Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
Объект исследования: Уголовно-исполнительное право как наука.
Предмет исследования: Особенности развития уголовно-исполнительного права в истории российского государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. История развития уголовно-исполнительного права в России……………..……5
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X -- XVII вв.)…………………………………………………………………………………..6
1 2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II…………………………………………………………………….8
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX - нач. XX вв………………………..10
1.4 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР.13
2. Уголовно-исполнительное право на современном этапе………………………..17
3. Наука уголовно-исполнительного права, ее связь с другими науками, практикой деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания………………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………25
Список нормативных источников и литературы…………………………………...26

Файлы: 1 файл

Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Первым систематизированным  законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссыльных 1832 г., за которым последовали: Положение об исправительном заведении в Петербурге 1839 г., Военно-уголовный Устав 1839 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. с приложениями (дополнительными постановлениями о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы; дополнительными правилами к Уставу о содержащихся под стражей). [17] В соответствии с принятым при Николае I Уложением 1845 г. все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.

К наказаниям уголовным, например, были отнесены (ст. 19): лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение  всех прав состояния и ссылка в  каторжные работы, на поселение в  Сибирь или на Кавказ; для людей, не изъятых от наказаний телексных -- публичное наказание от 10 до 100 ударов плетьми через палачей с наложением или без наложения клейма. Применение каторжных работ и плетей разделялось по своей тяжести на семь степеней (ст. 21).

К исправительным мерам относились: временное заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежные взыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.

Кроме того, за преступления по службе могли последовать: исключение из службы (с лишением права вновь поступать на государственную службу); отрешение от должности; вычет из времени службы (дающего право на пенсию, награду) до одного года; перемещение на низшую должность; вычет из жалованья (до 1/3 годового оклада).

В целом сложившаяся система  наказаний и их исполнения в сравнении  с Соборным Уложением и Артикулом  воинским стала менее жесткой, однако назвать ее гуманной также нет  достаточных оснований.

Формирование уголовной  и пенитенциарной политики России XIX столетия происходило под влиянием прогрессивных взглядов и идей отечественных и зарубежных ученых и писателей, активной позиции передовой российской общественности, что сказалось в ходе проведения прогрессивных судебной и тюремной реформ 1863-1864 гг.

В 1864 году в контексте  буржуазных реформ принимается Устав  о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этому времени были отменены клеймение, телесные наказания  для женщин, шпицрутены в армии, ограничивалось (а с 1885 г. - отменялось вовсе) применение розог. Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он знаменовал собой качественно новый этап в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики: этап окончательного оформления уголовно-исполнительного права в конце ХIХ - начале ХХ в.

В Вооруженных Cилах с учетом известной преемственности  в это время также появились  новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных  постановлений: Положение о военно-исправительных ротах и Военно-судебный устав 1867 г., Указ «Заведения военно-тюремные», Воинский устав о наказаниях 1869 г., Дисциплинарный устав - 1869 г.

Дальнейшим  развитием идей демократизма и гуманизма  стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее  следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.

Смертная казнь  приводилась в исполнение путем  непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни.

Каторга могла  быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в  каторжных тюрьмах или за ее пределами  и подвергались тяжелым принудительным работам.

Заключение  в исправительный дом применялось  на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости - на срок от двух до шести лет, а в тюрьме - от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.

Исполнение  денежного штрафа могло быть отсрочено  или рассрочено на срок до одного года.

Развитие уголовно-исполнительного  законодательства Российской империи  продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные источники.

Ко времени  свержения монархии и Октябрьской  революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд  прогрессивных демократических  идей.

Таким образом, к началу советского периода истории была создана законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права.

1.4 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР

Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. И базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация  пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления.

Основные руководящие  идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного  пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г. [15] В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии.

Эти и другие принципы, программные установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 - начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.) [20] Система мест лишения свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера -- Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

а) учреждения для  применения мер социальной защиты исправительного  характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии -- сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

б) учреждения для  применения мер социальной защиты медико-педагогического  характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

в) учреждения для  применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

Подготовка  и принятие открытых систематизированных  документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

Тридцатые годы характеризуются началом все  более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы [16]. Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: испра-вительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

Следующий исторический этап характеризуется восстановлением  правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.

К середине 80-х  годов в СССР образовались фактически две ветви законодательства, регулирующего  исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных [18]. Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической базе отрасли законодательства, - уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

С ликвидацией  СССР и принятием Конституции  Российской Федерации 1993 г. советский  период истории отечественного права  завершается.

 

 

2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Дальнейшее, современное  нам развитие уголовно-исполнительного  права продолжает осуществляться в  рамках новой российской государственности.

С 1 июля 1997 г. вступил  в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, и за это время в процессе применения выявились не только положительные его свойства, но и весьма существенные недостатки и проблемы при реализации отдельных правовых норм. Это потребовало за короткие сроки внести в него значительное число изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической ситуации в стране (как, например, августовский кризис 1998 г., который свел к минимуму возможности дифференциации многих условий отбывания наказания и поставил УИС на грань выживания); с другой - изменениями функционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей УИС из МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Конечно, выявились и отдельные просчеты, недостатки и пробелы в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний.

В связи с  вступлением в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать уголовно-исполнительную систему из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания в виде смертной казни, а в течение трех лет вообще отменить ее.

Выполняя эти  обязательства, Президент РФ издал  Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому предписывалось передать УИС в ведение Министерства юстиции [12]. В развитие этих положений Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", который касался более двадцати различных законов. Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" УИС к 1 сентября 1998 г. была передана из одного ведомства в другое Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации". Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана из внутренних войск в ведение Министерства юстиции РФ Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Информация о работе Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития