Халатность: состав преступления и правила квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с уголовной ответственностью за халатность. Предмет исследования – нормы уголовного права, связанные с ответственностью за халатность; а также вопросы, возникающие при квалификации таких действий.
Цель работы – системное изучение вопросов уголовной ответственности за халатность. Для достижения цели поставлены задачи:
- исследовать состав преступления;
- проанализировать квалифицирующие признаки преступления;
- отграничить халатность от смежных составов преступлений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Общая характеристика халатности
§ 1.1. Понятие халатности……………………....………………………………...5
§ 1.2. Признаки состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ…………………………………………………………………………………..7
2. Глава 2. Квалификация халатности. Актуальные проблемы
§ 2.1.Квалифицирующие признаки преступления…………………………….22
3. Заключение………………...………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  общественно опасными последствиями  могут быть:  крупный ущерб или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вместе с тем, формулировка «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» является оценочной и вызывает трудности при квалификации деяния. Выборочное изучение уголовных дел показало, что имущественный ущерб выражается не только в форме материального ущерба, но и в форме упущенной выгоды. Кроме того, более целесообразно измерять размер «крупного ущерба» в МРОТ, поскольку инфляционные процессы, происходящие в экономике, должны находить отражение не только в изменении размеров штрафов, но и в оценке размера ущерба. Так же следует принять во внимание позиция А.И. Бойко, который высказывается за сохранение  МРОТ как «уникального межотраслевого регулятора», поскольку «МРОТ суть более гибкая и социально-ориентированная единица оценки общественной опасности, чем сухой денежный эквивалент»11.

Халатность может повлечь  за собой совершение другого преступления. Изучение судебной практики показывает, что «бесконтрольность» должностных  лиц может привести к совершению преступления как самим должностным  лицом (как правило, это злоупотребление должностным положением в целях сокрытия халатности), так и другими лицами. Бесконтрольность может выразиться не только в совершении, но и в  создании условий для совершения другого преступления.

Серьезное нарушение  деятельности органов государственной власти и местного самоуправления  причиняется путем невыполнения государственных планов, приостановления производственных процессов, перерыва в деятельности учреждений и предприятий. По статье 293 УК РФ квалифицируются деяния должностных лиц,  нарушившие конституционные права граждан.  При этом гражданину может быть нанесен моральный, физический и материальный ущерб. Среди них особое место традиционно уделяется причинению морального вреда при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

Состав рассматриваемого преступления имеется лишь в случае, когда по делу установлена причинная связь  между противоправными действиями (бездействием) должностного лица и  наступившими последствиями. Отсутствие такой связи исключает ответственность по ст. 293 (например, в случае, когда материальные ценности на складе либо в ином хранилище государственного или муниципального учреждения уничтожены ввиду стихийного бедствия). Признавая лицо виновным в преступной халатности, суд в приговоре должен указать, в чем конкретно она выражалась и имеется ли причинная связь между бездействием лица и наступившими последствиями.12

Таким образом, обязательным признаком  объективной стороны преступления является причинная связь между  невыполнением или ненадлежащим выполнением служебных обязанностей и наступившими общественно опасными последствиями. Изучение данной проблемы позволяет прийти к выводу о том, что причинная связь при бездействии существует. Утверждение о том, что бездействие не порождает последствий13, приводит к тому, что определенные общественно опасные последствия возникают беспричинно, что противоречит одному из основных законов диалектики.

И.Г. Минаковой рассмотрены три  критерия причинения вреда: временной,  реальной возможности, необходимого условия. Реальная возможность наступления общественно опасного последствия предполагает наличие конкретных условий для наступления общественно опасного последствия. Они устанавливаются правоохранительными органами. Критерий необходимого условия заключается в том, что при отсутствии бездействия общественно опасные последствия не наступили бы.14

По законодательной конструкции  состав преступления материальный. Преступление окончено (составом) в момент наступления  последствия в виде крупного ущерба. Наступление указанного последствия является своеобразной гранью между дисциплинарным проступком и должностным преступлением. Определение крупного ущерба дано в примечании к статье 293 УК РФ и составляет сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей. Но состав имеет свою специфику. Если в результате халатности последствия не наступили, то должностное лицо понесет только административную или дисциплинарную ответственность.15

Подведем итоги. Объективная сторона  халатности как уголовного преступления состоит из трех элементов: 1) деяние (как действие, так и бездействие) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе; 2) последствия в виде крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1), причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3) по неосторожности; крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей; 3) причинная связь.

При этом ключевым моментом определения  объективной стороны данного  состава является установление двух обстоятельств: 1) были ли возложены  на должностное лицо служебные обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло существенное нарушение прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, и 2) имело ли соответствующее должностное лицо реальную возможность (как объективно, так и субъективно) для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Приведем пример. Приговором районного суда С. осужден по ч. 1 ст. 293 УК РФ за халатность. Свой вывод о наличии в действиях С. состава преступления суд обосновал тем, что С., занимая должность заместителя начальника отделения полиции и являясь начальником следственного отдела, т.е. должностным лицом, ненадлежаще исполнял свои обязанности, которые определены уголовно-процессуальным законодательством, должностными инструкциями и приказом МВД России, не контролировал в должной мере действия следователей по расследованию преступлений, принимал недостаточные меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам, не организовывал и не контролировал работу своего заместителя по следственной работе, небрежно относящегося к возложенным на него служебным обязанностям, в результате чего несколько подчиненных ему следователей при расследовании уголовных дел допустили существенное нарушение законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества. Судебная коллегия областного суда приговор в части, касающейся обвинения С. в халатности, оставила без изменения и освободила его от наказания в связи с актом амнистии. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене состоявшихся в отношении С. судебных решений и прекращении дела за отсутствием состава преступления. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее. Решение суда о том, что С. совершил уголовно наказуемое деяние, ошибочно. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, определяющем процессуальное положение начальника следственного отдела, начальник данного подразделения отделения полиции выполняет функции контроля за производством предварительного следствия по конкретным делам. При этом он не вправе подменять следователя, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством является процессуально самостоятельным лицом и в каждом конкретном случае несет полную ответственность за законность и своевременность проведения следственных действий. По делу установлено, и это нашло отражение в приговоре, что находившиеся в подчинении С. следователи должным образом не выполнили функциональные обязанности и допустили существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона. Поскольку указанные действия следователей повлекли нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, ответственность, как за незаконные действия, так и за их следствие в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством должны нести сами следователи. Поэтому президиум областного суда отменил приговор и кассационное определение в отношении С. и дело прекратил за отсутствием в ее действиях состава преступления16.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, является должностное лицо. Определение понятия  должностного лица следует давать через  определение характера выполняемых функций, времени выполнения функций и места их выполнения. Должностными лицами в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.17

По характеру  выполняемых  функций должностные лица делятся  на:  представителей власти, лиц выполняющих  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Применительно к рассматриваемым статьям главы 30 УК РФ к представителям власти наряду с должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов относятся, в частности, депутаты, руководители и члены органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Иными словами, представители власти - это лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

Под организационно-распорядительными  функциями понимается осуществление  полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий). Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. Этими полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб. Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке (например, присяжные заседатели).18

В соответствии с законом  субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции  по специальному полномочию, предоставленному им правомочным органом либо должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины). Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление.

Местом выполнения функций  должностного лица являются государственные  органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные  учреждениях, государственные корпорации. Противоправные деяния лиц, имеющих одинаковый статус, должны быть квалифицированы одинаково. Вместе с тем, в настоящее время неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, не только не могут быть квалифицированы по одной статье УК РФ, но и вообще не являются уголовно наказуемыми для должностных лиц на предприятиях. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию предлагаем включить в число мест выполнения функций должностного лица государственные и муниципальные унитарные предприятия. 

Значительные трудности  остаются в признании некоторых  категорий служащих должностными лицами. Речь идет о лицах, исполняющих профессиональные или чисто технические обязанности. По поводу квалификации их деяний в уголовно-правовой литературе сложилось три позиции. Большая часть специалистов исходит из разделения должностных и профессиональных функций. В каждом конкретном случае выполняются лицо профессиональные функции, либо должностные. Сторонники второй концепции считают, что неисполнение профессиональных функций должно квалифицироваться как халатность, поскольку при их невыполнении работник представляет государственное учреждение. Сторонники третьей позиции исходят из того, что должностным лицом является лицо, которое наряду с осуществлением профессиональных функций занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что последняя позиция является наиболее приемлемой.

Информация о работе Халатность: состав преступления и правила квалификации