Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

Файлы: 1 файл

Вар. 3--ин--- - 0003-испр. Савиц - др.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная  юридическая академия»

 

Кафедра иностранного государственного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право зарубежных стран»

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Задание № 1

Покажите административно-территориальное  деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

 

Территориальная организация Японии базируется на принципе местной автономии и носит политико-административный характер. Статья 95 Конституции Японии закрепляет, что «Специальный закон, применяемый в отношении только местного органа публичной власти, в соответствии с законом может быть издан Парламентом не иначе как с согласия большинства избирателей, проживающих на территории данного местного органа публичной власти».

Конституционные положения, относящиеся к местной автономии, были детализированы в ряде законов  — в Законе о местной автономии 1947 г., Законе о финансовой автономии, Законе о местных налогах и  Законе о распределении местных налогов 1950 г.

Закон о местной автономии  делит местные территориальные  единицы на две группы: единицы, органы управления которыми обладают общей  компетенцией, и единицы, на территории которых осуществляется специальная  компетенция. Первые, в свою очередь, делятся на политико-административные единицы высшего уровня и низшего уровня.

К единицам высшего уровня относятся 47 префектур, принадлежащих  к четырем категориям: «то» (Токио), «до» (о. Хоккайдо), «фу» (Киото, Осака) и  «кен» (43 остальные префектуры). В правовом статусе между префектурами различных категорий существуют некоторые незначительные различия в организации и управлении соответствующими территориями. Меньше всего различия между префектурами «фу» и «кен», обусловленные главным образом исторической традицией, в силу которой, например, Киото имеет несколько особый статус как древняя столица Японии. Единицы низшего уровня — это города («си»), поселки («мати») и сельские общины («мура»). Всего на низшем уровне в 2003 г. было 3190 единиц — городов, поселков и общин.

В административно-территориальных  единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на четыре года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие  из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с другой работой). В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в городах и деревнях от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 4 тыс. долл. США). Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.1

В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей (практически  жителей).

На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных единиц — префектов (губернаторов), мэров городов, старост деревень. Эти должностные лица созывают собрания на очередные и внеочередные сессии, имеют право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры может быть смещен с должности Премьер-министром, а мэр города и староста деревни — губернатором. Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных органов управления (но не правительства). Часто голосования на выборах местных администраторов не проводится, так как нет соперничающих кандидатов (один объявляется избранным без голосования).

Губернатор японской префектуры, избираемый местным населением и считающийся главой местной  администрации, выполняет целый ряд общегосударственных функций. Следует отметить, что, с одной стороны, в Японии существует развитая система органов местного самоуправления, а с другой - действует весьма жесткий административный контроль. Такой контроль осуществляется только в рамках делегированных полномочий2.

Система управления на местах, как и в центре, бюрократична. В ней все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных  городов — 28, главы других городов  и поселков — 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персонала и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания, их деятельность рассматривается как особый вид публичной службы (как и все местное самоуправление и управление).

Местная автономия ограничивается целым рядом мер. Например, центральные ведомства учреждают различного рода периферийные филиалы, которые ведут свою деятельность, не подчиняясь органам местного самоуправления; полиция и школьное образование в значительной степени контролируются центральными ведомствами; налоговое законодательство построено так, что местные органы за счет собственных средств могут покрыть только часть своих расходов, для остального нужны государственные дотации. Финансовый контроль в настоящее время представляет собой весьма серьезное средство воздействия на местные власти в целях обеспечения более или менее единообразного проведения государственной политики на местах.

Правительственные дотации получают не все органы местного самоуправления, а только нуждающиеся (так называемые «бедные»). К категории нуждающихся они могут быть отнесены в том случае, если их «основные финансовые потребности» превышают «основные финансовые поступления». Не трудно представить себе, что превышение или соответствие могут быть достигнуты во многом благодаря тому или иному балансу источников наполнения государственных и местных бюджетов.

Законами о реформе местного самоуправления 1998-1999 гг. предусмотрены принципиальные изменения, которые не только затронули уточнение и упорядочение ролей между государством и органами местного самоуправления, но и отменили прежний порядок исполнения местным самоуправлением государственных функций по поручению министерств и ведомств. Были пересмотрены принципы и виды государственного вмешательства в дела органов местного самоуправления. Установлено три таких принципа:

1) принцип законности, допускающий вмешательство только в форме закона или правительственного указа;

2) принцип общей законности, предусматривающий возможность вмешательства только на основе общих правил, установленных Законом о местном самоуправлении, в минимально необходимой степени и с заботой о сохранении независимости и самостоятельности муниципальной власти;

3) принцип справедливости и открытости, основанный на соблюдении установленных законодательством процедурных норм, касающихся передачи документов и регулирования возникающих проблем, публичности во взаимоотношениях центральных и муниципальных властей.

Со стороны государства допускаются: советы и рекомендации; требование представить материалы; консультации; требование пересмотреть то или иное действие.

Система местного самоуправления и управления в США строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Законы штатов о местном самоуправлении обычно содержат схемы-рекомендации. В Массачусетсе предлагается 5 вариантов, можно выбрать, в Нью-Джерси — 14. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.

Большинство штатов (кроме  двух) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было; дворянские титулы были сразу после  образования США отменены). Всего  в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц — шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея — представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров (на 2-4 года, реже на 3-5 лет), обычно 5-7 человек. Члены совета не вправе состоять в исполнительных органах и занимать другие должности. Они попеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются финансами. В немногих штатах это совет контролеров. Он состоит из выборных членов (делегатов) — муниципалистов и тауншипов, входящих в графство. Их гораздо больше, обычно около 20 человек, но все они становятся должностными лицами графства и занимаются его делами. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств  и имеют свою систему самоуправления. В США существуют разные системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет — управляющий. Население избирает совет (в крупных городах, например в Чикаго — до 50 человек, но обычно 6-7 человек), который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист — чиновник-менеджер.

Помимо системы «совет – управляющий»  распространенными  в США являются также системы совет – мэр (председатель совета в квазикорпорациях) и комиссионная система. Система совет – мэр характеризуется наличием выборного главы местного представительного органа.

Для третьей системы  – комиссионной – характерно полное слияние функций выборного совета и управления муниципальным аппаратом посредством образования советом комиссии, состоящей из советников и действующих на постоянной основе. Члены комиссии одновременно являются главами муниципальных департаментов. Данная система широкого распространения не получила, она используется в небольшом числе средних городов.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически, и, по существу, разницы между ними нет, хотя иногда таунами называют мелкие города с  прилегающими окрестностями, а тауншипами — группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет; 3—5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля — ответственного за общественный порядок.

В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).

Местное самоуправление играет большую  роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40% федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.

В США местные органы, практически, находятся в прямой зависимости от субсидий со стороны федеральной и центральной власти3.

Местное самоуправление в США построено по англосаксонской  модели. Но, как и в других странах, воспринявших данную модель, это не означает полной свободы местного самоуправления от контроля со стороны государственной  власти. Осуществляется он преимущественно органами исполнительной власти штатов. С 1960-х гг. в системе кабинета губернаторов многих штатов создаются департаменты по вопросам местного самоуправления.

Контроль штатов за местным самоуправлением  осуществляется в основном в форме административного надзора. Опека в виде предварительного одобрения актов органов местного самоуправления главой соответствующего департамента штата, а также финансовых санкций за ненадлежащее использование субсидий и субвенций применяется лишь в рамках финансирования штатом различных местных проектов. Проявлением опеки, очевидно, можно считать и необходимость согласия глав департаментов штата на назначение некоторых должностных лиц местного самоуправления.

На местное самоуправление посредством составления различных программ в области местного планирования, жилищного строительства, иных социальных, экономических, административных мероприятий влияют в последние десятилетия не только штаты, но и федеральные органы. Юридически такие программы не обязательны для местных органов, они содержат лишь рекомендации. Однако в зависимость от участия органов местного самоуправления в указанных программах ставится предоставление им финансовой и технической помощи, подкрепляющей программу.4

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.

 

 

Задание № 2

Дайте характеристику различных  видов источников конституционного права и приведите содержание статей Конституций Польши и ФРГ, закрепляющих их использование в рассматриваемых странах. Что такое «статут» и «ордонанс».

 

Выстраивая систему источников конституционного права зарубежных стран, можно выделить следующие основные группы источников: во-первых, национальные нормативно-правовые акты; во-вторых, обычай; в-третьих, судебный прецедент; в-четвертых, нормативно-правовые акты наднационального характера и международные договоры; в-пятых, общие принципы права.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"