Государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

О том, что такая форма  измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке, в юридической печати писали не раз. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращали внимание даже судьи КС РФ (особые мнения Витрука Н.В. и Кононова А.Л. к Постановлению КС РФ от 20.12.95 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова").

В этой связи сначала  законодателю, а затем правоприменителю следует уяснить, в чем суть понятия "измена". Измена чему или измена кому? В чью пользу? Если врага, то кто наш враг на сегодняшний день? Всегда следует помнить, что понятия "враг" и "измена" в его пользу - категории непостоянные.

Как видно, в России есть и кого изобличать, и кого наказывать. Да и врагов у нашей Родины меньше не стало. Не в этой ли связи в  условиях обострившейся международной  обстановки решили основательно пересмотреть, за что именно их следует наказывать. Правительство РФ предлагает изложить абз. 1 ст. 275 УК РФ в следующей редакции:

"Государственная измена, то есть деяние, совершенное гражданином  Российской Федерации в ущерб  безопасности Российской Федерации:  шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности".

Наряду с этим УК РФ предлагается дополнить ст. 283.1 "Незаконное получение сведений, составляющих государственную  тайну". Диспозиция данной нормы  такова: получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 Уголовного кодекса).

Данное деяние будет  отнесено к прямой подследственности  следователей органов ФСБ.

Предусмотрены и квалифицированные  составы нового преступления: совершение преступления "группой лиц", "с  применением насилия", "с причинением  тяжких последствий", "с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".

Одновременно предлагается в абз. 1 ч. 1 ст. 283 УК РФ "Разглашение  государственной тайны" слова "или  работе" заменить словами "работе или учебе".

Итак, в уголовной политике Правительства РФ налицо очередной  криминализационный рывок.

К сожалению, пояснительная записка к законопроекту не содержит сведений о том, стоят ли за заявкой спецслужб, настаивающих на ужесточении нормы закона, какие-либо конкретные цифры.

Внесение изменений  в диспозицию ст. 275 УК РФ в целях  конкретизации объективной и  субъективной сторон состава данного преступления применительно к трем традиционным формам государственной измены, а также субъекта такой формы государственной измены, как выдача государственной тайны, позволят, по мнению авторов законопроекта, исключить саму возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей. Как видим, и традиции, и произвола в совокупности со злоупотреблениями больше не будет.

Если верить СМИ, то от уголовной ответственности за измену, разглашение государственной тайны  уходят единицы. Иными словами, проблемы нет.

За выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе. Что ж, с учетом того, что данные действия совершаются исключительно с прямым умыслом, передающий потенциальному врагу государственную тайну, конечно, тоже враг. Более того, проанализированные выше составы по существу формальны, так как не требуют наступления конкретного преступного результата.

За оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности.

Сразу возникает вопрос, что в данном случае следует понимать под термином "безопасность Российской Федерации". Авторы законопроекта уточняют, что речь идет о "конституционном строе", "суверенитете", "территориальной и государственной целостности". Но есть ведь еще демографическая, экономическая, экологическая безопасность. При таких обстоятельствах любая консультация может быть истолкована как измена, а что вывоз капитала - преступное деяние, и доказывать не нужно, и так все очевидно.

 Авторы пояснительной записки к законопроекту считают, что одной из серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться органам федеральной службы безопасности, является распространение государственной тайны по так называемой цепочке. В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос об установлении ответственности лиц, которые, не являясь специальными субъектами, указанными в ст. 283 УК РФ, преступным путем завладели сведениями, составляющими государственную тайну.

Результаты анализа  материалов уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений  органов ФСБ, показали, что сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования при отсутствии в их действиях признаков государственной измены и шпионажа.

При этом таких лиц, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.). Повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность  за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны). Кроме того, введение такой нормы будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Практически решено, что  суды с участием присяжных заседателей  не будут рассматривать дела в  отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 275 "Государственная измена". О том, как рассматривают уголовные дела наши профессиональные судьи, узнаем у такого авторитетнейшего эксперта, как Лев Семенович Халдеев. В своей статье "Судья: профессия, должность или состояние?"1, опубликованной в журнале "Российское правосудие" N 7 за 2008 г., он, в частности, пишет, что российские судьи применяют модель доказывания, которая применялась на предварительном следствии.

В качестве другого тяжкого  порока нынешнего уголовного судопроизводства автор отмечает обвинительный уклон в установке судей. Отсутствие у судьи с 38-летним стажем оправдательных приговоров его коллеги воспринимают как высочайший профессионализм.

Неудивительно, что в  основу своих судебных решений такой судья кладет признание вины обвиняемым в стадии предварительного расследования. Он также знает, как поступить, если подсудимый от таких показаний отказался. Надо допросить следователя и сделать вид, что первичные показания вины были добровольными, следовательно, и достоверными.

17 ноября 1938 г. Политбюро  ЦК ВКП(б) утвердило Постановление  СНК и ЦК ВКП(б) "Об арестах,  прокурорском надзоре и ведении  следствия", в котором указывалось,  что "следователи вошли во  вкус упрощенного порядка производства  дел"; чем это было обусловлено, нынешнему поколению напоминать не нужно.

 

                                               Заключение

 

Основным объектом рассматриваемого преступления является внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность интересов государства от внешних угроз.

По смыслу закона государственная  измена может быть совершена в  трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной  тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

Под выдачей государственной  тайны понимается устное или письменное, а также сделанное иными средствами и способами (например, передача чертежа, фотографии, образца, модели) сообщение  иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Преступление, заключающееся  в выдаче сведений, составляющих государственную  тайну, считается оконченным с момента  ее фактического сообщения представителям иностранного государства, иностранной организации.

Иное оказание помощи предполагает совершение различных  действий (например, вербовка агентуры для иностранной разведки, предоставление убежища агенту зарубежной разведывательной службы), которые не охватываются предыдущими формами государственной измены и направлены на содействие иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Преступление, образующее данную форму государственной измены, считается оконченным с момента совершения любого действия по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении указанной деятельности.

Следует иметь в виду, что государственная измена осуществляется в пользу иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Иностранная организация может быть как государственной, так и негосударственной. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (глава государства или правительства, члены правительственных делегаций, члены организаций, имеющие право официально представлять эти организации, и т.п.).

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель - причинение ущерба внешней безопасности РФ. Мотивы государственной измены на квалификацию не влияют.

Субъект преступления, за исключением такой формы, как  выдача, - общий. Субъект выдачи - специальный; это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе, а также получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит документы, содержащие государственную тайну).

Юридико-технический  анализ действующей ст. 275 УК РФ показывает, что правовых определенностей в данной норме мало. Ненамного больше их было и в прежних законах, резиновый характер диспозиций которых позволял правящей элите легко расправляться со всеми неугодными.

О том, что такая форма измены, как "оказание помощи иностранному адресату в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации", нуждается в корректировке, в юридической печати писали не раз. На неопределенность признаков данной формы государственной измены, дающую основания к ее противоречивому и произвольному толкованию правоприменителем, обращали внимание даже судьи КС РФ.

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность  за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны). Кроме того, введение такой нормы будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Таким образом, на мой взгляд, представляется, что данный недочет УК РФ может быть восполнен путем изложения ч. 1 ст. 12 в следующей редакции:

«1.1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие  в Российской Федерации лица без  гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 настоящей статьи.

1.2. Граждане Российской  Федерации и постоянно проживающие  в Российской Федерации лица  без гражданства, совершившие  вне пределов Российской Федерации  преступление, направленное против интересов Российской Федерации, или гражданина Российской Федерации, или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если они не привлекались к уголовной ответственности за данное преступление на территории другого государства».

Информация о работе Государственная измена