Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 08:39, доклад
Понятие, сущность, предмет и задачи надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания
ДОКЛАД
Понятие, сущность, предмет и задачи надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания
Предварительное расследование
– вид государственной
предварительное следствие, которое является урегулированной законом деятельностью органов предварительного следствия по производству процессуальных действий в целях раскрытия преступлений;
дознание, представляющее собой аналогичную (по форме) деятельность органов дознания.
Предварительное расследование осуществляется в рамках двух стадий уголовного процесса: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В соответствии со ст. 29 Закона
о прокуратуре РФ, предметом
надзора является соблюдение прав и
свобод человека и гражданина, установленного
порядка разрешения заявлений и
сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях, выполнения
оперативно-розыскных
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; о временном отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов на досудебных стадиях тесно взаимосвязаны с назначением уголовного судопроизводства, закреплённого в ст. 6 УПК РФ:
защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.
Прокурор обязан надзирать и требовать от органов дознания и предварительного следствия, чтобы:
Таким образом, для реализации задач уголовного судопроизводства на досудебных стадиях прокурор обязан осуществлять надзор не только за законностью применения мер репрессивного характера – уголовное преследование, но и за законностью применения правовосстановительных мер – отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия
Ч.1 ст. 30 Закона РФ «О прокуратуре
РФ», предусматривает, что полномочия
прокурора по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на 3 группы:
Полномочия, направленные на выявление нарушений закона;
Полномочия, направленные на устранение нарушений закона;
Полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона;
К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся:
Значительный объём полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона:
предупреждения нарушений закона:
Целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Это следующие полномочия:
В соответствии с п.16 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор наделён рядом других полномочий:
ГЛАВА 2: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
НАДЗОРА ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ И
ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ
Формы надзора прокурора определяются его полномочиями и деятельностью, направленной на выявление, устранение и предупреждение нарушений законности.
Одной из важнейших форм надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следователя является проверка исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.
При проверке решений, принятых по сообщениям о совершенных или готовящихся преступлениях, прокурор проверяет: обоснованно ли отказано в возбуждении уголовного дела, не было ли оснований для возбуждения дела. Особое внимание должно уделяться надзору за соблюдением сроков проверки заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.
Прокурор также обязан
осуществлять надзор за соблюдением
требований ст. 112 и 113 УПК с тем, чтобы
по заявлениям и сообщениям о преступлении
принимались обоснованные решения
о возбуждении или об отказе в
возбуждении уголовного дела, не допускалось
неосновательное возбуждение
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.
При приёме регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении за 2009 г. выявлено 923 нарушений, 2010 – 1023.
Вынесено постановлений
о направлении материалов руководителю
следственного орана для
При надзоре за деятельностью органов дознания Отменено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 2009 г. – 881, 2010 – 974.
Предметом надзора является законность возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, или отказ в его возбуждении.
Прокурор должен: Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
Получив копию постановления о возбуждении уголовного дела и признав его незаконным или необоснованным, прокурор вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения соответствующих материалов отменить данное постановление своим мотивированным постановлением (ч. 4 ст. 146).
Информация о работе Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовных дел