Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Введение 3
1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 5
1.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных
преступлений 5
1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 7
2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 13
2.1 Объект преступления. Объективная сторона преступления 13
2.2 Субъект преступления. Субъективная сторона преступления 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Приложение 1.
«Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 июля 2012 г.» 25
Содержание
Введение 3
1.
Нарушение правил дорожного
1.1
Уголовно-правовая
преступлений 5
1.2
Основания уголовной
2.
Общая характеристика
2.1 Объект преступления. Объективная сторона преступления 13
2.2 Субъект преступления. Субъективная сторона преступления 17
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение 1.
«Изменения
в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях с 1 июля 2012 г.»
Введение
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить
уголовную ответственность за
нарушение правил дорожного
2. Дать
общую характеристику
Объектом исследования будет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования будут являться, общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для написания курсовой работы были использованы Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения», Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс РФ. Также в данной работе использовались классические и современные труды отечественных юристов в области уголовного права РФ.
1.1 Уголовно-правовая
Преступления,
посягающие на безопасное функционирование
транспортных средств, впервые выделены
в российском законодательстве в
самостоятельную главу в
Глава, объединяющая данные преступления расположена в 9 разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.
Таким образом,
отношения, обеспечивающие безопасность
движения и эксплуатации транспорта
являются неотъемлемой составной частью
всего комплекса отношений, реализующих
и охраняющих безопасность в обществе.
В самом разделе глава занимает
четвертое место после глав о
преступлениях против общественной
безопасности, против здоровья населения
и общественной нравственности, а
также экологических
В 27 главе
УК предусмотрены такие
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (статья 263);
- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (статья 263.1);
- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);
- недоброкачественный
ремонт транспортных средств
и выпуск их в эксплуатацию
с техническими
- приведение
в негодность транспортных
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
- нарушение
правил безопасности при
- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);
- нарушение правил международных полетов (статья 271).
Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта2.
1.2 Основания уголовной
Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.
Действительно,
для человека, управляющего транспортным
средством и нарушившим правила
дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств, уголовная ответственность
в настоящее время
Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации3.
Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под "правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).
Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации4.
Такая неисправность
не названа в Перечне
Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.
Для наступления
уголовной ответственности
В настоящее время закон предусматривает два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.
К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам5.
Поэтому если при опрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю не предусмотрена.
Максимальное
наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ - лишение
свободы на срок до 2 лет с лишением
права управлять транспортным средством
на срок до 3 лет или без такового.
Максимальное наказание имеет в
настоящем изложении два
Во-первых, в соответствии с ч.2 ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. "а" УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.
По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В таком случае максимальным наказанием по ч.2ст.264 является лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах на неподвижное массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажиры получают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются по ч.3 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права - лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.
Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств