Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

1. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью
2. Оперативно-розыскное мероприятие «Контролируемая поставка»: понятие, основания и условия проведения

Файлы: 1 файл

ОРД 9семестр.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

                                          Содержание:

 

  1. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

  1. Оперативно-розыскное мероприятие «Контролируемая поставка»: понятие, основания и условия проведения

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  1.Надзор за оперативно-розыскной деятельностью

     Субъектами, надзирающими за исполнением ФЗ «Об ОРД» (реализующими функцию прокурорского надзора), являются Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Надзор за исполнением  ФЗ «Об ОРД» осуществляют прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные приказами для этой цели уполномоченные прокуроры. Такого рода полномочиями прокуроров наделяют:

а) в Генпрокуратуре РФ - заместитель  Генпрокурора РФ, курирующий вопрос Главного следственного управления, и заместитель  Генпрокурора РФ - Главный военный  прокурор;

б) в органах прокуратуры - прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры  и прокуроры иных специализированных прокуратур.

     Согласно ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом надзора за исполнением законов ОРО является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» - исполнение предписаний этого Федерального закона. В частности, к ним относится: рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и в том числе при производстве дел оперативного учета (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»).

     Приказом Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» предписано:

     Первому заместителю и заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД.

     Установить, что заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются правом от имени Генерального прокурора РФ назначать из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением ФЗ «Об ОРД» и несут персональную ответственность за организацию надзора.

Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД. Обеспечить наличие  у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение  делопроизводства по надзору за исполнением  законов при осуществлении ОРД, оформленного в установленном порядке  допуска к совершенно секретным  сведениям или сведениям особой важности.

     При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении ОРД. Обеспечить законность при проведении ОРМ, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД, соблюдение порядка выполнения ОРМ, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

     Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач ОРД, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации.

     Проверки исполнения законов при осуществлении ОРД проводить:

а) по обращениям граждан, юридических  и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам  и материалам проверки сообщения  о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся  в их производстве, а также в  связи с ненадлежащим исполнением  требований уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в  том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с  учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в  работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных  преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых  по уголовным делам и лиц, без  вести пропавших.

     Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ «Об ОРД», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел.

       Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности ОРМ в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

     Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий надлежит проверять:

а) соблюдение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

 б) законность, обоснованность  и соблюдение установленного  порядка заведения дел оперативного  учета и иных оперативно-служебных  материалов, сроков и порядка  их ведения, законность принимаемых  по ним решений; 

в) законность и обоснованность проведения или прекращения ОРМ, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;

г) законность проведения ОРМ;

д) законность представления  результатов ОРД;

е) наличие полномочий у  лиц, осуществляющих ОРД, а также  принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении  и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных  материалов, проведении ОРМ, представлении  результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или  в суд;

ж) соблюдение определенного  ФЗ «Об ОРД» перечня ОРМ;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных  материалов, законность постановки и  снятия с оперативного и иных видов  учета лиц, в отношении которых  заводились такие дела, в том числе  находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие ОРМ целям  и задачам ОРД, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических  средств и веществ, наносящих  ущерб жизни и здоровью людей  и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими  ОРД, о проведении в случаях, предусмотренных  ч.ч. 3 и 6 ст. 8 ФЗ «Об ОРД», ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких ОРМ в указанных случаях.

     Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

     При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц.

     Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан:

а) знакомиться с представленными  подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ  с использованием оперативно-технических  средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  проведения ОРМ;

б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений  закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам  оперативного учета и иным оперативно-служебным  материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления  и иные решения должностных лиц  указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений  уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов  ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления  об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

    В ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» предусмотрено исключение из общего правила предоставления прокурору соответствующих сведений, т.е. изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Это предписание ФЗ «Об ОРД» детализирует и наполняет конкретным содержанием принцип конспирации ОРД. Так, в целях соблюдения принципа конспирации законодатель предусмотрел специальное дополнительное условие возможного разглашения ОРО сведений о конфидентах. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. В письменном материале (заявление и т.п.) должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в ОРО оперативно-служебными документами.

     Обязанности возложены на прокуроров, прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК РФ, а также ФЗ «Об ОРД». Так, согласно ФЗ «Об ОРД» прокурор обязан:

-рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»);

-принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); 

-контроль надзор оперативный розыскной, проверять порядок оперативно-розыскных мероприятий и законность решений оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»);

-обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

      В соответствии с ФЗ «Об ОРД» прокурор вправе давать указания ОРО:

-по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»);

-в письменной форме - о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об ОРД»);

-требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Кроме того, прокурор может:

-опротестовывать противоречащие ФЗ «Об ОРД» решения руководителей ОРО;

-выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном нарушении (при наличии достаточных оснований);

-требовать привлечения лица, нарушившего ФЗ «Об ОРД», к иному виду юридической ответственности.

     Различаются два вида прокурорского надзора:

1) в связи с поступившей  в прокуратуру информацией (заявление,  обращение гражданина и др.) о  нарушении закона ОРО (его должностным  лицом);

2) по инициативе уполномоченного  прокурора. 

     Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"