Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:39, контрольная работа
1.Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата
1.Введение. 1 стр.
2.Конституция РСФСР 1925г. , основные характеристики. 1-13 стр.
3.Заключение. 13-14 стр.
4.Использованная литература. 14 стр.
1.Введение.
2.Конституция РСФСР 1925г. , основные характеристики. 1-13 стр.
3.Заключение.
4.Использованная литература.
1.Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата
2. Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
6 июля 1923 г. ЦИК Союза
ССР утвердил и ввел в
эти изменения с немедленным введением их в действие».
Для выполнения подготовительной работы Президиум ВЦИК 3 апреля 1924 г. образовал специальную комиссию под председательством Д. И. Курского. Однако, стало очевидным, что целесообразнее не ограничиваться приведением Основного закона РСФСР 1918 г. в соответствии с Конституцией СССР 1924 г., а создать новую Конституцию РСФСР, учитывающую образование СССР, постановления VII, VIII, IX Всероссийских съездов Советов и ряда сессий ВЦИК, а также включающую ряд новых положений, вытекающих из практики государственного строительства. Впервые эта идея вполне отчетливо была сформулирована Д. И. Курским в апреле 1924 г. В соответствии со своим замыслом Д. И. Курский 25—28 июня 1924 г. составил предварительный проект новой Конституции РСФСР, который был внесен на первое заседание конституционной комиссии, состоявшееся 2 июля 1924 г.
Комиссия, согласившись с
планом Д. И. Курского, признала необходимым,
кроме согласования Конституции
РСФСР с Основным законом СССР,
внести в нее изменения и дополнения
в связи с постановлениями
предыдущих Всероссийских съездов
Советов и сессий ВЦИК, положениями
о местных органах власти и
законодательством об автономных республиках
и областях. Поскольку рамки работы
комиссии значительно расширились
и формально не соответствовали
решению XI Всероссийского съезда, комиссия
вошла с соответствующим
образовала четыре подкомиссии:
1) по вопросам ведения центральных органов власти и увязки Конституции РСФСР с Конституцией СССР;
2) о местных органах власти;
3) по вопросам, касающимся
национальных республик и
4) по вопросам бюджета.
Создание новой Конституции отодвинуло сроки окончания работы комиссии. Поскольку отправным моментом работы подкомиссий послужил предварительный проект Основного закона, составленный Д. И. Курским.
Проект, включавший 91 статью,
состоял из шести разделов: «Общие
положения», «Предметы ведения
российских граждан. Проект предусматривал, что решение данного вопроса
должно осуществляться на основе постановлений СССР. Второй раздел проекта (ст. ст. 16—18) определял права верховных органов РСФСР в связи с образованием СССР. Ст. 16 проекта, как и ст. 49 Конституции РСФСР 1918 г., открывалась нормой, относящей к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК всех вопросов общегосударственного значения, после чего следовал их примерный перечень. Последний, однако, был в значительной мере иным, ибо ряд государственных полномочий отошел к ведению СССР. В проект не были включены пункты «в», «д», «ж», «з», «и», «н», «р» ст. 49 Конституции РСФСР. Пункты «б», «г», «к», «л», «ы», «о», «с-» ст. 49 вошли в проект в измененном виде. Ст. 16 проекта повторяла пункты «а», «с», «п» ст. 49 Конституции РСФСР 1918г. Ст. 17 проекта воспроизводила ст. 50 Основного закона РСФСР. Завершающая статья раздела устанавливала обязательность постановлений верховных органов СССР по предметам ведения Союза. За этим исключением никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, Президиум
Подраздел «Организация центральной власти» по сравнению с Конституцией РСФСР 1918 г. существенно дополнен. В нем определено положение Президиума ВЦИК как высшего органа государственной власти. Периодичность созыва очередных а ВЦИК и Совнаркома РСФСР, не обладали правом издавать законодательные акты общегосударственного значения. Проект не определял исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов. Третий раздел проекта (ст. ст. 19—63), как и соответствующий раздел Конституции, делился на два подраздела — «Организация центральной власти» и «Организация Советской власти на местах». Всероссийских съездов увеличилась до одного года. Предел численности членов ВЦИК удваивался, кроме того, был установлен сессионный порядок работы ВЦИК и определены основания созыва ВЦИК на
сессии. Изменились также система наркоматов республики и их положение. В РСФСР сохранилось 11 наркоматов — ВСНХ, внутренней торговли, труда, финансов, РКИ, земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, причем первые пять наркоматов являлись объединенными. Остальные нормы Конституции, чаще всего полностью, с незначительными изменениями, вошли в проект. Исключение составили ст. ст. 24, 30, 36, 39 и 48 Основного закона РСФСР, которые не были включены в проект.
Подраздел «Организация Советской власти на местах» состоял из шести глав, причем три из них не были известны Основному закону. В главе об автономных республиках регламентировалось положение автономных республик. АССР имела высшие органы власти; создание Совнаркома автономной республики разрешалось ВЦИК. Последний определял также пределы прав АССР. В указанной главе проекта совершенно не упоминалось об автономных областях. Новыми, кроме того, были главы «Об исполнительных комитетах» и «О взаимоотношениях центральных и местных органов власти». Вообще подраздел о местной власти более, чем какая-нибудь другая часть проекта, отличался от соответствующего подраздела Основного закона РСФСР.
Разделы «Активное и пассивное
избирательное право» и «Бюджетное
право» проекта с небольшими изменениями
повторяли соответствующие
Заключительный раздел проекта «О гербе и флаге» включал ст. 89 Конституции РСФСР, содержавшую описание герба РСФСР. Проект в соответствии с решением III сессии ВЦИК VII созыва различал военный, торговый и морской флаги РСФСР.
Предварительный проект Конституции послужил основой работы
подкомиссий. По имеющимся материалам можно с уверенностью говорить о работе трех подкомиссий: по вопросам, касающимся национальных республик и областей, о местных органах власти, по вопросам бюджета. Подкомиссии по вопросам ведения центральных органов не созывались на заседания.
Заседание подкомиссии по
вопросам, касающимся национальных республик
и областей, состоялось 25 ноября 1924
г. Соответствующая глава проекта
Основного закона в результате работы
подкомиссии подверглась
Пределы прав автономных областей
должны были определяться особым постановлением
ВЦИК. Автономные области получили
право создавать
Из всех подкомиссий наибольший
объем работ выполнила
избирателями. На членов Советов
возлагалась обязанность
отчитываться перед
Подкомиссия признала необходимым включить в проект статью о революционной законности, которая, однако, не была сформулирована.
Подкомиссия подвергла соответствующий раздел проекта значительной переработке. Из девяти статей проекта лишь три были приняты без изменений. Остальные статьи были заменены другими либо подверглись существенной переделке.
Было сформулировано положение о том, что бюджет РСФСР входит как составная часть в единый бюджет СССР. При этом общесоюзное законодательство определяло распределение расходов и доходов на общесоюзные и республиканские. Был установлен принцип, согласно которому в бюджете республики расходы должны покрываться ее доходами. Бюджеты АССР как составная часть включались в бюджет РСФСР.
Проект Конституции, учитывающий изменения и дополнения подкомиссий, рассматривался на втором и третьем заседаниях комиссии 19 и 21 февраля 1925 г.
Д. И. Курский выступил с
предложением включить в новый Основной
закон без изменений «
крестьянство» было заменено словосочетанием «рабочий класс и крестьянство». Во-вторых, членами Российской Федерации, кроме АССР, были признаны также и автономные области.
Разделы проекта «Предметы
ведения Всероссийского съезда Советов
и ВЦИК» и «Устройство
Поскольку данное изменение избирательного права привело к определенному несоответствию с Конституцией СССР, комиссия приняла проект постановления «Об унификации избирательного права трудящихся» в сельских и городских местностях, который должен был быть внесен на рассмотрение Президиума ЦИК СССР.
В свою очередь определенным изменениям подвергся статус ВЦИК. Так, число членов ВЦИК. стало определяться Всероссийским съездом, право требовать созыва ВЦИК на чрезвычайную сессию получили также ЦИК АССР в числе не менее трех. На ВЦИК была возложена обязанность специальным положением определить объем законодательных прав Совнаркома РСФСР.
Заметно изменился статус автономных областей. Последние получили право иметь Конституцию наравне с АССР. Было изменено положение о создании в автономных областях центральных исполнительных комитетов. Комиссия в этом вопросе подтвердила норму действовавшего законодательства. В процессе работы комиссии было внесено предложение предоставить ЦИК АССР право приостанавливать постановления Президиума ВЦИК, но оно после острой критики было отвергнуто.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"