Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

Файлы: 1 файл

Вар. 3--ин--- - 0003-испр. Савиц - др.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

1) В подавляющем большинстве  государств (за исключением стран  общего права) основной массив  источников конституционного права  составляют нормативные правовые  акты. Среди нормативно-правовых актов — источников конституционного права, безусловно, доминирующие позиции принадлежат законодательным актам. К примеру, согласно ч. 3 ст. 4 Основного закона ФРГ «Никто не может быть против своей совести принужден к военной службе с оружием. Подробности регулируются федеральным законом». В соответствии со ст. 80 Конституции Польши «Каждый имеет право в соответствии с определенными в законе принципами на обращение к Защитнику Гражданских Прав с просьбой об оказании помощи в защите своих свобод и прав, нарушенных органами публичной власти».

В подавляющем большинстве  государств конституция представляет собой главный законодательный  акт государства. Она разрабатывается  и принимается на основе специальной  особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство. В случае коллизии нормы конституции и нормы любого иного законодательного акта преимущественную силу всегда имеет норма конституции.

2) внутригосударственные  публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993г. на Чехию и Словакию);

3) регламенты парламентов  и их палат, устанавливающиё  внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай). Согласно ч. 1 ст. 40 Основного закона ФРГ «Бундестаг избирает своего Председателя, его заместителей и секретарей. Он принимает свой регламент». Часть 2 статьи 130 Конституции Польши: «Национальное Собрание принимает свой регламент»;

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);

5) акты органов конституционного  контроля (конституционных судов,  конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования  конституции, признают те или  иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве)  — решения судов высоких инстанций,  публикуемые ими и становящиеся  основой для принятия другими  судами аналогичных решений по  подобным делам;

7) конституционные обычаи — сложившиеся в практике единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции;

8) религиозные источники.  В некоторых мусульманских странах  конституцию заменяет Коран —  священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко  и лишь в отдельных странах  суды основывают свои решения  по конституционным вопросам  не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые  акты, например Маастрихтский договор  1992г. о Европейском Союзе, предусматривающий  наряду с национальным гражданством  единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека);

11) конституции земель. Так, в ч. 1 ст. 28 Основного закона  ФРГ установлено, что конституционный  строй в землях должен отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства, и это гарантируется Федерацией. В частности, предусмотрено наличие демократически избираемого народного представительства и местного самоуправления. Такие требования подлежат обязательному соблюдению землями, прежде всего, при создании ими своих конституций. Гарантия соответствия конституционного строя земель основным правам и изложенным  только что принципам возлагается ч. 3 указанной статьи на Федерацию.

В соответствии со ст. 87 Конституции Польши источниками общеобязательного права Польской Республики являются: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также постановления. Источниками общеобязательного права Польской Республики на территории деятельности принявших их органов являются акты местного права.

Органы территориального самоуправления, а также местные  органы правительственной администрации  на основании и в пределах полномочий, содержащихся в законе, устанавливают  акты местного права, обязательные на территории деятельности этих органов. Принципы и порядок издания актов местного права определяет закон (ст. 94 Конституции Польши).

 

Статья 93 Конституции  Польши предусматривает, что постановления  Совета Министров, а также распоряжения Председателя Совета Министров и министров имеют внутренний характер и обязывают только единицы, организационно подчиненные органу, издающему эти акты. Приказы издаются только на основании закона. Они не могут служить основанием решений в отношении граждан, юридических лиц, а также иных субъектов. Постановления и приказы подлежат контролю в отношении их соответствия общеобязательному праву.

 

Согласно ст. 25 Конституции  ФРГ общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц.

Статья 80 Конституции  ФРГ предусматривает, что федеральное  правительство, федеральный министр  или правительства земель могут быть уполномочены законом издавать постановления. При этом законом должны быть определены содержание, цели и объем предоставленных им полномочий. В постановлении должно указываться его правовое основание. Если законом предусматривается дальнейшая передача правомочий, то для такой передачи требуется особое постановление. Одобрение Бундесрата необходимо, если иное не оговорено федеральным законом, для постановлений Федерального правительства или федерального министра о принципах и тарифах пользования услугами почты и телекоммуникации, о принципах взимания платы при использовании федеральных железнодорожных сооружений, о строительстве и эксплуатации железных дорог, а также для постановлений, издаваемых на основании федеральных законов, которые требуют одобрения Бундесрата или исполняются землями либо по поручению Федерации, либо в силу того, что их исполнение относится к собственному ведению земель. Бундесрат вправе представить Федеральному правительству проекты для издания постановлений, требующих одобрения Бундесрата. В той мере, в какой правительства земель уполномочены федеральным законом либо на основании федеральных законов издавать постановления, земли также правомочны издавать законы.

 

В соответствии со ст. 65а  Конституции ФРГ федеральный  министр обороны обладает правом издавать приказы.

Статья 75 Конституции ФРГ федерация имеет право издавать рамочные предписания для законодательства земель по ряду вопросов, определенных Конституцией.

 

Ордонанс – ненормативные правовые акты правительства.

Статут — вид законодательного акта парламентов в странах англосаксонской правовой семьи (в англосаксонской системе права). Обычно статутом называется законодательный акт особой важности. При сравнении источников права статут, как правило, противопоставляется судебному прецеденту.

Так, в соответствии со ст. 123 Конституции Италии каждая область  имеет статут, который в соответствии с Конституцией и законами Республики устанавливает положения, относящиеся  к внутренней организации области. Этот статут регулирует осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, а также опубликование законов и регламентарных актов области. Статут принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики

 

 

 

Задание № 3

Приведите примеры статей Конституций зарубежных стран, закрепляющих обязанности граждан (не менее 10 различных  обязанностей).

 

Конституция Индии в  ст. 51А предусматривает, что являются обязанностями каждого гражданина Индии:

а) соблюдение Конституции  и уважение ее идеалов и институтов, Национального флага и Национального  гимна;

b) сохранение и следование  благородным идеалам, которые  вдохновляли нашу национальную  борьбу за свободу; 

с) поддержание и защита суверенитета, единства и целостности Индии;

d) защита страны и  несение воинской повинности, когда  гражданин призывается для этого; 

е) содействие согласию и  общему духовному братству между  всеми народами Индии независимо от их религиозных, лингвистических  и региональных или местных различий; отказ от практики нарушения достоинства женщин;

f) понимание ценности  и сохранение богатого наследия  нашей многогранной культуры;

g) защита и улучшение  естественной природной среды,  включая леса, озера, реки и  живую природу, и сострадание к живым существам;

h) развитие научного  подхода (the scientific temper), гуманизма  и энергии в исследованиях  и преобразованиях; 

i) охрана публичной  собственности и отказ от насилия; 

j) стремление к совершенству  во всех личных и коллективных  сферах деятельности с тем, чтобы Нация постоянно продвигалась к высшим уровням в своих усилиях и достижениях.)

 

Статья 4 Конституции  Италии предусматривает, что каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества.

 

Статья 30 Конституции  Италии предусматривает, что родители обязаны и вправе содержать, обучать  и воспитывать детей, даже если они  рождены вне брака.

 

В соответствии со ст. 53 Конституции Италии все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями.

 

Статья 54 Конституции  Италии предусматривает, что все  граждане обязаны быть верными Республике и должны соблюдать ее Конституцию  и законы. Граждане, которым вверены государственные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в случаях, установленных законом.

Схожее положение  содержит Конституция КНР: граждане Китайской Народной Республики обязаны  соблюдать Конституцию и закон, хранить государственную тайну, защищать государственную собственность, соблюдать рабочую дисциплину и общественный порядок и уважать общественную мораль (ст. 53).

 

Статья 42 Конституции  КНР предусматривает, что граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться.

 

Статья 46 Конституции  КНР предусматривает, что граждане Китайской Народной Республики имеют  право на получение образования  и обязаны получить его. В соответствии со ст. 70 Конституции Польши учеба до 18-летнего возраста является обязательной.

 

В соответствии со ст. 49 Конституции  КНР брак, семья, мать и ребенок находятся под защитой государства. Муж и жена обязаны практиковать планирование семьи. Родители обязаны воспитывать и давать образование своим детям, не достигшим совершеннолетия, а дети по достижении совершеннолетия обязаны оказывать помощь и поддержку родителям.

 

Статья 52 Конституции КНР предусматривает, что охрана единства страны и единства всех ее народов является обязанностью граждан Китайской Народной Республики.

 

Статья 31 Конституции  Польской республики предусматривает, что каждый обязан уважать свободы  и права других. Никого нельзя вынуждать  делать то, к чему право его не обязывает.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бернхардт Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ. М., 1994.
  2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2006.
  3. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов // Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2006.
  4. Страшун Б.А. Избранные конституции зарубежных стран. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. – 795 с.
  5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2012. – 608 с.
  6. Чихладзе Л.Т. Историко-теоретические аспекты развития местного самоуправления и местного управления в государствах Европы // Право и политика. 2005. № 9.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"