Лишение свободы как вид наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Вопросы наказания и его цели занимают важнейшее место в теории уголовного права России и других стран. Внимание к ним объясняется особым местом уголовного наказания в системе правовых мер борьбы с преступностью.
Во многих странах в уголовном законодательстве определение понятия уголовного наказания не дается. Это понятие в основном раскрывается наукой уголовного права.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Лишение свободы в системе уголовного наказания
Глава 2. Лишение свободы на определенный срок
2.1 Лишение свободы на определенный срок. Понятие и размеры
Глава 3. Пожизненное лишение свободы
3.1 Специфика пожизненного лишения свободы как вида наказания
3.2 Ограничения в назначении пожизненного лишения свободы
Заключение
Список использованной литературы
Законодательные и другие нормативные акты
Литература

Файлы: 1 файл

2012_Лишение свободы как вид наказания.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при назначении наказания в виде лишения свободы  учитывается, с одной стороны, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, с другой - личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие наказание, что отражается в каждом конкретном случае на сроке лишения свободы. Активное применение судами указаний Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР привело к серьезным изменениям в общей картине назначения наказания. Если лишение свободы на протяжении длительного времени оставалось самым распространенным наказанием, то объем его применения последовательно уменьшался и, в частности, за период с 1995 года по 2008 год снизился на 27%.

Эти изменения, по мнению ученых, были связаны с общей линией на «гуманизацию уголовного наказания  и усиление воспитательного значения судебного приговора, со стремлением  максимально избежать изоляции от общества людей, впервые нарушивших уголовный закон, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности».

Однако по данным судебной статистики в последние годы несколько  расширилась практика назначения судами наиболее строгих мер уголовного наказания: удельный вес осужденных к лишению свободы по всем преступлениям повысился и к 2008 году оставил 34 %.

Между тем практика применения основных мер наказания достаточно дифференцирована в зависимости  от личности осужденного и тяжести  совершенного преступления. Так, в 2007 году к лишению свободы приговорено 30,7 % осужденных несовершеннолетних и 44,7 % взрослых преступников; 29,3 % - лиц ранее не судимых, либо со снятыми и погашенными судимостями; 85,6 % - рецидивистов. За преступления небольшой тяжести лишение свободы назначалось в отношении 36,6 % осужденных, а за тяжкие преступления - 58,7 % .

По данным опроса судей  Краснодарского края и г. Калининграда большинство из них к лицам, впервые  попавшим на скамью подсудимых, стараются  применить наказание, не связанное с лишением свободы, особенно внимательно относятся к несовершеннолетним.

Таким образом, четко  просматривается тенденция резкого  снижения количества осужденных (из лиц впервые совершивших преступления) к наказанию в виде лишения свободы. Стали исследоваться все обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, личность подсудимого: его отношение к содеянному, учебе или работе, положение в семье, отношение с родственниками, поведение подсудимого на следствии, в судебном заседании и т.п. Суд предоставляет лицам, впервые попавшим на скамью подсудимых, которые совершили преступления небольшой тяжести, возможность исправиться без изоляции от общества, дает осужденным шанс изменить свои взгляды на жизнь, общественно-полезную деятельность. Обстоятельства, смягчающие наказание, фигурируют практически во всех рассматриваемых судами уголовных делах, тогда как отягчающие наказание обстоятельства встречаются намного реже. При рассмотрении вопроса о наказании суд решает вопрос: возможно ли исправление подсудимого без изоляции от общества? Если это невозможно, то решается вопрос о сроке лишения свободы. Здесь мнения судей также расходятся. Некоторые считают, что следует учитывать, кто стоит перед судом: организатор преступления или только исполнитель. Есть в судебной практике примеры, когда из материалов дела явно видно, что на скамье подсудимых оказались простые исполнители, а организаторы преступления не фигурируют в материалах дела.

При рассмотрении данных уголовных дел суд учитывает, что выносить большой срок лишения свободы нецелесообразно, так как организаторы преступления в некоторых случаях остаются на свободе, а тем, кто осужден это и так послужит серьезным уроком.

 

Глава 2. Лишение свободы на определенный срок

2.1 Лишение свободы  на определенный срок. Понятие и размеры

 

Из всей системы наказаний  Уголовного кодекса РФ внимание было сосредоточено на исследовании одного, казалось бы, консервативного направления - лишения свободы на определенный срок. Действительно, эта мера наказания известна уголовному праву издавна и исследовалась в теории не один раз. При всей многогранности различных аспектов названного вида он требует постоянного внимания и поиска путей повышения эффективности этой меры в борьбе с преступностью. Трудно понять и современного законодателя, который в новом Уголовном кодексе РФ значительно расширил количество видов уголовного наказания, в той или иной мере касающихся лишения свободы. Не отреагировать на эту тенденцию было бы неправильно.

Существует два подхода в теории уголовного права к сущности наказания. Согласно одному из них сущность наказания составляет кара. Согласно другому к каре добавляется и совокупность воспитательных мер, применяемых к осужденному. В результате следует сделать вывод, что сущностью лишения свободы является диалектическое единство карательных и воспитательных сторон. И действительно, наивно было бы полагать, что суд, дозируя одну лишь кару путем применения того или иного уголовного наказания, пытается достичь восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также частной и общей превенции. Такое представление сделало бы кару универсальным средством воздействия на преступника и преступность в целом. Однако, суд, применяя одно из самых суровых наказаний - лишение свободы на определенный срок, - также считает необходимым для осужденного расширить свой кругозор путем получения общего образования, получить специальность, по которой он смог бы работать после освобождения, а также приучить его к общественно полезному труду. Только при умелом применении всей совокупности элементов наказания можно достичь исправления осужденного и частной превенции после отбытия наказания. При этом кара понимается как принуждение, применяемое с целью причинить определенные страдания.

Сущность любого наказания  выражается в тех или иных правоограничеииях. Исходя из того, что лишение свободы на определенный срок является одним из наиболее суровых наказаний, уже можно предположить, что объем и содержание таких правоограничений будет достаточно большим. Выявление составляющих элементов наказания (содержания) имеет большое теоретическое и практическое значение, так как позволяет определить ту границу, за которой государство утрачивает свое право подвергать принуждению с целью вызвать страдания, то есть карать.

В содержание лишения  свободы на определенный срок следует включать только те ограничения, которые являются отличительным признаком содержания именно лишения свободы, то есть те, которые установлены в различных нормативных правовых актах именно в отношении осужденных к лишению свободы на определенный срок. Соответственно, является ошибочным отнесение к элементам лишения свободы тех ограничений, которые вытекают из того, что осужденный, отбывая лишение свободы, лишается возможности пользоваться определенными благами, правами и свободами (такие ограничения именуются косвенными).

Четко просматривается  тенденция резкого снижения количества осужденных (из лиц впервые совершивших  преступления) к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок. Стали исследоваться все  обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, личность подсудимого: его отношение к содеянному, учебе или работе, положение в семье, отношение с родственниками, поведение подсудимого на следствии, в судебном заседании и т.п.

Обстоятельства, смягчающие наказание, фигурируют практически во всех рассматриваемых судами уголовных делах, тогда как отягчающие наказание обстоятельства встречаются намного реже.

Анализ норм уголовно-исполнительного  законодательства свидетельствует, что  объем правоограничений зависит  не только (а может - не столько) от срока лишения свободы, но и от вида исправительного учреждения, в котором осужденному предстоит отбывать наказания.

Определение целей лишения  свободы на определенный срок необходимо, во-первых, для того, чтобы помочь суду правильно решить вопрос, при каких преступлениях и в отношении каких виновных применять этот вид наказания. Во-вторых, в зависимости от того, какие цели стоят перед лишением свободы на определенный срок, должны устанавливаться те карательные элементы воспитания, которые будут способствовать достижению этих целей. В-третьих, от объема целей зависит и определение сроков лишения свободы, и фактическое его отбывание. Точное определение целей лишения свободы на определенный срок необходимо еще и для того, чтобы выработать требования, которым должны отвечать исправительные учреждения и их персонал. От целей лишения свободы на определенный срок зависит выбор и объем средств исправления различных категорий осужденных.

Институт наказания  в Уголовном кодексе РФ сконструирован таким образом, что цели наказания определены применительно ко всем видам наказания, в связи с чем можно предположить, что цели восстановления социальной справедливости, а также цели исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений относятся в полной мере и к лишению свободы на определенный срок.

Восстановление социальной справедливости как цель наказания  не нашло пока однозначного понимания  ни среди судей, назначающих наказание, ни среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание, ни даже среди ученых. Восстановление социальной справедливости имеет многоаспектное содержание с точки зрения представления о ней не только самого осужденного, но и с позиции потерпевшего, общества и государства в целом. С одной стороны, осужденный должен понести наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и его личности, а с другой - потерпевший и общество в целом должны получить моральную, а в некоторых случаях и материальную компенсацию, удовлетворение возмущенного чувства справедливости. В связи с этим считается необходимым закрепление цели восстановления социальной справедливости и перед уголовно-исполнительным законодательством, так как она не может быть достигнута исключительно назначением лишения свободы на определенный срок. При этом кара является не только составляющей наказания, но и средством достижения целей восстановления социальной справедливости. Вместе с тем, кара имеет и большой воспитательный потенциал, а также средством предупреждения совершения новых преступлений.

В качестве самостоятельной  цели в ст. 43 УК РФ выделяется цель предупреждения совершения новых преступлений.

Специальное предупреждение достигается главным образом  за счет карательно-воспитательного воздействия, присущего исполнению наказания. Вместе с тем, лишению свободы на определенный срок присущи свои, специфические средства предупреждения преступлений. Изоляция от общества при исполнении лишения свободы во многом лишает преступника возможности совершать новые преступления во время отбытия наказания, хотя и не исключает этого полностью. Осужденный подвергается воздействию режима, одним из требований которого является постоянный надзор за поведением осужденного. Специальная превенция при применении лишения свободы на определенный срок в полной мере может быть достигнута лишь при условии исправления осужденного. В связи с этим требуют самостоятельного закрепления в качестве целей и исправление осужденного, и частное предупреждение, так как момент предполагаемого достижения целей исправления и частного предупреждения не совпадают.

Цель общего предупреждения достигается неотвратимостью наказания, реальным исполнением лишения свободы  на определенный срок, доведением до всеобщего  сведения процедуры исполнения наказания, а также достижением наказания всех иных целей. Все элементы содержания лишения свободы на определенный срок проявляются в установленном порядке исполнения и отбывания этого наказания, который законодатель в ст. 82 УИК РФ именует режимом. При этом режим играет существенную роль в достижении целей лишения свободы на определенный срок посредством реализации карательной, воспитательной, обеспечивающей и профилактической функции. Выделение элементов режима в зависимости от исполняемой ими функции производится с достаточной долей условности, ибо один элемент может выполнять несколько функций.

Карательная функция  режима проявляется в изоляции осужденного, обязанности носить одежду установленного образца, ограничении половых связей, а также в установлении широкого круга других правоограничений (обязанность принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий без оплаты труда, запрет на вывешивание фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет и журналов и иных предметов на стенах, тумбочках и кроватях, на содержание животных и птиц, занятие огородничеством, разведение декоративных рыб, комнатных растений без разрешения администрации). Карательная функция режима, реализуемая с помощью установления обозначенных выше ограничений, запретов и обязанностей, направлена на реализацию кары как сущности наказания. Одновременно кара является и средством достижения всех целей лишения свободы на определенный срок.

Воспитательная функция режима осуществляется (помимо реализации кары) путем установления и реализации правил поведения, имеющих чисто воспитательное значение. В качестве таковых следует назвать обязанности - бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдать требования пожарной безопасности; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, а также запреты: наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички).

Реализация воспитательной функции  способна создать благоприятные  предпосылки для достижения целей  исправления осужденного и предупреждения совершения с его стороны новых преступлений.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору  для реализации всего комплекса  мер воспитательного воздействия  на осужденных. Режим, сам являясь  одним из основных средств исправления (ч. 1 ст. 9 УИК), предусматривает и порядок применения в отношении осужденных и других основных средств исправления (воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования и профессиональной подготовки, общественного воздействия). Реализация обеспечивающей функции режима способствует достижению восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и, соответственно, на предупреждение совершения осужденным новых преступлений.

Профилактическая функция проявляется  в установлении такого порядка отбывания наказания, который исключил бы возможность (или, по крайней мере, затруднил ее) нарушения установленного порядка, а также совершение нового преступления, как осужденными, так и другими лицами, находящимися в пределах территории, на которой действуют режимные требования.

Информация о работе Лишение свободы как вид наказания