Государственная социальная политика в отношении сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение особенностей социальной защиты сотрудников и членов их семей в органах внутренних дел для предложения рекомендаций по социальной защите личного состава в УВД Ивановской области.
Из цели данной дипломной работы вытекают следующие задачи:
1. изучение правовой основы деятельности сотрудников органов внутренних дел, особенностей их профессиональной деятельности;
2. анализ факторов социального риска и основных социальных проблем сотрудников;
3. изучение правовых основ деятельности сотрудников ОВД
4. современное состояние социальной защиты сотрудников ОВД

Содержание работы

Введение
1. Социально-правовой статус сотрудников ОВД
1.1 Правовые основы деятельности сотрудников ОВД
1.2 Особенности профессиональной деятельности и
этики сотрудников ОВД
1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы
сотрудников ОВД
2. Организация социальной защиты сотрудников в системе ОВД
2.1 Теоретические аспекты организации социальной
защиты сотрудников ОВД
2.2 Современное состояние социальной защиты сотрудников ОВД

Файлы: 1 файл

Диплом 1 часть.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Также необходимо, чтобы "знания переросли в убеждения и образовали систему устойчивых, положительных правовых и ценностных ориентаций, а умения и навыки - в привычку соблюдать правовые предписания" .

Вступая по долгу службы в целый ряд сложных отношений с лицами асоциального поведения, склонными к совершению преступлений, ранее нарушившими закон, с членами их семей, сотрудники милиции должны обладать такими качествами, как терпимость, выдержка, объективность и непредвзятость суждений. Степень развития эмоциональной сферы сотрудников имеет исключительное значение для успешности их профессиональной деятельности, так как неумение владеть собой, держать себя в руках в напряженной обстановке при провоцирующих действиях правонарушителей (их родственников, потерпевших) ведет нередко к нарушениям законности. Бывает, что мгновенно вспыхнувшая антипатия, ненависть, гнев, вызванные нанесенным ущербом или горем,оказываются сильнее, чем чувство служебного долга, обязанность строго и неуклонно следовать букве закона.

Важнейшей особенностью деятельности сотрудников полиции выступает и то, что выполнение сотрудниками своих обязанностей требует особой служебной дисциплины, высокого напряжения всех интеллектуальных, нравственных, моральных и физических сил.

Немаловажной особенностью деятельности полиции является и то, что она представляет собой важное средство воспитания человека. Это предполагает выработку специфических навыков, социально-педагогической работы, умение реализовывать идейно-воспитательную функцию органов, владеть основными приемами социально-психологического воздействия.

Специфичен по своему нравственному воспитанию итог, результат профессиональной деятельности милиции. Он может быть как ближайшим, непосредственным, так и опосредованным, утверждению нравственного идеала и общественного порядка.

Этот результат многозначен:

"по отношению к гражданам - это предотвращенное убийство или ограбление (или иное противоправное деяние), защищенные честь и достоинство, жизнь и здоровье человека;

по отношению к правонарушителям - это установленная по делу истина, справедливое наказание, перевоспитание и возвращение человека к нормальной общественно значимой трудовой деятельности;

по отношению к самим сотрудникам- это нравственная "закалка", способ формирования их нравственной культуры как составной и важнейшей стороны их профессиональной культуры;

по отношению к обществу - это искоренение причин и условий, порождающих аморализм и правонарушения, утверждение в жизни гуманистической морали, социальной справедливости и законности, гармонизации отношения между обществом и личностью" .

Все элементы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, начиная от цели и заканчивая результатом, имеют глубоко нравственное содержание, которое является внутренне необходимым компонентом этой деятельности и обеспечивает ее нравственную правомерность и эффективность.

Таким образом, органы внутренних дел (полиция) представляют собой закрытую систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, законные права и свободы граждан, их собственность, общественные и государственные интересы от преступных и иных противоправных посягательств. В силу специфики целей и задач профессиональной деятельности, получившей законодательное закрепление в международных и российских нормативно-правовых актах, сотрудники органов внутренних дел наделены правом применения мер физического и административного принуждения, а потому (для определения границ и правомочности их применения) при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются профессиональным Кодексом, сборником профессионально-этических норм поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Факторы социального риска и социальные проблемы сотрудников

ОВД

Рассматривая социальное положение сотрудников ОВД в современном российском обществе, невозможно обойти вниманием вопрос о социальных рисках, сопутствующих профессиональной деятельности в органах внутренних дел, а также прямо или косвенно воздействующих на социальное самочувствие родных и близких сотрудников ОВД.

Вообще риск в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел - это "такие действия, когда при выполнении профессиональных обязанностей работник достигает результата по предотвращению, либо раскрывает преступление, хотя и может при этом нанести определенный ущерб (окружающим, их интересам, себе лично)". При этом важно отметить, что любым другим способом результат недостижим. Поэтому не являются риском действия, связанные с нарушением подзаконных актов, законности (необоснованное задержание, привод, обыск и др.)

Необходимо отметить, что многие оперативные мероприятия ставят работника органов внутренних дел в ситуацию риска. Если проанализировать некоторые из форм риска, то можно выделить:

  • риск нарушения законности, прав и законных интересов граждан при проведении оперативной работы (к примеру, во время проведения поисковых мероприятий с целью выявления очевидцев преступления, а также лиц, подозреваемых в его совершении могут быть ошибочно задержаны граждане, не имеющие отношения к делу, но по ряду внешних признаков - следы на одежде, поведение, приметы - похожих на разыскиваемых лиц);
  • риск в процессе применения оружия - множество ситуаций профессиональной деятельности, связанной с возникающей возможностью превышения пределов необходимой обороны, когда наступает ответственность за правомерность таких действий сотрудников;
  • риск необъективной, ошибочной оценки информации, принятия неправильных решений - огромное количество "мертвых" версий, искусно преподносимой преступниками дезинформации и т.п. ставит под угрозу не только сам факт раскрытия преступления, но и престиж органов дознания;
  • риска в применении методов борьбы с теми видами преступности, которые еще не нашли отражение в законодательных актах - проведение динамичных, "острых" действий в условиях нестандартных по нейтрализации экстремальных ситуаций чревато опасностью нарушения закон, а потому важно, чтобы примененный риск был оправдан, то есть точно рассчитан, хорошо обеспечен и организован.

Социальные риски подразумевают "меру ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия", "учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей".

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий производится путем выявления факторов риска, их интенсивности, величины ущерба. Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов социального риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы как минимум натуральные показатели, характеризующие опасность.

Интенсивность риска – это вероятность (частота) реализации опасности для заданного промежутка времени, т.е. число рассматриваемых случаев (например, гибели сотрудников, заболеваний, т.п.) в единицу времени, отнесенное к численности контингента.

Величина ущерба характеризуется перечнем результирующих показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Индикаторы социального риска – показатели, свидетельствующие об его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с потенциальными клиентами (пользователями предоставляемых благ и услуг), удовлетворенность человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищенностью и внутрисемейными отношениями, а также многое другое.

Социальные показатели ущерба – это показатели смертности либо последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам. Экономические показатели ущерба – это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические – позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Все факторы социального риска для сотрудников органов внутренних дел можно определить, используя следующие индикаторы (показатели).

    • Семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья сотрудника - это "своеобразный тыл, обеспечивающий его работу". Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и т.п. - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.
    • Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника. Качество жилищно-бытовых условий жизни, а также наличие постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах (комнатах). Примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу.
    • Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника). В течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий сотрудников органов внутренних дел. Тенденция к снижению доходов работников полиции наблюдается и в последние годы: средняя зарплата рядового полицейского составляет 10000 - 12 000 рублей, офицера спец. подразделения в звании старшего лейтенанта - порядка 20000 рублей, начальника спец. подразделения в звании подполковника - 25 000 рублей. Пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел при 5-10- кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными.
    • Условия труда. Сотрудники органов внутренних дел вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников милиции в "горячие точки" находится на самом низком уровне, практически все необходимое - продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и т.д. и т.п. - приходится вести с собой.
    • Интенсивность труда. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в 2 и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Аналогичное положение складывается в ППС, ГИБДД и других подразделениях криминальной милиции и милиции общественной безопасности. В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники полиции все чаще стали привлекаться к охране общественного порядка (в том числе в выходные и праздничные дни). В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие "горячие точки"для охраны конституционного строя и сохранения  территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений органов внутренних дел.
    • Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников. Одним из требований к сотрудникам органов внутренних дел является обязательное медицинское освидетельствование, а также прохождение ежегодных мед. осмотров. При обнаружении отклонений в состоянии здоровья сотрудники милиции переводятся на работы с меньшими нагрузками или подлежат увольнению. Уровень физической подготовки личного состава также проверяется в ходе плановых смотров. Поэтому у подавляющего большинства сотрудников полиции отсутствуют серьезные хронические заболевания или физические увечья, а состояние здоровья и физической подготовки может быть признано удовлетворительным и соответствующим требованиям к службе в органах внутренних дел. В случаях получения увечья или травмы при выполнении служебных обязанностей, созывается военно-врачебная комиссия, которая определяет сроки, характер лечения и решает вопрос о годности к службе в органах внутренних дел и выплате страховки.
    • Стрессогенность профессиональной деятельности. Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников органов внутренних дел вызвана, во-первых, характером объекта деятельности - особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (и[или членов его семьи, родных и близких), вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированный рабочий день (неделя), сверхурочные работ, усталость, действие "синдрома эмоционального сгорания" приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов.
    • Правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников. Правовые гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в российском законодательстве, в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне.

Существующий уровень правовой защищенности также полностью устраивает большинство сотрудников (поскольку в последние 5-10 лет принято и дополнено большое число законов и иных подзаконных актов, касающихся различных аспектов организации работы правоохранительных органов, а также мер по улучшению правового положения сотрудников органов внутренних дел).

Наиболее актуальными социальными проблемами, существующими у сотрудников органов внутренних дел, являются материальные (низкие доходы и неудовлетворительные бытовые условия) и социально-психологические (возрастание нагрузки, стрессы на рабочем месте, конфликты в семье).

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о следующих группах факторов социального риска в деятельности сотрудников органов внутренних дел:

  • юридические - несовершенство законодательства (в том числе уголовно-процессуального и социального), нечеткая урегулированность оперативной работы, отсутствие четких юридических гарантий, ограничивающих сотрудников органов внутренних дел от противозаконных приказов и указаний начальников;
  • экономические - отсутствие четких экономических стимулов, уравниловка в оплате труда, неэффективность "потолочных" званий, возможность извлечения побочной материальной и иной выгоды в повседневной работе, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие совершенной материально-технической базы;
  • организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы органов внутренних дел, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу;
  • интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры, недостатки воспитания и самовоспитания сотрудников;
  • социально-психологические - грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и другое .

Принято думать, что "воздействие негативных факторов в профессиональной деятельности (физические и эмоциональные нагрузки, стрессы, наблюдение факторов преступного, аморального поведения и так далее) является неотъемлемой, а потому объективно необходимой стороной работы сотрудников органов внутренних дел" .

Информация о работе Государственная социальная политика в отношении сотрудников ОВД