Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа
История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей.
Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Масштабы контрабанды возрастали пропорционально росту пошлин и были связаны с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.
1. Введение стр. 2-5
2. Состав контрабанды: стр. 6-12
а) объект;
б) объективная сторона;
в) субъективная сторона;
г) субъект.
3. Используемые нормативные акты и литература стр. 16
Оглавление
а) объект;
б) объективная сторона;
в) субъективная сторона;
г) субъект.
История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей.
Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Масштабы контрабанды возрастали пропорционально росту пошлин и были связаны с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.
О контрабанде в Древней Руси знали еще в X веке, но к XII-XIII вв. она была признана официально. Это прослеживается в такой пошлине, как "промыт", которая устанавливала двойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. История того времени сохранила мало свидетельств контрабандной деятельности, но гораздо позже, в XVI-XVII вв., этот запрещенный промысел начал процветать, так как начал складываться внутренний всероссийский рынок, что привело к развитию внешней торговли.
Выход на внешний рынок, как правило, осуществлялся иностранцами и как следствие этого первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы.
С принятием в 1667 г. Новоторгового устава, по которому были отменены льготы на торговлю и установлены высокие ставки пошлин, контрабанда приобрела еще больший размах.
Новым всплеском контрабандной деятельности был отмечен период после введения протекционистского тарифа 1724 г. Затем в связи с отменой тарифа контрабанда сократилась, но в последней четверти XVIII в. опять усилилась. Это было вызвано повышением ставок пошлин и запретом ввоза и вывоза отдельных товаров. Рост контрабанды вызвал беспокойство в государстве и высочайшим Указом Екатерины II в 1782 г. была создана таможенная пограничная стража.
В дальнейшем
государство ужесточает меры наказания
за занятие контрабандой, переходя
от административных наказаний к
привлечению к уголовной
Характерная особенность контрабанды во второй половине XIX-начале XX в. состояла в ее расширении, переходе от бытовой к промышленной и к росту уловок и ухищрений контрабандистов.
В Советском государстве для борьбы с контрабандой привлекались таможенные органы, пограничная охрана и местная милиция. Их действия сводились к задержанию контрабандистов, к профилактической работе с местным населением.
Предпринятые меры Советского государства привели к тому, что к концу 20-х годов контрабанда была сокращена в 3 раза.
Во время Великой Отечественной войны изменилась лишь номенклатура товаров и способы укрытия контрабанды. Контрабандисты сосредоточили свои усилия на провозе товаров в морских портах,на
перевалочных аэродромах северных аэротрас, через которые воздушным путем переправлялась контрабанда, и на южных границах страны.
Пик провоза контрабанды приходился на конец 1944 и 1945 г. Возвращение советских граждан на родину, активное передвижение войск и т.п. использовались лицами для провоза контрабандного товара. К концу 40-х гг. поток контрабанды значительно сократился, но в 50-х гг. вновь вырос в связи с активной деятельностью стран СЭВ в области бартерной торговли, совместного решения задач развития экономики.
Характерная особенность этого периода - широкий обмен информацией и опытом борьбы с контрабандой между таможенными и пограничными органами стран-участниц Варшавского Договора и совместными действиями по задержанию контрабанды.
Совместный опыт борьбы с контрабандой, особенно контрабандой наркотиков, показал, что осуществление функций по борьбе с контрабандой требует связи с таможенными организациями мирового сообщества.
Первые шаги по совместному задержанию контрабанды наркотиков, проведенному СССР с Канадой, Англией, Голландией, Бельгией, ФРГ и другими странами, подтвердили сказанное.
Во второй половине 80-х гг. наряду с правонарушениями в внешнеэкономическом обороте ширилась контрабанда наркотических и психотропных средств. О номенклатуре контрабанды в это время дают представление данные за 1987-1989гг :
1987 год |
1988 |
ГОД |
1989 год | |||||
кол- во |
сумма |
кол- во |
сумма |
кол- во |
сумма | |||
случаев |
случаев |
случаев |
||||||
Валюта иностранная (тыс.руб.) |
5 217 |
922,6 |
6 027 |
1 228,5 |
5 024 |
1 356,1 | ||
Валюта советская (тыс. руб.) |
8 094 |
2 636,9 |
12 332 |
4 630,8 |
20 437 |
13 294,8 | ||
Валютные ценности, др. (тыс. руб.) |
84 |
100,6 |
113 |
124,1 |
196 |
440,9 | ||
Жемчуг (тыс. руб.) |
64 |
200,1 |
299 |
4 133,6 |
275 |
10 591,6 | ||
Изделия из золота, платины ( тыс. руб.) |
5 225 |
2 411,9 |
10 935 |
6 519,6 |
18 293 |
15 477,5 | ||
Изделия из серебра (тыс. руб.) |
730 |
480,3 |
843 |
504,4 |
1286 |
971,9 | ||
Предметы бытовой техники (тыс. руб.) |
1 127 |
1 727,8 |
1378 |
5 856,7 v |
1337 |
45 137,5 | ||
Предметы широкого потребления (тыс. руб.) |
6 876 |
27395,9 |
5 484 |
5 469,8 |
2 953 |
4 785,5 | ||
Предметы старины и искусства(тыс.руб) руб.) |
115 |
346,6 |
149 |
139,1 |
499 |
741,3 | ||
Прочие предметы ( тыс. руб.) |
1292 |
462,5 |
922 |
465,3 |
1 180 |
5 198,3 | ||
Наркотики (кг) |
240 |
9 638,7 |
719 |
55,2 |
149 |
245,3 | ||
Оружие нарезное (шт.) |
6 |
7,0 |
10 |
12,0 |
10 |
21,0 | ||
Охотничье, малокалиберное и |
||||||||
пневмооружие (шт.) |
18 |
21,0 |
2 |
2,0 |
11 |
21,0 | ||
Холодное оружие (шт.) |
107 |
164,0 |
67 |
95,0 |
43 |
81,0 | ||
Запрещенные предметы другие (шт.) |
80 |
46176,0 |
94 |
173349,0 |
75 |
160616,0 | ||
Патроны боевые (шт.) |
169 |
8 897,0 |
138 |
6 348,0 |
97 |
16 293,0 | ||
Антисоветские материалы (шт.) |
128 |
13025,0 |
52 |
2 590,0 |
17 |
705,0 | ||
Порнографические материалы (шт.) |
761 |
11177,0 |
586 |
7 378,0 |
395 |
2 755,0 | ||
Религиозные материалы (шт.) |
235 |
29657,0 |
109 |
8 193,0 |
33 |
5 922,0 | ||
Предметы религиозного культа (шт.) |
24 |
15202,0 |
8 |
2 896,0 |
9 |
2 518,0 | ||
ВСЕГО (тыс.руб.) |
22 217 |
36686,6 |
29 854 |
29071,9 |
39 787 |
97 997,7 |
В 1991 г. СССР вступает в Совет таможенного сотрудничества (ныне-Всемирная таможенная организация). Это позволило не только использовать международный опыт, но и совместными усилиями пресекать контрабанду, вести борьбу с наркомафией в пределах компетенции таможенных органов. Во многом этому способствовало принятие в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенный кодекс РФ существенно расширил права таможенных органов в решении таких функциональных обязанностей как борьба с контрабандой, нарушение таможенных правил и налогового законодательства.
"Контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:
наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов(кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);
ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;
стратегически важных сырьевых товаров;
предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, - а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.
Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации путем прорыва, выразившегося в открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.
Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации".
Состав контрабанды.
Уголовный кодекс Российской Федерации относит контрабанду к преступлениям в сфере экономической деятельности. Ведь общественная опасность контрабанды определяется тем, что она наносит ущерб экономическим интересам государства, поскольку в бюджет не поступают таможенные пошлины и сборы, а также может быть причинен вред общественной безопасности, если предметом контрабанды является оружие, боеприпасы, наркотики и другие общеопасные предметы, изъятые из гражданского оборота.
отношения, регулирующие
товарооборот через таможенную границу
и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных
пошлин и сборов.
Преступление может иметь дополнительный непосредственный объект: это общественная безопасность - при контрабанде вооружения, а также здоровье населения - при контрабанде наркотических, отравляющих, радиоактивных и других сильнодействующих веществ.
Таможенной границей Российской Федерации в соответствии с п.4 ст.2 Таможенного кодекса РФ являются "пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов".1
Перемещением через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со ст.12 Таможенного кодекса РФ является "совершение
действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;
при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства."
Таможенный контроль в соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ проводится "должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации".
Средства таможенной идентификации представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и др.
Декларированию согласно Таможенному кодексу Российской Федерации подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства, если это определено законодательством РФ. В соответствии со ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных и иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, в форме и порядке, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
В основном составе преступления, предусмотренного ч.1 ст.188 УК РФ предметом являются товары и иные предметы, за исключением предметов, указанных в ч.2 ст. 188 УК РФ. Состав преступления будет иметь место, если перемещение товаров или предметов было в крупном размере. В примечании к данной статье разъясняется, что контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Этот размер был введен ФЗ №92 от 25.06.98г. и действует с 27.06.98г. До этого времени этот размер был равен 200 минимальных размеров оплат труда.