Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

1.Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата

Содержание работы

1.Введение. 1 стр.
2.Конституция РСФСР 1925г. , основные характеристики. 1-13 стр.
3.Заключение. 13-14 стр.
4.Использованная литература. 14 стр.

Файлы: 1 файл

переаттест.по конституц.пр..docx

— 29.29 Кб (Скачать файл)

Комиссия исключила из проекта норму об общих собраниях  избирателей,

                                                    8

непосредственно разрешающих  вопросы управления в тех сельских местностях, где это было признано осуществимым.  Главный аргумент в пользу данного решения состоял  в том, что это положение Конституции  РСФСР 1918 г. в практике государственного управления не встречалось.

Из раздела «Активное  и пассивное избирательное право» комиссия исключила 6 статей, определявших несущественные вопросы организации  выборов. Эти статьи проекта были тождественны ст. ст. 67, 72 — 75, 77 Конституции  РСФСР 1918 г.  Остальные статьи проекта  с незначительными редакционными  изменениями были приняты комиссией.

Рассматривая раздел «Бюджетное право-, комиссия внесла в него большие  изменения. Были исключены четыре и  добавлена одна статья, из оставшихся статей проекта только одна принята  в редакции подкомиссии, остальные  статьи даны в иных формулировках. Основной смысл изменений — исключение из проекта второстепенных положений.

Раздел «О гербе и флаге» комиссия также значительно переработала. Были оставлены только статьи о гербе  и торговом флаге внутреннего  мореплавания РСФСР. Статьи о военном  и военно-морском флаге РСФСР  исключены комиссией, ибо вопросы  организации вооруженных сил  относились к ведению СССР.

Проект Конституции, обсужденный  и принятый комиссией в ходе ее заседаний 19 и 21 февраля 1925 г., был направлен  в Президиум ВЦИК. Высший орган  государственной власти РСФСР 16 марта 1925 г. передал представленный проект на предварительное рассмотрение Совнаркома РСФСР. На этом работа конституционной комиссии завершилась.

 Далее рассмотрю основные положения Конституции РСФСР 1925 года

  В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в

                                                     9

свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит  из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Конституция  1925 года  закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов  СССР в пределах, указанных в Конституции  СССР, и по предметам, отнесенным к  компетенции Союза.

 В Конституции 1925г. отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Χ Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

 В структуре Конституции  была выделена гл. 4 «Об автономных советских

                                                   10

социалистических республиках  и областях», в которой устанавливались

принципы формирования в  них органов государственной  власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений  об автономных областях. К ведению  Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение  конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР. Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Конституция 1925 г. оставила без изменения общую схему  формирования Советов депутатов. Была установлена обязанность членов советов депутатов регулярно отчитываться перед своим избирателям.

Отменена возможность  непосредственного решения вопросов управления общим собранием избирателей  селения.

Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет получил  право изменять нормы представительства  в Советах депутатов своими постановлениями.

Претерпел изменения порядок  формирования съездов Советов и  нормы представительства на них.

Так, районные и волостные  съезды Советов стали составляться из представителей всех советов, находящихся  на территории района или 

                                                  11

волости, по расчету:

один делегат на 300 человек  населения, но не свыше 150 делегатов  на район или волость.

Уездные съезды - из представителей советов городов и городских  поселений, фабрик и заводов, расположенных  на территории уезда, и сельских советов, по расчету:

-от советов городов  - один делегат на 200 избирателей;

-от волостных съездов  советов - один делегат на 1000 человек  населения, но не свыше 300 делегатов  на уезд.

Окружные - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов, по расчету:

- от советов городов  - один делегат на 1000 избирателей;

- от районных съездов  советов - один делегат на 5000 человек  населения.

Губернские - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных съездов советов, по расчету:

- от советов городов  - один делегат на 2000 избирателей;

- от уездных съездов  - один делегат на 10000 человек населения.

Краевые и областные - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных советов, по расчету:

- от советов городов  - один делегат на 5000 избирателей;

                                             12

- от окружных съездов  - один делегат на 25000 человек населения.

В краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных  съездах Советов должны были принимать  участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.

В исключительных случаях  Всероссийскому Центральному Исполнительному  Комитету было предоставлено право  изменять нормы представительства на съездах Советов для отдельных местностей в зависимости от местных условий.

Не претерпел существенных изменений состав избирательного корпуса, за исключением изъятия из Конституции  нормы, позволяющей снижать возрастной ценз ниже 18 лет.

 

3.В данной работе было  рассмотрено развитие конституционного  законодательства Российской Федерации.

История Российской Федерации  насчитывает 5 конституций - 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.

Принятие каждой из них  знаменовало существенные изменения  в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и развитие прежних.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного 

                                                    13

устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных

в конституциях прав и свобод.

Общие черты всех конституций  РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения  государственно-правовых институтов.

 

4.Использованная литература.

  М.В.Баглай Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов.

Е.И.Козлова, О.И.Кутафин Конституционное право России. – М, ЮРИСТЪ, 2003

 Чистяков О.И. История  государства и права России. Учебное  пособие. – М.: Проспект. – 1998. – с.214.

 История Государства  и права России: Учебник для  вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998.

 

 

 

 

 

 

 

                                               14


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"