Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:33, реферат
Контрабанда, как противоправное деяние было известно на Руси еще в X веке. В официальных древнерусских документах того времени уже упоминалось такое понятие как «промыт» - двойная ставка пошлинного сбора (мыта). Такой повышенной пошлиной облагались попытки провоза или провоз товаров с применением «ухищренных» способов. Как и все новое контрабанда была ввезена на Русь с Запада, представителями ганзейских торговых городов, а потом и английскими купцами, торговавшими в Московском государстве.
В указе 1649 года, изданном спустя 4 месяца после издания Соборного Уложения, отменялись льготы, предоставленные ранее английским купцам, указывалось, что причиной отмены льгот послужило то, что англичане ввозили в Россию чужие (не английские) товары, которые объявлялись своими, сговаривались о снижении закупочных цент на русские товары и торговали «подкрадными, обидными товарами», как в то время называли контрабанду.
Соборное Уложение заложило
основу для дальнейшего
Важнейшее значение Указа
состояло в том, что им было установлено
равное для всех таможенное обложение
единой рублевой пошлиной торговых сделок.
Купцы были обязаны правдиво указывать
стоимость предъявляемых
В Новоторговом Уставе предусматривалось
увеличение торговых и проезжих пошлин,
введение запретительных тарифов на
ряд товаров, выдача иностранным
купцам специальных жалованных грамот
для получения права на торги,
устанавливалась процедура
Новоторговый Устав, как
и ранее принятые акты, был направлен
на решение важнейших
Таможенные учреждения в России XVII века не составляли единой централизованной системы. Управление таможнями распределялось между различными Приказами, при этом значительную роль в управлении получали воеводы на местах. Сами таможни находились как в казенном управлении, так и на откупах у частных лиц. Изменение в таком положении произошло с принятием Уставной грамоты 1654 года, после чего количество откупных таможен сократилось, а полностью они были ликвидированы Именным Указом 1681 года.
В целом, подводя краткий
итог в истории становления
Следующий этап в истории развития законодательства, посвященного вопросам таможенной деятельности и организации борьбы с контрабандой относится на начало XVIII века. Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела. В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ. Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды.
Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.
В 1724 году был принят Морской Торговый регламент, который регулировал процедуру контроля пребывающих из-за границы судов. На все грузы направлялись досмотрщики, которые осматривали не только грузы, но и вещи лиц, следовавших через границу. До завершения таможенного досмотра никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Устав определил и составы правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти правонарушения. В пользу государства изымались «утаенные» (то есть сокрытые от таможенного контроля) товары, не «явленные» и «заповедные» (запрещенные) к ввозу или вывозу частными лицами, конфискация применялась и когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые». За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции. Сдерживавший развитие внешней торговли и вызывающий рост контрабанды тариф 1724 года в 1731 году был заменен на новый, более умеренный тариф. К середине XVIII века таможенное дело становится централизованным, чему во многом способствовала проведенная в 1752-1757 годах таможенная реформа, в ходе которой были ликвидированы внутренние таможни, был учрежден институт таможенных объездчиков, на которых возлагалось обязанность поимки контрабандистов в пограничной полосе. Принимается Таможенный Устав 1755 года, в котором уделялось особое внимание борьбе с контрабандой.
Устанавливалось строгое требование ко всем лицам, пересекающим границы Российской империи, не провозить товары помимо таможенных учреждений и с сокрытием от таможенного контроля. Уставом поощрялось доносительство о контрабанде. Если донос подтверждался, то доноситель получал половину конфискованных товаров, за вычетом причитавшихся с них таможенных платежей, другая половина передавалась казне.
Во второй половине XVIII столетия был проведен ряд мероприятий, призванных остановить контрабандный ввоз товаров, который вновь усилился. В качестве причин этого можно назвать: повышение пошлин, связанное с принятием тарифа 1757 года, злоупотребления в самих таможнях, слабая организация охраны границ. К мерам, которые были приняты, относятся: передача части таможен на откуп, усиление охраны границ, предпринятое в 1782 году, когда указом Екатерины II была учреждена пограничная таможенная стража. На стражу, находящуюся в каждой пограничной губернии, возлагалась обязанность контролировать участки границы, препятствуя проникновению контрабандистов. Так как рост контрабандного ввоза товаров был во многом обусловлен высокими тарифными ставками, это также было учтено. И по сравнению с ранее принятыми, тарифы 1766 и 1782 годов были значительно понижены.
Дальнейшие изменения в таможенной сфере России приходятся на XIX век. В 1802 году принимается Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения были подчинены Министерству коммерции. С 1811 года управление таможенным делом переходит к Департаменту внешней торговли, было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых входило несколько таможен. Таможенный округ управлялся начальником, имевшим в своем ведении все таможни и заставы, составлявшие округ. Для предотвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе действовали команды таможенной стражи.
Ведется работа и над правовой базой, обеспечивающей организацию таможенной деятельности. Значительным фактом в этом направлении стало принятие Таможенного Устава в 1819 году. С принятием данного акта, как отметил Б.М.Угаров, «В России появляется систематизированное законодательство о контрабанде».11 Устав определил, что таможенные учреждения являются государственными органами, установил порядок охраны границы (охрана возлагалась сначала на таможенную, а затем на пограничную стражу). Товары, перемещаемые через границы, разрешалось перевозить только через таможни.
В Уставе содержится определение понятия контрабанды. Под ней понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах. Нормы карательного характера, содержащиеся в Уставе, были перенесены в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Под контрабандой стали подразумевать перемещение товаров и предметов мимо таможни или хотя через таможню, но с сокрытием от таможенного контроля. С течением времени эта формулировка то расширялась, то наполнялась иным содержанием, но и по ныне действующему Уголовному кодексу смысл уголовно наказуемой контрабанды заключается именно в незаконном перемещении товаров и предметов через таможенную границу России помимо таможни или через таможню, но с использованием таких приемов, которые направлены на избежание таможенного контроля.
Следующим шагом в развитии
законодательства о борьбе с контрабандой
стало принятие в новой редакции
Уложения о наказаниях уголовных
и исправительных 1885 года и Таможенного
Устава 1892 года. Глава 7 Уложения посвящалась
ответственности лиц, виновных в
нарушении постановлений
В связи с этим, следует обратить внимание на некоторые особенности применения мер ответственности к лицам, виновным в контрабанде. Так, для провозителя контрабандных товаров наказание назначалось независимо от его умысла на совершение контрабанды, знал он или не знал о контрабандном происхождении товаров (ст.7547). Ставился вопрос об ответственности должностных лиц. Таможенные чины, способствовавшие тайному провозу товаров, исключались со службы (ст.809). Устанавливалась ответственность соучастников, если «изобличены в тайном провозе многие лица, то взыскания налагаются не порознь с каждого лица, но со всех изобличенных в провозе или в участии в оном»12 , лиц, содействовавших и причастных к контрабанде.
Таможенный Устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Согласно Уставу – тайный ввоз и вывоз товаров карался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Основными субъектами, несшими ответственность, были хозяин контрабандных товаров и провозитель товаров. Лица, укрывающие тайно привезенный товар, подлежали обложению штрафом в размере двойной стоимости обнаруженного товара.
Устав предусматривал ответственность
за «квалифицированную»
К концу XIX века в России уже сложилась единая система таможенных органов. Непосредственное руководство таможенным делом в стране осуществлялось Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. Нижестоящим звеном таможенной системы были таможенные округа, в состав которых входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов.
Работа над совершенствованием законодательства о борьбе с контрабандой продолжалась и в начале XX века.
Таможенным Уставом 1903 года
были внесены изменения в содержание
определения контрабанды. В соответствии
с его положениями
По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:
1) Ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;
2) Вывоз за границу
или попытка вывоза помимо
таможенных учреждений или
3) Выпуск на внутренний
рынок поступивших в таможню
товаров, запрещенных к ввозу
и допущенных к обратному
Таможенный устав 1910 г. уточнил
некоторые вопросы борьбы с контрабандой,
предоставив органам
Особенностью норм, предусматривающих ответственность за контрабанду, является их казуистический характер. Действия, составлявшие рассматриваемое преступление, выражались в ввозе и вывозе определенных товаров, а также, например, по Таможенному уставу 1906 г., в выпуске на внутренний рынок товаров, не подлежащих ввозу в Россию. Менялась категория товаров, Так, если по Соборному Уложению 1649 г. к предмету контрабанды относились спиртные напитки и другие товары, составлявшие государственную монополию, то позднее это были товары различного назначения (например, пушнина), иностранные товары, запрещенные товары и т.п.
Отличительной чертой законодательства,
направленного на борьбу с контрабандой
в период после октября 1917 г., являлось
то, что оно было призвано защищать
и охранять монополию внешней
торговли, провозглашенную и