Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятие правоохранительных органов
Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 53.01 Кб (Скачать файл)

- правоохранительный орган  — обособленная часть государственного  механизма, имеющая собственную  структуру и круг обязанностей, в которых проявляется правоохранительная  функция государства и охранительное  назначение правовой системы;

- свою деятельность правоохранительные  органы реализуют в строгом  соответствии с предписаниями  закона или иного правового  акта, в строго установленной  для каждого из них процедуре;

- все решения, действия, предпринимаемые этими органами, а также их бездействие могут  быть обжалованы в порядке  подчиненности в вышестоящий  орган, организацию, прокурору  или в судебном порядке;

- нарушения закона, допущенные  служащими, сотрудниками в процессе  правоохранительной деятельности, влекут за собой при наличии  оснований дисциплинарную, материальную, административную или уголовную  ответственность.[13]

Таким образом с учетом вышеуказанных признаков под  правоохранительными органами следует  понимать специально созданные государством в целях охраны и зашиты прав граждан, правовых норм и юридических отношений  органы, которые на основаниях и  в порядке, предусмотренном законами, в соответствии со своей компетенцией осуществляют правоохранительную деятельность.

 

Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства

Принципы деятельности правоохранительных органов:

- социально-правовые принципы  определяют объективные закономерности  организации и деятельности правоохранительных  органов:

— законность — сознательное, творческое, точное, единообразное  выполнение законов, осуществление  правоохранительными органами таких  действий, которые соответствовали  бы содержанию государственной воли, выраженной в законах;

— гласность — открытость деятельности правоохранительных органов, доступность се для граждан, средств  массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью правоохранительных органов;

— принцип уважения прав и свобод личности в значительной мере является категорией общечеловеческой морали. Правоохранительные органы должны признавать достоинство каждого  человека;

— независимость — осуществление  правоохранительными органами своих  функциональных решений и действий только на основе закона, материалов проверок и расследований, проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности, объективности их проведения и внутреннего  убеждения;

— подконтрольность и подотчетность ~ разработка правоохранительными органами системы взаимно согласованных  планов, организация их выполнения, налаживание учета и контроля и обеспечение на этой основе единства их действий. Формы контроля — парламентский, президентский, судебный, ведомственный;

— координация деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с другими органами, учреждениями и организациями в целях повышения  эффективности борьбы с преступностью  путем разработки и осуществления  согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и  предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению;

- организационные принципы  отражают специфические начала  в организации и деятельности  отдельных правоохранительных органов,  позволяющие индивидуализировать  их, выделить из системы правоохранительных  органов.

Правоохранительные органы можно разделить на две группы: Государственные правоохранительные органы:

1.  Суд

2.  Прокуратура

3.  Федеральная служба безопасности

4.  Федеральные органы государственной охраны

5.  Органы внешней разведки

6.  Органы расследования

7.  Органы внутренних дел

8.  Органы юстиции

9.  Государственный нотариат

10.  Таможенные органы

11.  Налоговые органы

Негосударственные правоохранительные органы:

1.  Адвокатура

2.  Частный нотариат

3.  Третейские суды

4.  Предприятия частной детективной и охранной деятельности

Рассмотрим некоторые  из них.

Суд.

Согласно ст. 118 Конституции  РФ правосудие в России осуществляется только судом.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные  суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов  РФ, составляющие судебную систему  РФ.[14]

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные  суды общей или ординарной юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и  специализиро-нанные суды; федеральные  арбитражные суды - Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные апелляционные  суды, арбитражные суды субъектов  РФ.[15]

Судебная система России - Это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем  отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие  задачи, цели, организованных и действующих  на единых демократических принципах.

Конституционный Суд РФ - единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, указанные в ст. 125 Конституции РФ (разрешает дела о  соответствии Конституции РФ федеральных  законов, нормативных актов органов  государственной власти, конституций  республик, уставов и др. нормативно-правовых актов органов государственной  власти РФ и субъектов РФ; разрешает  споры о компетенции между  федеральными органами государственной  власти; дает толкование Конституции  РФ и др.).

Каких-либо других судов иного  уровня с аналогичными функциями  в России не существует.

Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, возглавляемых Верховным Судом  РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формиронаниях и  федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Их состав, компетенция, порядок  образования, полномочия должностных  лиц определяются Федеральным конституционным  законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».[16]

Арбитражные суды, возглавляемые  Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляют правосудие в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности и рассматривают другие дела, отнесенные к их компетенции федеральным  законом.[17]

Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня. Так, Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об  арбитражных судах в Российской Федерации» рассматривает все арбитражные  суды как федеральные и предусматривает  учреждение межрегиональных федеральных  арбитражных судов округов.[18]

Таковыми являются и арбитражные  апелляционные суды, предусмотренные  п. 16 ст. 1 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  конституционный закон «Об арбитражных  судах в Российской Федерации».

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи  включены в единую судебную систему  страны. Правила судопроизводства в  конституционных (уставных) судах устанавливает  сам субъект РФ. Финансирование названных  судов осуществляется из бюджета  субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным  законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает  в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых  может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет  лишения свободы; дела о выдаче судебного  приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует  спор о детях; дела о разделе между  супругами совместно нажитого имущества  и др. (ст. 3).[19]

Федеральный законодатель установил  и исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в  стране. Создание чрезвычайных судов  и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. Вместе с  тем Конституция РФ не исключает  возможности создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет  свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам  несовершеннолетних - ювенальные суды, суды административной юстиции, специализированные арбитражные и трудовые суды).

Специализированные суды в России пока не созданы.

Прокуратура.

Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории РФ. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.

Прокуратура РФ осуществляет;

— надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением  законов судебными приставами;

— надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

- уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.[20]

Органы юстиции.

Юстиция (лаг. justitia — справедливость) — термин, означающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также  судебное ведомство.[21]

На современном этапе  в Российской Федерации к сфере  юстиции относятся органы федеральной  исполнительной власти, в состав которых  входят Министерство юстиции РФ (Минюст России) и подведомственные ему:

• Федеральная служба исполнения наказаний;

• Федеральная служба судебных приставов.

Правовой базой организации  и деятельности Министерства юстиции  РФ являются Конституция РФ, Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.[22] Положение о Министерстве юстиции  РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1313 от 13 октября 2004 г.[23], а также  международные договоры РФ, иные нормативные  акты.

Минюст России является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную правовую политику и нормативно-правовое регулирование  в сфере деятельности, и в соответствии с Положением о Минюсте России:

Основная задача Минюста  России — реализация государственной  политики в сферах.

- юстиции и обеспечения  прав и законных интересов  личности и государства;

- правовой защиты интеллектуальной  собственности;

- установленного порядка  деятельности судов;

- исполнения актов судебных  и других органов;

- исполнения уголовных  наказаний.

Органы юстиции осуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в сфере регулирования  отношений государства с общественными  организациями, физическими и юридическими лицами, учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.

Органы обеспечения государственной  безопасности Российской Федерации

Система органов безопасности Российской Федерации:

1.  Органы федеральной службы безопасности[24]

2.  Федеральные органы государственной охраны.[25]

3.  Органы внешней разведки.[26]

4.  Совет Безопасности Российской Федерации.[27]

Одним из основных условий  позитивного развития личности, общества и государства является безопасность. Под безопасностью, как одним  из условий позитивного развития человека и общества, следует понимать защищенность качественного состояния  общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и  общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых  являются внутренние и внешние противоречия.

В широком смысле понятие  «безопасность» употребляется применительно  ко многим явлениям. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но и включает в себя нечто  общее, что позволяет использовать этот термин в различных областях жизнедеятельности человека и общества.

5 марта 1992 г. был принят  Закон РФ «О безопасности».  Согласно ст. 1 Закона безопасность  — состояние защищенности жизненно  важных интересов личности, общества  и государства от внутренних  и внешних угроз6.

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства