Льготы в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Льготы по системе социального обеспечения предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение или социальной поддержки либо в целях стимулирования определенной категории граждан.

Система социальных льгот включает:
Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном , воздушном и водном, междугородном транспорте;

Файлы: 1 файл

псо.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

Льготы в системе социального обеспечения.

     Льготы по системе социального обеспечения предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение или социальной поддержки либо в целях стимулирования определенной категории граждан.

 
Система социальных льгот включает:

  • Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном , воздушном и водном, междугородном транспорте;
  • Льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;
  • Бесплатную установку телефона;
  • Налоговые льготы;
  • Льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;
  • Первоочередное бесплатное предоставление жилья;
  • Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
  • Льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;
  • Обеспечение транспортными средствами;
  • Льготы по протезированию и т. д.

 

Социальные льготы для многодетных семей:

  • Бесплатная выдача лекарств для детей 6 лет;
  • Бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта либо к месту временного размещения и постоянного жительства;
  • Снижение на 30% платы за пользованием коммунальными услугами, топливом;
  • Получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство;
  • Бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой, на весь период обучения;
  • На бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок и др.

Социальные льготы для инвалидов: 

  • Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях - в зависимости от категорий инвалидов);
  • Льготы по проезду на транспорте (бесплатный проезд на городском транспорте;
  • 50%-ная скидка при проезде на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз в другое время года). Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда 1 раз в году к месту лечения и обратно (в том числе и для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или ребенка-инвалида);  льготы по бесплатному (либо на льготных основаниях) обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной компенсации транспортных расходов и др.;
  • Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50%-ная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. 
     

Социальные льготы ветеранам. 

     Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы: 

  • По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством РФ;
  • Получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
  • Оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
  • Медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию; санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • Обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
  • Трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
  • Пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
  • Получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

     Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 23 Федерального закона "О ветеранах". При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 
Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиации.

    • Бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецептам врача (для ликвидаторов аварии - со скидкой 50%), а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;
    • Бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение (в случае отказа от путевки выплачивается компенсация);
    • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов);
    • Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте;
    • 50%-ная скидка со стоимости проезда 1 раз в год воздушным, железнодорожным, водным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, - на бесплатный проезд. 1 раз в год);
    • 50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и телефона;
    • Внеочередная установка телефона;
    • Внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских лечебных и санаторных учреждениях с 50%-ной скидкой стоимости содержания. 

Вопрос 2

 

Пенсионная реформа: цели, задачи и основные направления развития

     Демографическая ситуация, в которой оказалась Россия, говорит о том, что не за горами тот момент, когда на каждого работающего гражданина будет приходиться по одному пенсионеру. Распределительная пенсионная система, существовавшая до 2002 года, в таких условиях просто не состоятельна. 
     В современной России пенсионная система становится важнейшим фактором социально-экономического развития. Поэтому особое внимание уделяется направлениям ее реформирования, которое продолжается уже тринадцатый год, начиная с 2002 года. В настоящее время пенсионная система охватывает более 100 млн. человек, из которых около 40 млн. составляют пенсионеры. 
     Важнейшее место в пенсионной системе отводится ее финансовой составляющей, от которой во многом зависит уровень пенсий. Соответственно, одним из направлений пенсионной реформы является изменение механизма формирования средств на выплату пенсий. 
     Как известно, основной формой пенсионного обеспечения является обязательное пенсионное страхование, за счет средств которого выплачиваются трудовые пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. 
     Источник финансирования пенсионного страхования - обязательные страховые взносы работодателей и самозанятого населения. Главная цель взносов - достижение самообеспечения системы. 
    До пенсионной реформы пенсионная система финансировалась одним методом - перераспределение средств между поколениями. За счет ежемесячных взносов работающих выплачивались ежемесячные трудовые пенсии. 
    При использовании принципа перераспределения средств не происходит их накопления, они тут же расходуются на содержание сегодняшних пенсионеров. 
     В результате пенсионной реформы произошло изменение метода финансирования пенсий. На смену методу перераспределения средств пришел смешанный метод, а именно - перераспределительно-накопительный. Сущность этого метода заключается в том, что определенная часть страховых взносов теперь не идет на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а инвестируется с целью получения инвестиционного дохода для последующей выплаты участникам этого процесса

     В настоящее время трудовые пенсии состоят из двух частей: базовой и страховой. Именно страховая часть выплачивается за счет страховых взносов. Что касается базовой части, то она выплачивается за счет доли единого социального налога, предназначенного для ее финансирования.

     Так как функциональное назначение базовой части заключается в обеспечении гарантий минимального уровня дохода, то она не связывается с объемом участия работника в финансировании обязательного пенсионного страхования (в отличие от страховой части). Базовая часть трудовой пенсии подавляющему большинству пенсионеров выплачивается в едином размере, за исключением пенсионеров, достигших возраста 80 лет и старше, инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, которым эта часть выплачивается в двойном размере. 
     Предназначение страховой части - компенсация утраченного трудового дохода. Поэтому ее размер зависит от объемов участи застрахованного в ее финансировании. Для этого в Пенсионном фонде России (ПФР) создана система индивидуального учета уплаты страховых взносов. 
Формирование средств на выплату трудовых пенсий выглядит следующим образом. 
     В формировании страховой части трудовой пенсии участвуют все без исключения работающие граждане, в формировании накопительной части - только лица, родившиеся в 1967 году и позже. 
     Ставка ЕСН, идущая на пенсионное обеспечение, составляет 20% от трудового дохода, из этой величины 6% идет на базовую часть. 
Для тех, кто не участвует в формировании накопительной части, остальные 14% идут на формирование страховой части. За лиц 1967 года рождения и позже работодатель перечисляет на страховую часть меньше, а именно, 10%, остальные 4% - на накопительную часть. С 2008 года за этих лиц перечисления составляют 8 и 6%. 
    При этом установлена регрессивная шкала для взимания страховых взносов. Однако при годовом доходе в сумме более 600 тыс. руб. предусмотрены единые ставки в абсолютном размере. 
     Суть индивидуального учета уплаты страховых взносов состоит в том, что для каждого застрахованного учитываются суммы перечисленных страховых взносов, а также другие данные, необходимые в будущем для определения размера его пенсии.

 
Законодательство закрепляет обязательный характер:

  • Учета в системе пенсионного страхования для каждого работающего;
  • Обязанность работодателя регистрировать своих работников в этой системе;
  • Обязанность работодателя перечислять за своих работников страховые взносы и предоставлять всю необходимую информацию. 
    Подтверждением регистрации в системе индивидуального учета служит страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Страховое свидетельство должно предъявляться при устройстве на работу, при обращении за назначением пенсии. 
    Индивидуальный лицевой счет застрахованного содержит информацию, касающеюся периодов трудовой деятельности, продолжительности страхового стажа, трудового дохода, суммы перечисленных страховых взносов.

     Право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсия по старости назначается при достижении пенсионного возраста и при наличии продолжительности страхового стажа не менее 5 лет. Пенсия по инвалидности I, II, III степени ограничения способности к трудовой деятельности и семьям, потерявшим кормильца, назначается при наличии у инвалида или у умершего кормильца семьи не менее одного дня страхового стажа. 
     В страховой стаж включаются периоды работы и/или иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы, а также ряд так называемых не страховых периодов (период прохождения военной службы, получения пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет). 
     При подсчете страхового стажа, сформулированного до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, учитываются данные трудовой книжки, трудовых договоров и других документов. При их отсутствии по уважительным причинам (землетрясение, наводнение, пожар), при небрежном их хранении, умышленном уничтожении и т. п. не по вине работника страховые периоды можно установить на основании показаний двух и более свидетелей. 
     Проблемы обеспечения сохранности и доходности пенсионных накоплений во многом будут определяться поведением застрахованных. Есть три финансовых института, куда застрахованные могут направить эти средства, причем раз в год можно поменять институт, т. е. переводить деньги из одного в другой. Такими институтами являются: 
Государственная управляющая компания (Внешэкономбанк (ВЭБ)); 
И более 50 частных управляющих компаний; 
Несколько десятков негосударственных пенсионных фондов (НПФ). 
Ежегодно застрахованные могут воспользоваться информацией о состоянии их так называемых накопительных счетов, о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о документах для выбора инвестиционного института. 
     Инвестиционные портфели указанных финансовых институтов разные Самый консервативный портфель - у государственной управляющей компании (ГУК). 
     Перечень активов, в которые разрешается размещать средства пенсионных накоплений ГУК, небольшой: 
Государственные ценные бумаги Российской Федерации; 
Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах кредитных организаций; 
Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ. 
     Предусмотрена также максимальная доля соответствующих активов в инвестиционном портфеле. 
     Частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды отбираются по результатам конкурса. 
     Критерии, по которым застрахованный может выбирать одну из частных управляющих компаний или негосударственный фонд, могут быть следующими:

  • Срок работы на рынке;
  • Размер собственного капитала;
  • Размер средств под управлением;
  • Доходность инвестиционных средств клиентов;
  • Профессионализм сотрудников;
  • Информационная активность.

     Перечень активов у частной управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда больше, чем у государственной управляющей компании. Так, частные управляющие компании кроме перечисленных активов ГУК могут инвестировать средства в:

    • Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
    • Облигации российских эмитентов;
    • Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
    • Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов и др. 

     Отличие управляющих компаний от негосударственных пенсионных фондов заключается в том, что последние являются полноценным страховщиком, обязанным назначать и выплачивать накопительную часть пенсии. Во всех остальных случаях эту часть пенсии будет выплачивать ПФР. 
     Существенно различается и доходность инвестиций по финансовым институтам. 
     Если сравнить структуру активов, портфелей, пенсионных накоплений государственной управляющей компании и частных управляющих компаний, то можно отметить, что у государственной управляющей компании около 90% составляют вложения в государственные ценные бумаги РФ. Вложения частных управляющих компаний выглядят более разнообразно. Так, доля вложений в государственные ценные бумаги РФ составляет только 10%, зато вложения в акции российских открытых акционерных обществ достигают почти 30%, более 20% инвестируется в государственные ценные бумаги субъектов РФ. 
     Следует отметить, что негосударственные пенсионные фонды на 3 года позже вошли в систему формирования накопительной части трудовой пенсии. 
     Однако интерес к ним возрастает. Так, среди всех заявлений, принятых ПФР в I квартале 2014 г. от застрахованных, 90% составляют заявления о переходе в НПФ. 
     Среди всех НПФ - участников формирования накопительной части трудовой пенсии - определился десяток лидеров по числу участников, пожелавших передать им накопительные средства. 
     Учитывая индивидуальный характер пенсионных накоплений, специфику их формирования, сам застрахованный теперь в определенной степени отвечает за будущую накопительную часть трудовой пенсии. 
     Главнейшие проблемы накопительности - обеспечение сохранности и доходности накоплений - требуют жесткой системы контроля. Определенные контрольные функции осуществляет специализированный депозитарий:

Информация о работе Льготы в системе социального обеспечения