Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа
Под правом убежища понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность. [16, стр. 172]
Целью данной работы является всестороннее изучение институтов экстрадиции и правового убежища в Российской Федерации.
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
изучить истории развития институтов экстрадиции и права политического убежища
рассмотреть правовое регулирование и практику применения институтов экстрадиции и политического убежища на территории РФ.
Объектом данного исследования является правовая система РФ, а предметом – процессы экстрадиции и предоставления политического убежища.
Введение 2-3
1. Институт экстрадиции
1.1 История развития экстрадиции 4-10
1.2 Правовое регулирование экстрадиции в РФ 11-14
1.3 Выдача преступников в РФ 14-17
2. Политическое убежище
2.1 История права политического убежища 18-20
2.2 Правовое регулирование и правовой статус лиц, пользующихся политическим убежищем 20-24
2.3 Предоставление политического убежища в РФ 24-27
Заключение 28-29
Список литературы 30-31
2. Политическое убежище
2.1 История права политического убежища
Политическое убежище – институт современного международного и внутригосударственного права; возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. [14, стр. 172]
Становление института права убежища было непростым и долгим. Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию «Убежища в международном публичном праве». В ней право убежища было определено следующим образом: «Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет». [9, стр. 114]
Дальнейшее рассмотрение вопросов права убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г., в ст. 1 которой закреплено: «Убежище, предоставленное каким-либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве». [9, стр. 114-115]
В советский период Российского государства 28 марта 1918 г. был издан Декрет ВЦИК «О праве убежища». Право убежища закреплялось во всех советских конституциях (ст. 21 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 129 Конституции СССР 1936 г., ст. 38 Конституции СССР 1977 г. и др.). Право убежища предоставлялось иностранцам (иностранным гражданам), подвергавшимся преследованиям за преступления политического и религиозного характера, защиту интересов трудящихся и дела мира, участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. При этом оговаривалось, что советское государство отказывает в убежище уголовным преступникам (террористические акты, религиозный экстремизм и др.) и лицам, совершившим преступление против мира и человечества, военные и другие международные преступления.
Ф. Ф. Мартенc связывает
право убежища с
В международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное – предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. [6, стр. 224]
Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
Убежище дипломатическое – предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. [6, стр. 224]
Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что «помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права». Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания. [21, стр. 20]
2.2 Правовое регулирование и правовой статус лиц, пользующихся политическим убежищем
Общепризнано, что право убежища является институтом, имеющим своим основанием государственный суверенитет, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища. [9, стр. 108]
В ст. 14 Всеобщей декларации прав человека4 провозглашено:
В Декларации о территориальном убежище5 предусматривается:
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище. [13, стр. 46]
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:
Правовое положение физических лиц обычно определяется характером их правовой связи с государством, на территории которого они находятся. В этом отношении различаются следующие категории физических лиц:
Лицо, пользующееся правом убежища, может быть подчинено любому из указанных режимов. Какой из них оно приобретает, зависит от конкретных обстоятельств дела. Государство, предоставившее убежище, может принять данное лицо в свое гражданство. Если при этом государство, которое эмигрант покинул, не лишает его своего гражданства, то налицо состояние двугражданства. Однако эмигрант может и не получить гражданства в государстве убежища. Тогда речь идет о правовом положении или иностранца (если отечественное государство не лишило его гражданства), или апатрида (если произошла потеря старого гражданства).
Если лицо, пользующееся убежищем, приобрело новое гражданство, то оно, естественно, пользуется всеми правами и выполняет все обязанности граждан данной страны. В этом случае после приобретения гражданства лицо более не считается эмигрантом. Конкретный комплекс прав и обязанностей граждан определяется внутригосударственным правом каждой страны.
Иначе обстоит дело с теми политическими эмигрантами, которые относятся к апатридам или бипатридам. Правовое положение тех из них, которые пользуются убежищем, отличается от положения апатридов и бипатридов, не пользующихся им.
Эмигранты, получившие новое гражданство, но юридически не утратившие старого, так же как и любое лицо, обладающее двугражданством, не могут ссылаться на гражданство другой страны. В то же время политэмигранты-бипатриды тем отличаются от иных бипатридов, что они практически не могут пользоваться защитой своего отечественного государства (более вероятным является обратное, т. е. они скорее должны опасаться преследования с его стороны). А это означает, что указанные лица являются бипатридами только юридически. Поэтому изложенный случай в значительной степени представляет чисто теоретический интерес.
Еще более сложным является положение эмигрантов, не получивших нового гражданства и не утративших старого. Формально их можно считать иностранцами. Однако эти лица отказались от всякого покровительства со стороны того государства, в гражданстве которого состоят. Такое состояние скорее напоминает положение апатридов. Учитывая сказанное, а также то обстоятельство, что политэмигранты, как правило, лишаются своего прежнего гражданства, то есть являются апатридами и юридически, именно эта категория лиц и представляет для нас особый интерес. Можно говорить об особом правовом положении политэмигрантов-апатридов. Действительно, их правовой статус отличается как от режима иностранцев, так и от режима апатридов в обычном понимании этого слова. Если в отношении политэмигрантов установлено твердое правило их невыдачи, то в отношении иностранцев и апатридов такого правила не существует.
Следует отметить, что никакой гарантии, что лица, получившие убежище, не будут впоследствии объявлены нежелательными и высланы, в этих законах нет. В частности, в случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его. [13, стр. 50-52]
Во внутригосударственном праве право политического убежища – особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление политического убежища является суверенным правом РФ как субъекта международного права. [17, стр. 42]
Принятие решений о предоставлении политического убежища – прерогатива Президента РФ, который реализует свои конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ. [18, стр. 31]
Этим вопросам посвящены ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ6.
Ст. 63 Конституции РФ гласит:
В ст. 89. сказано, что «Президент РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища».
Российская
Федерация предоставляет
Предоставление
политического убежища
Порядок предоставления
РФ политического убежища и
Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве России