Контрольная работа по «Уголовный процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Конституция регламентирует целый ряд важнейших вопросов уголовно-процессуального права. В частности, в Конституции названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе: принципы законности (ст. ст. 4, 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), уважения чести и достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 45), неприкосновенности жилища (ст. 25), тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), презумпции невиновности (ст. 49), состязательности (ст. 123), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др. Конституция РФ предусматривает и ряд других норм, нашедших отражение в Уголовно-процессуальном кодексе.

Содержание работы

1. Источники уголовно-процессуального права 3
2. Раскрыть содержание вопроса при помощи логической схемы……………………………………………………………………………..11
Практические задания………………………………………………………..…18
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО 

Красноярский  юридический техникум

Филиал  Красноярского юридического техникума  в г. Минусинске Красноярского края 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «Уголовный  процесс» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 5 курса

                  Ондар Андрей Опей-оолович

                  Проверил(а): _______________ 
                   
                   
                   

Минусинск - 2011

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Источники уголовно-процессуального  права.
 
 

    В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального  права являются только законы. Никакие  иные нормативные акты не могут регулировать уголовно-процессуальные отношения. При этом в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе.

    Важнейшим источником уголовно-процессуального  права является Конституция РФ. Она  имеет прямое действие и преимущественную юридическую силу по отношению к  другим законам. Это касается и Уголовно-процессуального  кодекса РФ.

    Конституция регламентирует целый ряд важнейших вопросов уголовно-процессуального права. В частности, в Конституции названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе: принципы законности (ст. ст. 4, 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), уважения чести и достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 45), неприкосновенности жилища (ст. 25), тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), презумпции невиновности (ст. 49), состязательности (ст. 123), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др. Конституция РФ предусматривает и ряд других норм, нашедших отражение в Уголовно-процессуальном кодексе.

    В случае неопределенности в вопросе  о том, соответствует ли Конституции  РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции  РФ, обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.

    Вторым  по значению источником уголовно-процессуального  права является Уголовно-процессуальный кодекс РФ - основной законодательный  акт, комплексно регламентирующий уголовно-процессуальные отношения.

    Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

    В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут  применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

    Впервые в уголовно-процессуальном законодательстве появилась норма, регулирующая соотношение  приоритетности внутреннего уголовно-процессуального законодательства России и международных актов. Прежде всего установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Однако следует иметь в виду, что речь идет не о всякой норме международного права, а лишь об общепризнанных принципах и нормах международного права, а также о международных договорах Российской Федерации. Такой договор должен быть подписан полномочным представителем Российской Федерации, а затем ратифицирован Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

    В этом случае при противоречии между  нормами международного договора РФ и Уголовно-процессуального кодекса  РФ применяются правила международного договора.

    В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации"  положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания  внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

    Специального  рассмотрения заслуживает вопрос о  правовой природе постановлений  и определений Конституционного Суда РФ.

    Обязательность  решений Конституционного Суда несколько  сближает их с законами, которые  также обязательны для исполнения всеми на всей территории РФ.

    Прежде  всего компетенция Конституционного Суда, как видно из ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном  Суде РФ, распространяется на толкование законов и установление их соответствия Конституции, а не на издание самих законов или иных нормативных актов.

    Издавая общеобязательные постановления, Конституционный  Суд определяет судьбу актов или  их отдельных положений, признанных им неконституционными. В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции эти акты или их части утрачивают силу.

    Не  будучи вправе принять позитивное решение  и создать новую норму взамен признанной не соответствующей Конституции, Конституционный Суд признавал  в ряде случаев необходимым, чтобы  этот вопрос был решен Федеральным  Собранием РФ.

    Сказанное выше дает основание для вывода о  том, что решения Конституционного Суда РФ не могут быть признаны источниками  права вообще и уголовно-процессуального  права в частности. 
 

    Уголовно-процессуальные нормы являются разновидностью правовых норм, они обладают всеми свойствами, присущими нормам права, но вместе с тем имеют определенные особенности, присущие нормам именно данной отрасли права.

    Прежде  всего уголовно-процессуальные нормы  имеют процедурный характер. Они  определяют порядок деятельности определенных органов государства, порядок реализации прав участников процесса. Сами права и обязанности участников процесса формулируются в виде определенной процедуры их реализации. Эта процедура обязательна для всех участников производства по делу как со стороны защиты, так и со стороны обвинения и иных участников, не представляющих ни сторону защиты, ни сторону обвинения.

    Исходя  из этого, нужно признать, что уголовно-процессуальные нормы выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции и порождают правоотношения, связанные с применением уголовной ответственности. Такая ответственность возникает при наличии определенных юридических фактов - преступлений, которые и порождают эти правоотношения. Но, возникнув, эти правоотношения отражают охранительные функции уголовно-процессуальных норм.

    Однако  любая процессуальная норма носит  двусторонний характер. Предусматривая право одного участника уголовно-правового  отношения, она одновременно обозначает и обязанность другого участника. Это позволяет говорить и о представительно-обязывающем характере уголовно-процессуальных норм.

    По  методу правового регулирования  уголовно-процессуальные нормы можно  подразделить на три вида.

    Нормы, предоставляющие участникам уголовного судопроизводства определенные права, которыми они могут воспользоваться (но могут и не воспользоваться, в зависимости от их усмотрения), называются управомочивающими. К их числу относятся, в частности, право на обжалование приговора, право на отвод судей, право на заявление ходатайств и т.д.

    Нормы, предусматривающие обязательный определенный вид поведения, называются обязывающими. К их числу относятся обязанность обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде, находиться в том населенном пункте, в котором ему предписано, обязанность судьи подписать приговор, обязанность сторон выполнять указания председательствующего и т.д.

    Нормы, обязывающие не совершать каких-либо действий, называются запрещающими. К  их числу относятся запрещение свидетелю  давать ложные показания, запрещение задавать наводящие вопросы при допросе, запрещение одновременной проверки на месте показаний нескольких лиц и др.

    Как и все нормы права, уголовно-процессуальные нормы имеют трехчленную структуру. Они включают гипотезу, т.е. условия  применения нормы, диспозицию, в которой сформулировано содержание нормы, и санкцию, предусматривающую последствия неисполнения предписания, содержащегося в диспозиции.

    Гипотезой может быть юридический факт, который  порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело.

    Санкции в уголовном процессе достаточно разнообразны. Они могут выражаться в принуждении (изменение меры пресечения в связи с попыткой обвиняемого  скрыться), в денежном взыскании (денежное взыскание за нарушение порядка в судебном заседании).

    Действие  настоящего Кодекса распространяется на всю территорию РФ. Если деяние является преступлением в соответствии с  Уголовным кодексом РФ и досудебное или судебное производство проводится надлежащими органами Российской Федерации, то такое производство осуществляется по нормам УПК РФ.

    Если  виновный осужден иностранным судом, но в соответствии с международным  договором передается для отбывания  наказания в Российской Федерации, то передача его осуществляется на основе раздела XVIII УПК РФ.

    Сложнее решается вопрос о действии Уголовно-процессуального  кодекса во времени.

    Согласно  Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

    На  практике часто дата введения в действие закона определяется самим законодателем  индивидуально для каждого закона. Дата введения в действие небольших  по объему законов указывается в  специальной статье в конце закона. При принятии крупных законов и кодексов издается самостоятельный закон, например Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

    Многие  законы вводятся в действие непосредственно  со дня их официального опубликования. При принятии крупных (и по важности, и по объему) законов законодатель дает значительное время для их изучения. Кодексы вводятся в действие, как правило, по истечении полугода после их опубликования. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ введен в действие с 1 июля 2002 г.

    В ряде случаев разные нормы одного и того же закона вводятся в действие в разное время. Так, ряд норм данного  Кодекса введен позднее основной даты введения в действие УПК.

    Например, п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого - коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.

    Официальным опубликованием федерального закона считается  первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (см. Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ). Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и им же направляются для официального опубликования .

Информация о работе Контрольная работа по «Уголовный процесс»