Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:23, курсовая работа
Цель и задачи исследования заключаются в проведении комплексного правового анализа права на неприкосновенность частной жизни и нарушения этого права как конституционного и международного института.
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решить следующие теоретические и научно-практические задачи:
- уточнить понятие частной жизни лица как области правового регулирования;
- проанализировать законодательные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенность частной жизни;
- выявить субъекты, структуру и содержание права человека на неприкосновенность частной жизни;
- исследовать проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни;
- изучить механизм защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни, проблемы его функционирования на современном этапе государственного строительства;
- рассмотреть вопросы легитимных ограничений и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни.
Введение 4
1. Право на неприкосновенность частной жизни и его нарушение.
1.1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования 7
1.2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни его нарушение 8
1.3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации 10
2. Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни.
2.1. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности 18
2.2. Тайна голосования 20
2.3. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни 22
2.4. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни…………………………………………………………………..25
Заключение 31
Библиография 32
В отношении права
на тайну голосования в
Право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека. Оно является одним из его основных конституционных личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в Конституции РФ (1993 г.).
1.3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации
Информация о частной жизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана прав на неприкосновенность частной жизни осуществляется, прежде всего, через установление конституционных гарантий. Сюда относятся:
а) запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого;
б) запрет осуществлять сбор,
хранение, использование и
в) запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения;
г) право каждого отказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;
д) право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
е) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
ж) допустимость ограничения
прав на неприкосновенность частной
жизни лишь на основании судебного
решения (в части тайны
В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие случаи:
1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;
2) законный арест или
задержание лица за
3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрыться после его совершения;
4) задержание
5) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
6) законный арест или
задержание лица с целью
Наиболее подробно разработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.
Европейский Суд по правам человека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что "существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе". 1Но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установил критерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайну корреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если:
- оно предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц;
- осуществляется в соответствии с законом;
- закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легкодоступны;
- нормативные акты носят настолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение;
- в них фиксируются пределы компетенции государственных органов, уполномоченных принимать решения о подслушивании и осуществлять его, и ограничения на способы реализации этих правомочий;
- вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей и институтов;
- оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений;
- круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен;
- подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;
- обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением;
- вмешательство рассматривается как временная мера;
- в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяется правило конфиденциальности;
- в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.
В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:
а) право на переписку с юристом или судебным органом как главное средство защиты индивидом своих прав (в РФ согласно ст. 15 Уголовно - исполнительного кодекса жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется на переписку заключенных с адвокатом, что противоречит нормам международного права);
б) право на корреспонденцию неюридического характера, которое может быть ограничено государством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК получаемая и отправляемая корреспонденция заключенных подвергается цензуре).
Вмешательство в частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995). В соответствии с этим Законом проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого,
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о событиях или
действиях, создающих угрозу
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно - розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность (оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ - для собственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.
Запрещено проведение оперативно
- розыскных мероприятий и
В законах, регулирующих оперативно - розыскную деятельность государственных органов, заложены дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, которые предусматривают:
- право каждого обжаловать
неправомерные действия
- право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;
- обязанность должностных
лиц структур, осуществляющих ОРД,
их вышестоящих органов, а
- запрет органам (должностным
лицам), осуществляющим ОРД,
Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
2. Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни
2.1. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности
Как представляется, государство
должно определить степень своего участия
в регулировании процессов
Информация о работе Нарушение неприкосновенности частной жизни