Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ и обоснование оптимальных подходов к решению спорных вопросов квалификации получения, дачи взятки, посредничества, а также совершенствование практики назначения наказания за указанные преступления.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить становление и развитие законодательства о взяточничестве в России;
2) Раскрыть общие вопросы понятия взяточничества и его квалификации;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОНЯТИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ
§ 1.1 Становление и развитие законодательства о взяточничестве в России…6
§ 1.2 Общие вопросы понятия взяточничества и его квалификации...............11
ГЛАВА 2 КВАЛИФИКАЦИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
§ 2.1 Квалификация получения взятки по объективным и субъективным признакам………………………………………………………………………...16
§ 2.2 Дача взятки. Посредничество во взяточничестве………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...30
Лица государственных
организаций и органов местного
самоуправления, не относящиеся к
категории должностных лиц, а
также частные лица, участвующие
в той или иной форме в совершении
должностных преступлений, в которых
исполнителями выступают
Мнение некоторых авторов в том, что «если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки»30. Посредник является передаточным звеном, через него предмет взятки передается от взяткодателя взяткополучателю. Так же, как правильно было отмечено А.В. Горбуновым, «в отличие от взяткодателя, посредник, передающий незаконное вознаграждение, не добивается за счет этой материальной выгоды совершения должностным лицом действия (либо бездействия) в свою пользу. Посредник только передает предмет подкупа, выполняя чужую волю». Поэтому он не должен нести ответственность наравне с самим взяткодателем.
Не совсем определенная позиция отражена Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума №6 от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В п. 8 Постановления говорится: «Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 УК РФ». Однако данная статья УК РФ определяет виды соучастников и дает формулировку каждому из них, включая и исполнителя, и организатора, и подстрекателя, и пособника. Таким образом, исходя из ссылки Постановления на ст. 33 УК РФ, можно сделать вывод, что тем самым Верховный Суд допускает квалификацию действий посредника и как исполнителя преступления, и как любого другого соучастника, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Кроме того, в п. 11 Постановления указано: «взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки.,» – из чего также можно сделать вывод, что посредник наряду с взяткодателем может признаваться исполнителем преступления. В литературе также неоднократно отмечалась эта неясность в трактовке Постановлением от 10 февраля 2000 года уголовной ответственности посредника31.
А.И. Долгова указывает: «Такое посредничество характерно для периодов активизации организованной и профессиональной преступной деятельности. Не случайно число зарегистрированных фактов посредничества было значительным в первой половине 80-х годов, когда активизировалась борьба с организованными экономическими преступлениями, и нарастало в 90-х годах вплоть до отмены нормы о посредничестве. В 1995-1996 годах каждое третье-четвертое зарегистрированное посредничество совершалось при отягчающих обстоятельствах, как совершенное неоднократно или лицом, ранее судившимся за взяточничество, или с использованием своего служебного положения»32.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены такие явления, как дача взятки и посредничество. Дача взятки является начальным этапом взяточничества. Посредник является передаточным звеном, через него предмет взятки передается от взяткодателя взяткополучателю.
Подводя итоги исследования, следует сформулировать следующие выводы: взяточничество как преступление прошло длительный путь становления и развития, получая закрепление в разных правовых источниках.
Наиболее явным проявлением коррупции является взяточничество, которое объединяет собой два состава преступления − получение взятки (ст. 290 УК РФ) и ее дачу (ст. 291 УК РФ). Эти деяния посягают на нормальное функционирование аппарата управления государством, дезорганизуют деятельность органов управления, дискредитируют государственные институты в глазах населения.
В курсовой работе автором была изучена история становления законодательства об уголовной ответственности за взяточничество, были рассмотрены общие вопросы квалификации взяточничества – получение взятки (ст. 290 УК РФ) и ее дачу (ст. 291 УК РФ).
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается
история становления
Законодательно установлено
Анализ главы 30 Уголовного Кодекса РФ позволяет сделать вывод, что в настоящее время понятию «должностного лица» отведено Примечании 1 статьи 285 Уголовного Кодекса РФ.
Недостатки
Не четко сформулировано понятие должностного лица. Так, не ясно относятся ли к данной категории учителя и врачи и т.д.
Предложение
Внести в Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый 13 июня 1996 года, следующие изменения:
1) В Примечание 1 статьи 285:
а) дополнить новой частью 6 следующего содержания:
6. К должностным лицам так же следует относить судей, должностных лиц правоохранительных органов, юстиции, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, дознавателя, руководителя в сфере образования, здравоохранения, культуры и его первых заместителей; учителей, преподавателей вузов и других педагогов; врачей.
Обоснование
Данное предложение обосновывается следующими аргументами: повышенной общественной опасностью указанных лиц, которым дается взятка; результатах опроса сотрудников ОБЭПиПК, большинство из которых однозначно высказалось за целесообразность установления этих должностных лиц. При признании лица должностным решающим признаком будет установление того, какие функции в каждом конкретном случае выполняло данное лицо: должностные или профессиональные. Учителя, преподаватели вузов и другие педагоги выступают в качестве субъектов получения взятки в случае, если они приказом ректора или директора учебного заведения включены в состав государственной экзаменационной или аттестационной комиссии.
Законодательно установлено
Анализ главы 30 Уголовного Кодекса РФ позволяет сделать вывод, что в настоящее время статья 291.1 УК РФ, предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве.
Недостатки
Наказание в виде лишения свободы за преступление, предусмотренное ст. 291.1 УК РФ, является суровым.
Предложение
Внести в Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый 13 июня 1996 года, следующие изменения:
а) в части 1 статьи 291.1 слова «до пяти лет» заменить словами «до одного года».
б) в части 2 статьи 291.1 слова «от трех до семи лет» заменить словами «от одного года».
в) в части 3 статьи 291.1 слова «от семи до двенадцати лет» заменить словами «до двух с половиной лет»
г) в части 4 статьи 291.1 слова «от семи до двенадцати лет» заменить словами «от двух с половиной лет до пяти»
д) в части 5 статьи 291.1 слова «до семи лет» заменить словами «до пяти лет»
Обоснование
Так, посредничество во взяточничестве с простым составом влечет наказание, в частности, до пяти лет лишения свободы, а само получение взятки, в соответствии с ч. 1 ст. 290 УК РФ, оценивается гораздо мягче − за него предусматривается максимальное наказание три года лишения свободы.
Вряд ли можно обосновать высокий предел наказания за обещание или предложение посредничества во взяточничестве тем, что ответственность за это преступление наступает только в случае, если речь идет о взятке в значительном размере, т.е. в сумме, превышающей 25 тыс. руб. (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
Список использованных источников
Законы и иные нормативно-правовые акты:
Недействующие источники
Учебники и учебные пособия
Судебная практика
Статьи и научные публикации
Приложение 1
Статистика выявленных преступлений по России33
|
| |||
|
|
2011 год |
2012 год | |
|
|
|
11876 |
10876 |
|
|
|
7087 |
6321 |
|
4154 |
4300 |
4789 |
4555 |
Приложение 2
Статистика выявленных преступлений по городу Миассу
За период с 2009 – 2012 год по городу Миассу выявлено должностных преступлений по Главе 30 Статьям 290 и 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации: