в  момент получения им от российского  гражданина секретных документальных материалов Центра космической разведки ГРУ Министерства обороны Российской Федерации.

В мае 1997 г. к 12 годам тюремного  заключения приговорен бывший сотрудник  Петербургского военно-морского НИИ  российский гражданин - агент ЦРУ  М. Финкель.

По оценкам компетентных специалистов, урон, который нанес  Финкель обороноспособности страны, огромен. По сути, оказались обесцененными военные разработки, на которые государством были затрачены миллиарды рублей.

Летом 1997 г. завершился судебный процесс над бывшим руководителем  дирекции по внешним связям АО "Спецмашиностроение" В. Синцовым, изобличенным в шпионаже в пользу иностранного государства.

Весной 1998 г. осужден на 12 лет лишения свободы бывший майор РВСН И. Дудник, пытавшийся предложить московской резидентуре ЦРУ компьютерные дискеты, содержащие секретную и  совершенно секретную информацию.

В июле 1998 г. был задержан сотрудник МИДа России, заместитель  директора Первого департамента Азии В. Моисеев, снабжавший южнокорейскую  разведку информацией конфиденциального  и секретного характера. Судебный процесс  по уголовному делу завершился в конце 1999 г., В. Моисеев признан виновным и осужден на 12 лет лишения свободы.

Требования политических лидеров и военного руководства  к разведывательной продукции по широкому кругу вопросов продолжают расти. В новых условиях продолжает оставаться актуальной информация о намерениях и потенциальных возможностях сопредельных государств, террористах, о распространении экзотических видов оружия и размещении потенциально враждебных вооруженных сил, которая может быть получена только с помощью надежных разведывательных источников. Такими источниками являются, как правило, граждане государства, которые по различным мотивам встали на путь предательства, измены Родине.

Как уголовное правонарушение государственная измена отличается от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России.

 

1.3 Объективные признаки  преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ

 

Объектом государственной  измены является внешняя безопасность Российской Федерации. С учетом положений  Закона Российской Федерации "О безопасности" внешняя безопасность государства понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз, которые исходят от враждебной деятельности иностранных государств, прежде всего в лице иностранных спецслужб, иностранных организаций и их представителей. Под угрозами понимается совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества или государства. Можно сделать вывод, что объектом преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, является именно государственная безопасность в аспекте защиты ее от каких-либо внешних угроз.

 Таким образом,  под внешней безопасностью Российской  Федерации как непосредственного  объекта государственной измены  понимаются общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, обороноспособности и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз.

Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся во внешнеполитической сфере по поводу обеспечения безопасности суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства.

Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус1.

Территориальная целостность  и неприкосновенность России тесно  связана с государственным суверенитетом, является одновременно его отражением и условием. Она раскрывается в следующих положениях: "1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности "федеральной интервенции" в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации"2.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранной организацией или иностранным государством в ущерб внешней безопасности Российской Федерации3.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"4 сведения, составляющие государственную тайну РФ, - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г.)1. В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 20 декабря 1995 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова" и подтвержденной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Сказанное полностью приложимо и к проблеме ответственности за государственную измену и шпионаж.

К "иным сведениям", которые могут стать предметом  государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранной разведкой способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

Как предмет государственной  измены сведения могут быть объективированы  в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

Шпионаж как форма  государственной измены с объективной  стороны идентичен шпионажу как  самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ. Он определяется законом как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности России.

Характеристика действий дается по аналогии с рекомендациями, содержащимися в п. 11 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" и в п. п. 7, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".

В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие  действия: передача, собирание, похищение  или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства или организации, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам. В отношении "иных сведений" уголовно наказуемыми признаются лишь их передача или собирание; при этом обязательным признаком является совершение указанных действий по заданию иностранной организации или иностранного государства, в то время как цель последующей передачи указанных сведений тем или иным адресатам не имеет решающего значения при квалификации.

Передача - это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти  сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.).

Собирание - это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.

Информация о работе Государственная измена