Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие налогового преступления…………………………………..5
Глава 2. Виды уголовных наказаний за налоговые преступления……………11
Заключение………………………………………………………………………..22
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Шилова уголовное.право курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Лишение права является срочным видом наказания. В качестве основного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 1 до 5 лет (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 3 года). В качестве дополнительного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (именно 3 года предусмотрены в качестве максимального срока лишения права как дополнительного наказания во всех перечисленных налоговых преступлениях).

Обязательные работы в соответствии со ст. 49 УК РФ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работы могут назначаться в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (среди налоговых преступлений они предусмотрены только в ст. 170 и в ч. 1 ст. 194 УК РФ в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ). Данный вид наказания не может назначаться лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 49 УК РФ (речь идет о нетрудоспособных лицах, а также о лицах, которых с учетом специфики их службы невозможно привлечь к дополнительной работе). Обязательные работы представляют собой срочное наказание (исчисляются в часах) и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 180 часов), а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - на срок от 40 до 160 часов.

Исправительные  работы предусмотрены ст. 50 УК РФ. При  данном виде наказания, осужденный направляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе. Однако при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства от 5% до 20%.

Данный вид  наказания применяется лишь к  лицам, не имеющим основного места работы. В нормах Уголовного кодекса, касающихся налоговых преступлений, данный вид наказания прямо не предусмотрен. Исправительные работы могут применяться вместо лишения свободы в порядке ст. 64 УК РФ. Срок, на который может быть назначено такое наказание может быть от 2 месяцев до 2 лет.

Ограничение свободы  на основании ст. 53 УК РФ17 заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этого муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в таких мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы, учебы без согласия специализированного государственного органа (уголовно-исполнительной инспекции). При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы может назначаться в качестве основного вида наказания в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (в частности, при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 195 УК РФ), а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Ограничение свободы исчисляется в годах и месяцах и назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений, на срок от 1 до 3 лет (по ч. 2 ст. 195 УК РФ - до 2 лет, по ч. 1 ст. 195 УК РФ - до 3 лет).

Лишение свободы на определенный срок на основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму. Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказанием за налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание не предусмотрено только за занижение размеров платежей за землю - ст. 170 УК РФ). В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено в качестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потому согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При осуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).

Лишение свободы назначается  только в качестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любым лицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним, осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляет собой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56 УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальный срок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - 10 лет. Вместе с тем, УК РФ обычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговых преступлений:

• до 1 года - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;

• до 2 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;

• до 3 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УК РФ;

• до 4 лет - за преступление, предусмотренное ст. 173 УК РФ;

• до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;

• до б лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;

• до 10 лет - за преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.18

Правила назначения лицам, осужденным к лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.

При совершении тяжких преступлений в качестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено за совершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания за большинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы; могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматривает так называемую «специальную конфискацию» как средство восстановления нарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовным наказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доход государства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовному делу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). В частности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары и продукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1 УК РФ).

При назначении наказания  за налоговые преступления применяются  все общие правила назначения наказания, установленные УК РФ, в  т. ч. учет обстоятельств, смягчающих и  отягчающих наказание (ст. 61 и 63 УК РФ), возможность назначения наказания 64 УК РФ), особые правила назначения наказания при деятельном раскаянии (ст. 62 УК РФ), не оконченном преступлении (ст. 66 УК РФ), рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. 69-71 УК РФ). К налоговым преступлениям на общих основаниях могут применяться все разновидности освобождения и смягчения наказания: освобождение от наказания в виде штрафа или лишения права с учетом срока содержания по стражей (ч. 5 ст. 72 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК РФ), замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (за исключением тяжких преступлений - ст. 80-1 УК РФ), освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или в связи с иной тяжелой болезнью (ст. 81 УК РФ), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК РФ), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83, 94 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (за исключением тяжких преступлений - ч. 1 ст. 92 УК РФ) или с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

После вступления в отношении лица, совершившего налоговое преступление, обвинительного приговора суда, которым этому лицу назначено уголовное наказание, у лица возникает судимость, т.е. особое правовое положение, наличие которого связывается с определенными правоограничениями, установленными как в уголовном законе, так и других федеральных законах.

Судимость прекращается путем ее снятия (актом амнистии, актом помилования или специальным судебным решением) либо погашения ее по истечении сроков, предусмотренных ст. ст. 86 и 95 УК РФ.

 

Заключение

Законодательство о  налоговой системе, налоговых правонарушениях  и преступлениях и её законодательная  и ведомственная нормативная  база проходят достаточно сложный путь, когда далеко не всем ясны и понятны вопросы оптимального правового регулирования, правоприменения и управления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Уклонение от подачи деклараций о доходах приобретает яркий  характер. Сокрытие доходов, противодействие  требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в  немалой степени способствует не столь эффективная пока деятельность налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания.

Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное  отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

Мнения по вопросу  уголовных наказаний в сфере  налогообложения резко различаются. Одни считают, что уголовное наказание  за уклонение от налогов должно быть отменено или остаться только в виде высоких штрафов без лишения свободы, равно как и за незаконное предпринимательство, преднамеренное банкротство, незаконное получение кредита.

Их оппоненты неоднократно выступали за ужесточение санкций  по налоговым преступлениям. К примеру, за введение более жестких наказаний в налоговой сфере выступало МВД. Силовиков заставил пойти на этот шаг анализ судебный практики, который показал резкий рост количества преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

«У такой позиции был свой резон, - отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, - Но связи с кризисом (сложившимся в стране), подобные правонарушения можно ограничить наказаниями в виде штрафов, деньги от которых пойдут в государственную казну. Более того, надо дать возможность провинившемуся предпринимателю исправить свои ошибки на месте».

В период кризиса мнения законодательных органов сходились  в том, что необходимо всё же предоставлять  компаниям налоговые кредиты  и различные отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков. Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногда вызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то, что строгость санкций за налоговые преступления в России и других государствах вполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет ряд особенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениями в хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.

По моему  мнению, нельзя полностью исключать  уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства, поскольку утрачивается воспитательная функция уголовного закона.

Хочется также отметить, что применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.

Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации и гуманизации.

Целью принятого Налогового кодекса было обеспечить планомерное  пополнение бюджета. Однако, стоит заметить, что делать это все же стоит в рамках существующего законодательства, а не путем изобретения новых положений и применения сомнительных методов со стороны уполномоченных государственных органов.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

11

Налоги 

обязательные платежи, взимаемые  государством с юридических и  физических лиц

22

Налоговые правонарушения

признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность

33

Налоговые преступления

это виновно совершенное общественно  опасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом предусмотрено наказание

44

Лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью

состоит в запрещении занимать должности  на государственной службе, в органах  местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или  иной деятельностью в течение определенного срока

55

Конфискация

обращение в доход государства

66

Лишение свободы на определенный срок

заключается в изоляции осужденного  от общества путем направления его  в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму

77

Исправительные работы

осужденный направляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе. Однако, при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства от 5% до 20%

88

Налоговый кодекс

кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации

99

Уголовное наказание 

это мера государственного принуждения, заключающаяся в предусмотренных  УК РФ лишении или ограничении  прав и свобод лица, назначаемая и применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления

110

Штраф (уголовный)

представляет собой единовременное размерное взыскание.

При этом уголовный штраф в отличие  от налоговых санкций (а в отдельных  случаях - и от административных штрафов) исчисляется не в процентном отношении от суммы неуплаченных (неперечисленных) налогов, полученных доходов, причиненного ущерба и иных подобных показателей

Информация о работе Налоговые преступления