Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:53, курсовая работа
Существующий подход к решению проблемы преступности оказывается неэффективным экономически и социально: содержание подростков в местах лишения свободы создает самостоятельную проблему социализации после освобождения из мест заключения, становится препятствием к полноценной жизни в обществе, приводит к росту рецидивной преступности. Среди ученых существует мнение о необходимости поиска альтернатив уголовной юстиции, поскольку традиционные методы, применяемые для обеспечения правопорядка, стали несостоятельными.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.
В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом. Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних невозможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.
Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов и всемерного развития ювенальной юстиции.
Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Признавая необходимость образования ювенальных судов, мы должны определить, создавать ли отдельную систему судов по делам несовершеннолетних либо образовывать в действующих судах специальные составы. Первый вариант весьма затратный, второй – имеет ряд проблем, не разрешив которые вряд ли можно достичь желаемой цели.
Эти проблемы, прежде всего, заключаются в невозможности в полной мере ввести специализацию судей в составе действующих судов.
В большинстве судов, имеющих штатную численность 3-5 судей, такую специализацию вообще невозможно ввести. В многосоставных судах, также не все просто. Специализирующиеся по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних судьи многосоставных районных судов, не освобожденные от рассмотрения иных (не в отношении несовершеннолетних) дел, основное свое рабочее время уделяют рассмотрению дел "не своей категории". Практика показывает, что ювенальные судьи среди общего количества рассматриваемых ими дел рассматривают дела в отношении несовершеннолетних в количестве, не превышающем 20%. Таким образом, 4/5 своего времени ювенальные судьи таковыми не являлись.
Что же касается специализации судей по рассмотрению материалов в отношении несовершеннолетних по вопросам осуществления полномочий суда на досудебных стадиях, то такой специализации вообще нет. Во-первых, потому, что организация работы судов не позволяет так организовать работу ювенального судьи, чтобы при поступлении соответствующего материала в отношении несовершеннолетнего этот материал рассматривал только ювенальный судья. Во-вторых, возложение указанных полномочий на одного и того же судью на постоянной основе может войти в противоречие с требованием части 13 статьи 108 УПК, прямо запрещающее это.
Невозможна также
Таким образом, надо создавать отдельную систему судов по делам несовершеннолетних, в которых судьи не были бы обременены другими делами, и в которых можно было бы создать условия, обеспечивающие особенности рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.
С целью обеспечения
наибольшей специализации суда, рассматривающего
дела в отношении
Следует подумать об определении компетенции создаваемых судов по делам несовершеннолетних. Представляется необходимым, прежде всего, передать ювенальным судам дела, подсудные мировым судьям.
Также можно было бы отнести к компетенции ювенальных судов вопросы судебного контроля, осуществляемого на досудебных стадиях. К компетенции ювенальных судов можно было бы отнести и все вопросы, разрешаемые на стадии исполнения приговора.
На рассмотрение ювенальных судов можно было бы передать не только дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, но и дела о некоторых преступлениях, предусмотренных главой 20 УК ("Преступления против семьи и несовершеннолетних").
Полномочия ювенальных судов, конечно же, не должны ограничиваться только лишь рамками уголовного судопроизводства. Специализированным судам по делам несовершеннолетних можно было бы передать на рассмотрение:
- гражданские дела (по
которым, так или иначе,
- дела об административных правонарушениях;
- а также все те вопросы, которые относятся к компетенции судов по Закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Вместе с тем, уголовные дела об особо тяжких преступлениях, видимо, следовало бы передать на рассмотрение в областные (и равные им по уровню) суды. В этих судах для этих целей можно было бы создать специализированный состав по рассмотрению с участием присяжных заседателей уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Возникает также необходимость наличия у судьи помощника не только по вопросам права, но и помощника, выполняющего функции социального работника, имеющего специальность по образованию либо психолога, либо социолога, либо педагога.
Опыт работы показывает полезность и необходимость наличия Координационного Совета, в состав которого входят представители всех структур, занимающихся вопросами несовершеннолетних.
Такие координационные советы можно было бы создать при каждом ювенальном суде, а также при Областном (и равном ему по уровню) суде.
В связи с внесенным изменением в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", по сути, вводится специализация сотрудников органов внутренних дел, постоянно участвующих в судебных заседаниях по уголовным делам несовершеннолетних.
Реализация предлагаемых мер, позволит создать так необходимую нам систему ювенальных судов и ювенальную юстицию в целом.
Заключение
Ювенальная юстиция — это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Основной целью ювенальной юстиции представляется воспитание несовершеннолетних путем уменьшения вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство.
В понятие ювенальной юстиции необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основы. Юридическую основу ювенальной юстиции составляют правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов, и нормативные акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних. В социальной основе ювенальной юстиции лежат идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, на минимизацию подавляющего влияния на детей и подростков процедуры судебного рассмотрения дел и снижение строгости уголовных наказаний.
Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, которое и составляет механизм защиты прав ребенка.
Правосудие по делам несовершеннолетних в России в настоящий момент не в полной мере соответствует международно-правовым стандартам и в этой связи нуждается в принципиальном совершенствовании. Однако действующее законодательство содержит некоторые нормы, сходные с теми, на основе которых функционируют различные модели ювенальной юстиции в мире, которые хотя и не предусматривают создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних в российской судебной системе, но могут послужить основой для дальнейшего формирования правовой и организационной базы ювенальной юстиции.
Надлежащее функционирование ювенальной юстиции невозможно вне специальной системы, обеспечивающей ее деятельность. Поэтому развитие ювенальной юстиции в России должно иметь многоступенчатый характер и охватывать более широкую, чем правосудие, сферу государственной деятельности. Представляется, что процесс совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних в России должен иметь конечной целью создание ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, соответствующей международным стандартам.
Формирование практической и организационной основы совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних и становления ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних в России предполагает: имплементацию в российское законодательство положений международно-правовых стандартов осуществления правосудия по делам несовершеннолетних; обеспечение механизмов реализации законодательства о ювенальной юстиции на практике; создание института ювенальной юстиции и основных элементов ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних.
Для того чтобы система ювенальной юстиции действовала более эффективно, необходимо окончательно принять законопроект ФЗ о Ювенальной Юстиции, разработать федеральные, региональные и локальные нормативные акты, регулирующие деятельность ювенального суда и его сотрудников, взаимодействие с органами исполнительной власти. Сформулировать критерии эффективности работы, а также создать системы мониторинга и стимулирования работы сотрудников субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, достигающих положительных результатов (образования социального развития, КДН, судов).
1 Апатенко С.Н. Ювенальная юстиция в системе государственной молодежной политики // Материалы "круглого стола" Государственной Думы ФС РФ "Становление ювенальной юстиции в России: опыт, проблемы и перспективы", 20 марта 2006 г
2 Бычкова, С.Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан - перспективы развития. // Юрист. - 2003. - № 11 (29).
3 Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. – Ташкент. 2002.
4 Проект ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.2005
5 Ювенальное право: учебник для вузов. / Под ред. А.В.Заряева, В.Д. Малкова М.: ЗАО Юстицинформ. 2005
6 Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права. – 2002. – N 3.
7 Ст. 14.4 Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
8 Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
9 Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2001
10 История Советского Уголовного права А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.
11 ч.4 ст. 15 Конституции РФ
12 Золотых, В. Организационные аспекты совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних. // Социальная педагогика. - 2008. - №2
13 . Ткачев В.Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
Информация о работе Эксперименты по созданию ювенальных судов в РФ