История борьбы с контрабандой в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

Контрабанда, как противоправное деяние было известно на Руси еще в X веке. В официальных древнерусских документах того времени уже упоминалось такое понятие как «промыт» - двойная ставка пошлинного сбора (мыта). Такой повышенной пошлиной облагались попытки провоза или провоз товаров с применением «ухищренных» способов. Как и все новое контрабанда была ввезена на Русь с Запада, представителями ганзейских торговых городов, а потом и английскими купцами, торговавшими в Московском государстве.

Файлы: 1 файл

История борьбы с контрабандой в России.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

 

История борьбы с  контрабандой в России. Часть 1.

История борьбы с контрабандой в России. От Алексея Михайловича  до Петровских реформ.

Контрабанда, как противоправное деяние было известно на Руси еще в X веке. В официальных древнерусских  документах того времени уже упоминалось  такое понятие как «промыт» - двойная  ставка пошлинного сбора (мыта). Такой  повышенной пошлиной облагались попытки  провоза или провоз товаров с  применением «ухищренных» способов. Как и все новое контрабанда была ввезена на Русь с Запада, представителями ганзейских торговых городов, а потом и английскими купцами, торговавшими в Московском государстве.

Собственно контрабанда  возникла сразу после введения таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары. Рост таможенных пошлин непременно вызывал  увеличение размеров контрабандного перемещения  товаров. Экономные купцы стремились провезти товар мимо таможен, утаивая  его различными способами.

Нарушители таможенных правил подвергались достаточно суровым наказаниям. Например, по судебнику князя Владимира  попытка сокрытия товаров каралась его конфискацией и избиением  плетьми. Однако в Киевской Руси массовое распространение контрабанда не получила, что связано было отнюдь не с тяжестью наказания, а в основном с меновым характером торговли.

В те времена таможенные пошлины можно было разделить  на четыре группы: проезжие, торговые, за обслуживание и штрафные. Собственно штрафными пошлинами, относящимися к наказанию за контрабанду являлись протамга и протаможье.

Протамгой называлась пеня, накладываемая за непредоставление товара сотрудникам таможни. Сумма ее составляла два рубля. Протаможье – это щтраф за провоз товара без ведома таможенников. Размер ее составлял восемьдесят копеек за провоз товара на сумму, не превышающую рубль и два рубля – за незаконный провоз товара на сумму, превышающую два рубля.

Сбором ввозный и вывозных таможенных пошлин, в том числе и сбором пошлин за транзит занималось специальное финансовое ведомство, состоящее из многочисленных «голов», «целовальников» и сборщиков.

С середины 16 века руководство  страны стало испытывать недостаток в подготовленных таможенных кадров. Вследствие этого было принято решение делегировать часть полномочий по сбору пошлин представителям высшего слоя купечества. В качестве гарантии добросовестного исполнения обязанностей применялась не только присяга на верность государю, но и финансовое обеспечение, способность возместить ущерб, причиненный казне. По мнению историка В.О.Ключевского зачастую в такие «таможенные агенты» набирались люди даже против их воли. Чем-то этот процесс напоминал рекрутский набор.

Феодальная раздробленность  Руси привела к интенсивному строительству  таможенных границ на границах княжеств и к созданию более эффективной  системы борьбы с контрабандой. Крое описанного ранее промыта и протамги к штрафным санкциям была добавлена и заповедь: пеня, взимаемая за неуплату пошлин при купле-продаже лошадей и штраф с купцов, складирующих товары в дворах и домах частных лиц. Ее размер составлял два рубля, из которых один рубль уходил бюджет, а второй – оседал в кармане лица, заведующего таможенным сбором.

После образования единого  национального рынка и централизации  власти контрабанда стала признаваться тяжким государственным преступлением. В этом Россия повторила тенденцию, господствовавшую в Западной Европе.

Введенное в 1649 году Соборное уложение уже включает в себя ряд  глав, в которых описывается борьба с контрабандой. В частности 4-я  глава описывает наказание за беспошлинный ввоз товаров, заключающееся  в применение штрафных санкций и  битье кнутом.

Также в российское законодательство в Соборном уложении впервые было введено понятие контрабанды  с использованием должностного положения. За промоз товаров без мыта с прикрытием «именами служивых людей» полагалось битье кнутом и штраф в размере пяти рублей с человека.

Собственно история российской таможни начинается 25 октября 1653 года, когда царем Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров».

Торговый устав, установивший основные правила внешней торговли был принят в результате лоббирования верхушкой купечества своих интересов. Как представители и проводники таможенной политики купцы достаточно ясно видели существующие проблемы. Выступая в роли сборщиков таможенных пошлин купечество требовало предоставления прав конфискации незадекларированных товаров а также производства обысков и лиц, подозреваемых в контрабанде. Также уже в то время поднимался вопрос об информационном обеспечении таможенного дела. Купечество настаивало на введении «выписей» в которых должны были перечисляться товары, перевозимые в другие города.

22 апреля 1667 г. царь Алексей  Михайлович принял Новоторговый  устав, созданный на основе  таможенного законодательства прошлых  лет и при активном участии  купеческих кругов. В его создании  также были учтены пожелания  купечества.

В новом Уставе нашел отражение  порядок определения размера  и порядка сбора таможенных сборов и пошлин, устройства таможенных постов, правила соблюдения таможенных формальностей и т.д. В отличие от старого Торгового устава 1653 г. новый был четко ориентирован на решение проблем внешней торговли, отражал регулирование отношений русских купцов с иностранцами. Именно поэтому еще дореволюционные историки признавали Новоторговый устав первым таможенным уставом и тарифом России. Все последующие грамоты, регулирующие правила ведения внешнеэкономической деятельности в России основывались на Новоторговом уставе.

В Новоторговом уставе впервые  были описаны таможенные режимы государства, такие как выпуск для свободного обращения, экспорт и перемещение  товаров внутри страны. Его статьи определяли статус транспорта и товаров, правила их перемещения через  внутренние и внешние границы  России.

По положениям новоторгового  устава таможенный досмотр производился при разгрузке судов. В нем  была установлен порядок сверки декларируемых  товаров с их фактическим наличием – «выпись». Все товары, не указанные  в «выписи» могли быть конфискованы. Разгрузка на более мелкие суда (барки, карабасы и т.д.), а также разгрузочные и погрузочные работы в ночное время запрещались. Товары сгружаемые с кораблей и погружаемые на корабли в ночное время подлежали конфискации.

В новом уставе был введен запрет за экспорт ряда наименований товаров частными лицами. На беломорском  направлении, например государственная монополия была введена на экспорт пеньки, хлеба, смольчуга, поташа, щелка-сырца, ревеня и дорогих сортов мехов.

Также были определены места  для таможенного оформления товаров. Иностранцы имели право торговать  только в особо указанных пограничных  городах. К таковым относились Архангельск, Новгород, Псков и т.д.). Иностранные купцы не имели право заниматься розничной торговлей, ограничения были наложены и на их российских контрагентов. Нарущение введенных правил внешней торговли каралось конфискацией товаров.

Однако иностранные купцы  сразу же нашли способ обходить наложенные ограничения. Для легализации торговых операций иностранцы нанимали русских  представителей, торговавших по их поручению.

Кроме кодификации таможенного  законодательства государство ввело  меры усиления таможенной охраны, направленные на предотвращение контрабандв на каналах импорта и экспорта.

В 1681 году Именным указом было определено, что обнаруженные сокрытые товары подлежат конфискации. Укрывателей контрабандных товаров  ждал штраф.

Под полным запретом до петровских реформ находился ввоз и продажа  табака. Лица, уличенные в продаже табачных изделий наказывались ударами плетью, после чего ему на шею вешалась пачка с табаком. Наказанные нарушители под охраной конвоировались по городу в назидание другим.

Несмотря на существенные льготы, представляемые иностранцам, зарубежные купцы не гнушались скрывать товары от таможенного контроля. Особенно часто на таких правонарушениях  – провозе «подкрадных» товаров попадались английские купцы. Кроме провоза товаров вне таможенных постов практиковался и подкуп должностных лиц таможни. Многие таможенные чиновники смотрели на свои должности как на «золотое дно», позволяющее повысить личное благосостояние.

Первым результатом петровских реформ в таможенном деле стало расширение числа государственных монополий  и увеличение числа внутренних платежей.

Конец 17 века ознаменовался  созданием корчемных команд, которые  должны были пресекать тайную выделку, перевоз или продажу товаров, облагаемых акцизами или переданных в ведение государственных монополий. Как контрабанда рассматривалась перевозка вина. Даже оплата работы вином в больших количествах (больше одного ведра) признавалась контрабандой.

 

 

Российское законодательство о контрабанде: история становления  и развития

Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в  древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и  вывозимые товары. Возрастание масштабов  контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием. Огромный размах приобрела контрабанда в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому – введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства. Никакие таможенные барьеры, полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу, например, английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, где в основу таможенной политики был положен протекционизм.

Контрабанда как правонарушение появилась в XIV-XVI вв. в период бурного  развития товарно-денежных отношений, когда беспрепятственный ввоз товара для экономики страны стал невыгодным, в связи с чем устанавливались определенные правила провоза товаров через государственную границу. Это, в свою очередь, потребовало для осуществления контроля над провозом товаров через границу создания специальных государственных учреждений – таможни.

Всякое нарушение установленных  законом правил провоза товаров  и ценностей стало именоваться  контрабандой, а виновные в свершении  таких действий подлежали наказанию.

Следует отметить, что в  нормативных актах более раннего  периода также встречаются нормы, содержание которых дает основание  для вывода о том, что существовали различные правила перемещения  товаров и ответственность за их нарушение. Но эти правила регулировали провоз товаров в пределах территории одной страны, а не между государствами.1 Слово «контрабанда» заимствовано из итальянского языка (contra – против, bando – правительственный указ) и вошло во многие современные языки. 2 Оно включает понятие нарушение закона государства или правительственного распоряжения. Слово «контрабанда» означает также товар или какой-либо запрещенный к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства.3

О контрабанде в Древней  Руси знали еще в X веке. В старейшем  древнерусском своде законов  “Русская Правда” уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций  за контрабанду. 4 Примером может послужить такая разновидность штрафа, как “промыт”, который устанавливал дойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом.5 В Судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика.6 К XII-XIII вв. связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В это время складывается система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом как «промыт» появляется «заповедь» – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц; протаможи –штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга – пеня за неявку в таможню. Таким образом, к моменту создания централизованного русского государства уже сложилась определенная система наказаний за нарушение порядка торговли и неуплату пошлин, хотя, конечно, таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.

Российские и иностранные  источники свидетельствуют о  том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная  с представителей Ганзы в Новгороде  в XIII-XIV вв., затем английские купцы  в XVI-XVII вв.

Возникновение контрабанды  в России относится к периоду  образования единого рынка и  установления на государственной границе  таможенных барьеров. В 1649 г. было принято  Соборное Уложение, в котором можно  найти свидетельства того, что  правительством принимались меры защиты внутреннего рынка, направленные на его укрепление и развитие, в том  числе и методами уголовных преследований. «Соборным Уложением 1649 года были определены составы различных преступлений. Так, в нем предусматривались  преступления против порядка управления, к которым относилось, в частности, кормчество, под которым понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию».7 Таким образом, в Уложении впервые выделены государственные преступления, установлены наказания за них, отдельная глава была посвящена разным видам торговых пошлин. Особый интерес представляет содержание статьи четвертой этой главы: «… А будет которые Московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытам и по перевозам и по мостам учнут с собой провозить торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщется: и тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщикам и перевозчикам и мостовщикам».8 Таким образом данная статья свидетельствует о стремлении предотвратить незаконный провоз товаров, то есть законодательно установить запрет контрабанды.

Информация о работе История борьбы с контрабандой в России