Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Под правом убежища понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность. [16, стр. 172]
Целью данной работы является всестороннее изучение институтов экстрадиции и правового убежища в Российской Федерации.
В ходе исследования необходимо выполнить следующие задачи:
изучить истории развития институтов экстрадиции и права политического убежища
рассмотреть правовое регулирование и практику применения институтов экстрадиции и политического убежища на территории РФ.
Объектом данного исследования является правовая система РФ, а предметом – процессы экстрадиции и предоставления политического убежища.

Содержание работы

Введение 2-3
1. Институт экстрадиции
1.1 История развития экстрадиции 4-10
1.2 Правовое регулирование экстрадиции в РФ 11-14
1.3 Выдача преступников в РФ 14-17
2. Политическое убежище
2.1 История права политического убежища 18-20
2.2 Правовое регулирование и правовой статус лиц, пользующихся политическим убежищем 20-24
2.3 Предоставление политического убежища в РФ 24-27
Заключение 28-29
Список литературы 30-31

Файлы: 1 файл

УП Основная часть.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7 дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России. [5]

Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие  ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и  материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству  Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов. [5]

Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического  убежища лица вступает в силу со дня его подписания.

Федеральная миграционная служба России в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Положение о  порядке предоставления РФ политического убежища акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе данного  исследования были подробно рассмотрены:

  • истории развития институтов экстрадиции и права политического убежища
  • правовое регулирование и практику применения институтов экстрадиции и политического убежища на территории РФ

Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче – суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, которые относятся к правам человека. [18, стр. 29]

В последнее  время становится актуальным более  широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный  и важный институт права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями.

Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новой концепции. Речь идет о концепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепция экстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативном регулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм. [22, стр. 7]

В настоящее  время Российская Федерация обладает достаточным опытом по осуществлению  выдачи. В действующих на ее территории международных договорах закреплены унифицированные экстрадиционные  правила, принимаются некоторые меры, направленные на развитие внутригосударственного законодательства, совершенствование договорных правил и приведение их в соответствие с внутренним законодательством и интересами страны. Но законотворчество в этой области продвигается крайне медленно и значительно отстает от темпов развития договорных международных отношений по вопросам экстрадиции. [8, стр. 211-212]

То же можно  отметить и об институте предоставления убежища на территории РФ – законодательство, регламентирующее право получения статуса политического беженца в нашей стране практически отсутствует, или позволяет его обойти.

На государстве, предоставившем убежище лицу на своей  территории, лежит обязанность в  обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. [21, стр. 20]

Таким образом, важно, чтобы содержание федеральных  законов как источников конституционного права в первую очередь было направлено на реализацию принципа приоритета основных прав и свобод человека и гражданина, а также на эффективное обеспечение гарантий таких прав и свобод посредством конкретизации положений Конституции РФ, закрепляющих такие гарантии.

Исходя из особой значимости и важности такого института, как политическое убежище, связанного с реализацией конституционных прав, можно сделать вывод, что регулирование на уровне федерального закона наиболее полно обеспечило бы гарантии реализации такого права.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 48 с. – (Правовая библиотека).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2012. – 224с.
  3. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
  4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  5. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (информация об изменениях) с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г.
  6. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я.Сухарева. – М: ИНФРА — 2001. – 304 с.
  7. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. – Л., 1978. – с. 32
  8. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов/Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров – М.: Эксмо, 2005. – с. 424.
  9. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. Документы в 2-х т. - т, 1.: учебное пособие/ Ю.М.Колосов, Э.С Кривчикова – М.: Международные отношения, 2002. – 220 с.
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации 2-е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент В.И. Радченко. – КОНТРАКТ, ИНФРА. – 2010.
  11. Комментарий к УК РФ (постатейный) Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. ЧУЧАЕВА 2009 г. – с. 610
  12. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник. Краткий курс. – М., 2009
  13. Л. Н. Галенская Право убежища. Международно-правовые вопросы Издательство «Международные отношения» Москва 1968. – с.84
  14. Прокурорский надзор: учебное пособие Григорьева Н. В. М: РИОР, 2004. – 125 с.
  15. Российская юридическая энциклопедия — М.: издательство дом ИНФРА – 2009. - с.199
  16. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Издание исправленное и дополненное / Под ред. Доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. – М.: Юридическая фирма « Контракт»: ИНФРА-М, 2005. – 221 с.
  17. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А. И. Рарога. – 3-е изд., с изм. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – 496 с. – (Российское юридическое образование).
  18. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Ответственные редакторы и руководители авторского коллектива –доктор юридических наук, профессор А.Н. Игнатов и доктор юридических наук, профессор Ю.А. Красиков. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. – 639 с
  19. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В.П. Ревина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации). – Юстицинформ, 2010. – 530 с.
  20. Бойдов А. И. Выдача преступников. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – с.9-22
  21. Зливко А.П. Правовой институт политического убежища // Государство и право, 2008. – № 3. – с. 20.
  22. Пургина О.В. Экстрадиция: основания и порядок ее осуществления // Миграционное право. – М.: Юрист, 2009, № 4. – с. 5-7

1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2 Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2012. – 224с.

3 Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

4 Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217-А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

5 Декларации о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1967 года

6 Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 48 с. – (Правовая библиотека)

7 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (информация об изменениях) с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г.


Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве России