Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:53, курсовая работа
Существующий подход к решению проблемы преступности оказывается неэффективным экономически и социально: содержание подростков в местах лишения свободы создает самостоятельную проблему социализации после освобождения из мест заключения, становится препятствием к полноценной жизни в обществе, приводит к росту рецидивной преступности. Среди ученых существует мнение о необходимости поиска альтернатив уголовной юстиции, поскольку традиционные методы, применяемые для обеспечения правопорядка, стали несостоятельными.
Так, на протяжении 2001 – 2003 г.г. Ростовским областным судом и Управлением Судебного департамента в Ростовской области реализовывался совместно с Программой Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный проект "Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних", направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.
Именно Ростовскую область Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации определил как базовый центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в России.
Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.
25 марта 2004 года в
г. Таганроге открыт первый
в России ювенальный суд (
Суммируя сказанное кратко опыт Ростовской области в сфере ювенальной юстиции заключается в следующем:
- введена специализация
судей по рассмотрению
- введена специализация работников аппаратов судов - помощники судей с функциями социального работника;
- в соответствии со
ст.421 УПК РФ, составляется Карта
социального сопровождения несо
- соблюдение принципа конфиденциальности по делам с участием несовершеннолетних (по усмотрению суда проводятся закрытые заседания);
- установление механизма
взаимодействия судов (судей
- к участию в рассмотрении дел несовершеннолетних судом привлекаются работники органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые призваны оказать помощь в защите нарушенных прав несовершеннолетних, а также обеспечить проведение индивидуальной профилактической работы после суда;
- используется как
основа правовой помощи
- создание 3-х модельных ювенальных судов (специальных судебных составов по делам несовершеннолетних) ( открыты соответственно в 2004 г. - в г.Таганроге, в 2005 г. – в г. Шахты, в 2006 г.- в Егорлыкском районе).
Опыт внедрения ювенальных технологий в Ростовской области, в том числе, уровень взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти при формировании региональной системы ювенальной юстиции, получил положительную оценку со стороны Верховного Суда РФ и Управления Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, Государственной Думы РФ, Программы Развития ООН в Российской Федерации.
Результаты эксперимента в Ростовской области получили значительное распространение во многих регионах России. В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, г.г. Санкт-Петербурга и Москвы и др.
Например, в Камчатском крае внедрение ювенальных технологий осуществляется также, как в Ростовской области: в пилотном Петропавловск -Камчатском городском суде введена специализация судей, со стороны городской Администрации направлены 2 социальных работника, которые являются социальными помощниками судей и участвуют при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних; в рамках создания ювенального суда по образцу модельного ювенального суда г.Таганрога в строящемся комплексе Дворца правосудия в г.Петропавловске-Камчатском запланирован отдельный блок с соответствующими специальными атрибутами и внутренним убранством для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
17 октября 2006 г. создан
и приступил к работе
В Ульяновской области
в районных (городских) судах закреплена
специализация по рассмотрению уголовных
дел в отношении
С 2006 г. в Пермском крае началась реализация проекта "Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", одним из направлений которого стало внедрение этих элементов в деятельность судов, в качестве пилотных площадок избраны Индустриальный район г. Перми и г. Лысьва Пермского края.
Работа по внедрению ювенальных технологий началась при реализации в Чувашии проектов "Соблюдение прав ребенка – будущее России!" и российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации", направленных на создание модели института пробации и внедрение одного из основных элементов ювенальных технологий – непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного производства.
Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы12.
Также стоит сказать, что в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики, Концепцией развития УИС до 2020 года предусмотрено изменение структуры отечественной пенитенциарной системы и создание новых видов исправительных учреждений. Процесс преобразования ныне действующих воспитательных колоний в воспитательные центры планируется завершить к 2016 году. Численность таких учреждений в Российской Федерации составит 35 воспитательных центров.
Новые учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей будут иметь существеннее отличия от существующих воспитательных колоний как по внешнему облику, так и по внутреннему содержанию.
Принципиальные отличия воспитательной колонии от воспитательного центра:
- в строительстве либо реконструкции объектов воспитательного центра будут исключены характерные признаки тюремной атрибутики;
- для организации охраны учреждений использовать современное, высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее не только надежные противопобеговые, но и упреждающие функции, позволяющие своевременно пресекать противоправные действия осужденных;
- увеличение нормы жилой площади в расчете на одного несовершеннолетнего осужденного с 3,5 до 6 кв.м. Размещение подростков в жилых помещениях будет осуществляться по 4 человека в зависимости от возраста и их криминальной зараженности;
- в учреждениях для несовершеннолетних предусмотрены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказаний. При этом помещения для осужденных, содержащихся в льготных условиях, будут находиться за пределами охраняемой режимной зоны. Сами условия отбывания наказания будут отличаться друг от друга наличием материально-бытовых благ, комфортности и количеством длительных и краткосрочных свиданий. В жилых комнатах осужденных, содержащихся в облегченных условиях, предусмотрен телевизор, душевая кабина, полумягкие кресла, в два раза увеличено количество длительных и краткосрочных свиданий, чем в обычных;
- введение нового фасона одежды осужденных, из нее будут исключены характерные тюремные атрибуты.
Начата работа по преобразованию
воспитательных колоний в воспитательные
центры. На стадии реализации мероприятий
разработана организационно-
Апробация модели воспитательного центра в рамках действующего законодательства на базе Брянской ВК УФСИН России по Брянской области, Алексинской ВК УФСИН России по Тульской области, Канской ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Можайской ВК УФСИН России по Московской области.
2.2 Результаты применения опытной модели на практике
Внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции Ростовской области привело к снижению уровня рецидива среди несовершеннолетних, прошедших через суд.
Так, если общий показатель рецидива в Ростовской области по данным МВД в 2010 году составлял 16,2%, то средний процент "судебного" рецидива составлял 7,5 %, а в работе 3-х "модельных ювенальных судов" Таганрогского, Шахтинского и Егорлыкского судов был еще ниже от 0% до 3,5 %13.
В 2009-2011 г.г. 15 судами, работающими по ювенальным технологиям, рассмотрено более половины всех несовершеннолетних, дела о которых рассматривались всеми судами Ростовской области, при этом социальное сопровождение получали от 74% до 84% несовершеннолетних, попавших в орбиту суда.
Снижение рецидива среди несовершеннолетних происходит за счет того, что с несовершеннолетними после суда проводится индивидуальная профилактическая работа, поручение о которой дает суд в адрес органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На снижение рецидива влияет и реабилитационное насыщение судебных решений в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия.
В работе 15 судов, работающих по ювенальным технологиям, постоянно растет число несовершеннолетних, в отношении которых применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Так, если в 2009 году этими судами были рассмотрены 1169 несовершеннолетних, принудительные меры применены в отношении 55 лиц (4,7%), то в 2011 году рассмотрено 976 лиц, в отношении 111 из которых применены принудительные меры воспитательного воздействия (11,4%).
Работа по ювенальным технологиям позволяет судам чаще прекращать дела за примирением на основании ст.25 УПК РФ. Так, 15 "ювенальными" судами в 2009 году были прекращены дела на основании ст.25 УПК РФ в отношении 176 несовершеннолетних (9,4%), в 2010 году- в отношении 209 лиц (20,7%), в 2011 году- в отношении 188 несовершеннолетних (19,3%).
В 2010 году количество преступлений несовершеннолетних снизилось на 27%, а по лицам - на 29%. Снизилось - число повторно совершивших преступления на 42%, в состоянии алкогольного опьянения на 60%, в общественных местах- на 19%. Суд работает с детьми от 7 лет (совершившими общественно опасные деяния)- рассмотрено 48 материалов о помещении в ЦВСН, по которым 40 лиц помешены в ЦВСНП, 2-направлены в спецшколу.
Глава 3 Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Информация о работе Эксперименты по созданию ювенальных судов в РФ