Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:23, курсовая работа
Цель и задачи исследования заключаются в проведении комплексного правового анализа права на неприкосновенность частной жизни и нарушения этого права как конституционного и международного института.
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решить следующие теоретические и научно-практические задачи:
- уточнить понятие частной жизни лица как области правового регулирования;
- проанализировать законодательные нормы, определяющие содержание права на неприкосновенность частной жизни;
- выявить субъекты, структуру и содержание права человека на неприкосновенность частной жизни;
- исследовать проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни;
- изучить механизм защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни, проблемы его функционирования на современном этапе государственного строительства;
- рассмотреть вопросы легитимных ограничений и пределов осуществления права на неприкосновенность частной жизни.
Введение 4
1. Право на неприкосновенность частной жизни и его нарушение.
1.1. Право на неприкосновенность частной жизни как предмет международно-правового и внутригосударственного регулирования 7
1.2. Конституционно-правовые основы права на неприкосновенность частной жизни его нарушение 8
1.3. Конституционно-правовой механизм обеспечения неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации 10
2. Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни.
2.1. Механизм государственной защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни: проблемы на современном этапе развития Российской государственности 18
2.2. Тайна голосования 20
2.3. Пределы и ограничения осуществления конституционного права на неприкосновенность частной жизни 22
2.4. Проблемы обеспечения реализации права на неприкосновенность частной жизни…………………………………………………………………..25
Заключение 31
Библиография 32
Субъектами права в области персонификации выступают:
- физические лица, к
которым относятся
- держатели персональных
данных - органы государственной
власти и органы местного
Работа с персональными данными должна соответствовать следующим требованиям:
а) персональные данные должны быть получены и обработаны на основании действующего законодательства;
б) они включаются в базы персональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных в законе;
в) они должны накапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним;
г) они должны быть точными и в случае необходимости обновляться;
д) они должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежать уничтожению по достижении этой цели или при миновании надобности;
е) они охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключающем их случайное или несанкционированное разрушение или случайную утрату, а равно несанкционированный доступ к ним, изменение, блокирование или передачу данных;
ж) для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности может быть установлен специальный правовой режим, обеспечивающий открытость только общественно значимых персональных данных.
Правовая охрана персональных данных начинается с момента их получения держателем и должна носить бессрочный характер. При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование.
Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях их обезличивания, и по желанию субъекта может быть установлен режим общедоступной информации - библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и т.д. В общедоступные базы данных могут включаться следующие установочные персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес места жительства и места работы, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом и/или полученные из открытых источников. В последнем случае держатель должен проинформировать субъекта о содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования.1
Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно должны исключаться из общедоступной базы данных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочного государственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться любые действия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, языковую, партийную, религиозную принадлежность, исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Так, в ФЗ "Об основах государственной службы" (ст. 8) и в ФЗ "О службе в таможенных органах" (ст. 24) прямо запрещается сбор и внесение в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числе сотрудников таможенных органов) сведений об их политической, религиозной принадлежности и о частной жизни. Работа с персональными данными для юридических и физических лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев, исключающих передачу этих данных другим лицам.
Государство может осуществлять регулирование действий держателей персональных данных в формах:
- лицензирования действий с персональными данными;
- регистрации баз персональных данных;
- регистрации держателей персональных данных;
- сертификации информационных систем, предназначенных для обработки персональных данных.
Субъект персональных данных в отношении своих данных имеет следующие права:
- предоставлять кому-либо персональные данные по своему усмотрению;
- иметь доступ к своим персональным данным;
- уточнять свои персональные данные;
- блокировать (снимать блокирование) какие-либо действия с персональными данными;
- обжаловать неправомерные действия в отношении персональных данных;
- требовать от государственного
органа отказа в выдаче
Ограничение прав субъекта на свои персональные данные возможно только в случаях, прямо установленных в законе, в том числе:
1. В отношении права
предоставления своих
2. В отношении права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения уточнений в свои персональные данные, блокирования своих персональных данных:
- для лиц, в отношении которых персональные данные получены в результате оперативно - розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства либо если судом не доказано преступление, задуманное или совершенное определенным лицом;
- для субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения.
Защита прав субъекта персональных данных может осуществляться в административном порядке (через подачу жалобы в вышестоящие органы или уполномоченному по правам субъектов персональных данных - при создании такой службы) или в судебном порядке (аналогично защите права на неприкосновенность частной жизни).
Заключение
Всеобщая декларация прав человека в ст. 12 провозглашает: "Никто не может подвергнуться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ,
каждый гражданин имеет право
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну. Этому праву
корреспондируют положения
Статья 137 Уголовного Кодекса представляет собой уголовно-правовую гарантию этих конституционных прав граждан.
Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ правовая конструкция состава перетерпела существенные изменения.
Во-первых, исключены такие обязательные признаки состава преступления, как совершение его из корыстной или личной заинтересованности, относящиеся к субъективной стороне рассматриваемого состава. В настоящее время такой заинтересованности не требуется, что совершенно справедливо, так как возможность причинения реального вреда интересам потерпевшего не может быть поставлена в зависимость от побуждений виновного.
Во-вторых, исключены и материально-
Библиография
1 Хужокова И. М. Право на неприкосновенность частной жизни в системе прав человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2009.- № 2.-С.20
1 Юрченко И.А. Нарушение неприкосновенности частной жизни.// Черные дыры в российском законодательстве, 2010. - №2.- С.29
1 Хужокова И. М. Право на неприкосновенность частной жизни в системе прав человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2009.- № 2.-С.21
1 Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. - М.: Наука, 2011.- С.128
1 Середа Г.В. Нарушение неприкосновенности частной жизни - уголовно-правовые аспекты.// Государство и право. - 2011.- №8.-С.34
1 Юрченко И.А. Нарушение неприкосновенности частной жизни.// Черные дыры в российском законодательстве, 2010. - №2.- С.28
1 Романовский Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. - М.: Наука, 2011.-С.108
1 Юрченко И.А. Нарушение неприкосновенности частной жизни.// Черные дыры в российском законодательстве, 2010. - №2.- С.28
Информация о работе Нарушение неприкосновенности частной жизни