Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть понятие науки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определить основные этапы ее возникновения и развития.
Объект исследования: Уголовно-исполнительное право как наука.
Предмет исследования: Особенности развития уголовно-исполнительного права в истории российского государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. История развития уголовно-исполнительного права в России……………..……5
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X -- XVII вв.)…………………………………………………………………………………..6
1 2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II…………………………………………………………………….8
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX - нач. XX вв………………………..10
1.4 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР.13
2. Уголовно-исполнительное право на современном этапе………………………..17
3. Наука уголовно-исполнительного права, ее связь с другими науками, практикой деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания………………………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………25
Список нормативных источников и литературы…………………………………...26

Файлы: 1 файл

Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В связи с  критической ситуацией, сложившейся в УИС в сентябре-ноябре 1998 г. (когда система в связи с экономическим кризисом в августе из госбюджета фактически не финансировалась), данная ситуация стала предметом специального рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ (Государственная Дума приняла постановление от 21 октября 1998 г. № 3134 "О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования"), а также в Правительстве РФ. Совет Федерации в порядке законодательной инициативы в июле 1999 г. вошел в Государственную Думу с законопроектом, предусматривающим существенную корректировку карательной политики в сторону гуманизации в отношении лиц, совершающих преступления небольшой и средней тяжести, а также в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Государственная Дума приняла Федеральный закон  от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом внесены изменения и дополнения в 56 норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, реализация которых не только позволила облегчить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и существенно сократила их численность.

Проводимые  в последнее время почти ежегодные  амнистии не решают проблемы переполнения мест лишения свободы, в лучшем случае они дают лишь временную передышку. Самая крупная амнистия, проведенная в 2000 г. (только из УИС было освобождено около 206 тыс. человек), не обеспечила существенной разгрузки мест лишения свободы на длительное время, так как же к концу ее проведения (ноябрь 2000 г.) численность контингента в следственных изоляторах не только не стабилизировалась, но и вновь приобрела тенденцию к росту.

Поэтому и необходима существенная корректировка карательной  политики, с тем чтобы ее тяжесть, суровость была сконцентрирована на лицах, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, т. е. на ядре преступного мира. Сейчас же в следственных изоляторах среди лиц, числящихся за органами расследования, 56,8% привлечены за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, т. е. для общества они не представляют особой общественной опасности [13]. Практика применения ряда норм УМК РФ показала необходимость их переработки, особенно в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и потребностью более полного их соответствия международным стандартам обращения с осужденными и арестованными.

В связи с  указанными выше изменениями уголовно-исполнительная система с 1998 г. стала самостоятельной  федеральной служкой, выведенной из подчинения органов законодательной  и исполнительной власти субъектов РФ. УИС были переданы многие функции, которые она ранее вообще не исполняла либо исполняла лишь частично (таких функций оказалось более десяти).

Деятельность  России по реформированию своей уголовно-исполнительной системы была одобрена в мае 2000 г. в Берлине на заседании руководителей пенитенциарных систем стран - членов Совета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению и предотвращению пыток. А в 2003 г. опыт России по реформированию УИС был рекомендован странам - членам Совета Европы для изучения и внедрения.

Прошедшее со дня  принятия Федерального закона от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ время показало своевременность  и полезность гуманизации условий  и порядка исполнения и отбывания  наказания, особенно в виде лишения  свободы.

В марте 2004 г. в  рамках проводимой в России административной реформы произошли существенные изменения в структуре исполнительной власти. Президент РФ Указом от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти" Указ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В связи с этим Минюсту России стали подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов.

В развитие названного Указа Государственной Думой 11 июня 2004 г. был принят Федеральный закон  № 58-ФЗ, который уточнил нормы ряда законов (включая УИК, УК и УПК) в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе параметры взаимоотношений ФСИН и Минюста России. Эти взаимоотношения определены в указах Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, 1314 и 1315, утвердивших соответствующие положения о Министерстве юстиции РФ, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний и Положение о Федеральной службе судебных приставов. Эти новеллы существенным образом изменили систему и структуру управления УИС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАУКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ, ПРАКТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Важнейшим проявлением  уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно  как к общим положениям, относящимся  к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний. Кроме того, следуя в русле требований уголовной политики и уголовного права, уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействия включает и исполнение иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле наказанием (принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера и др.) Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве, и составляет предмет данной отрасли российского права.

Определение путей  реформирования политики, законодательства и самой системы учреждений и  органов, исполняющих наказания, невозможно без активной роли науки уголовно-исполнительного  права.

В настоящее  время образована достаточно широкая сеть учебных заведений, которые ведут подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы и разрабатывают различные научные проблемы данной отрасли знаний; создан и функционирует Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Особенно важно  значение науки в разработке концептуальных основ и перспектив развития деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения  с осужденными. В соответствии с  данными программами разрабатывается нормативная база, обобщается опыт функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания, идет подготовка кадров для практической и научной деятельности, создается учебная и научная литература.

Сферу уголовно-исполнительной деятельности обслуживают различные отрасли научных знаний: право, экономика, управление, психология, педагогика, военное дело и др. Она носит комплексный характер, особенно при исполнении таких наказаний, как лишение свободы, арест, направление в дисциплинарную воинскую часть.

Это особенно важно  иметь в виду при подготовке специалистов для работы в учреждениях и  органах, исполняющих наказания. Они  должны обладать комплексными знаниями для обеспечения жизнедеятельности  осужденных. Названные отрасли науки  детально изучают "свои" аспекты сферы исполнения уголовных наказаний, разрабатывая, например, проблемы охраны осужденных и осуществления за ними надзора, организации производства и трудового использования осужденных, их медицинского обслуживания и т. п.

Среди обширного  комплекса уголовно-исполнительных (пенитенциарных) отраслей научных знаний (исправительная педагогика, исправительная психология, организация труда осужденных и экономика производства исправительных учреждений и др.) ведущее место принадлежит науке уголовно-исполнительного права, которая в России в свое время зарождалась как пенитенциарное право, затем трансформированное в исправительно-трудовое право, а ныне - в уголовно-исполнительное.

Наука уголовно-исполнительного  права обслуживает самостоятельную отрасль законодательства - уголовно-исполнительное, изучает практику его применения и соотносит с международными стандартами обращения с осужденными и зарубежным опытом исполнения наказаний и работы по исправлению осужденных, анализирует историю развития исправительного законодательства, пенитенциарного дела и научных исследований в России, формулирует принципы и научные основы этой деятельности, обеспечивая при этом подготовку необходимых кадров.

Наука уголовно-исполнительного  права использует все оправдавшие  себя на практике методы научных исследований (и прежде всего исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологические); это обеспечивает достаточно высокую степень достоверности и эффективности предлагаемых ею рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уголовно-исполнительное право является преемником исправительно-трудового, а еще ранее - пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России еще в XIX в. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и прежде всего наказаний в виде лишения свободы.

Смещение акцента  в деятельности исправительной системы  в первые десятилетия советской  власти на трудовое воспитание осужденных не отразилось на названии данной отрасли права, оно по-прежнему оставалось пенитенциарным правом, а политика в этой сфере государственной деятельности продолжала именоваться пенитенциарной политикой. Лишь со второй половины 30-х гг. XX в. такая терминология вышла из употребления, прочно закрепив на длительное время за данной сферой деятельности государства название исправительно-трудовой, просуществовав в таком виде до 1993 г. - до принятия Конституции РФ, где эта отрасль была названа уголовно-исполнительным законодательством.

Таким образом, уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав все лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики. Уголовно-исполнительное право РФ его применения, а также зарубежный опыт, воплощенный, прежде всего в международных стандартах обращения с осужденными.

Нужно отметить, что уголовно-исполнительная система  России сейчас функционирует в более  благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных  структур, гражданского общества, включая общественные формирования, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование УИС, несмотря на имеющиеся материальные затруднения.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный  кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации.  от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с  последующими изменениями и дополнениями).

3. Уголовно-исполнительный  кодекс Российской Федерации с постатейными материалами/ Сост. А.С. Михлин, В.А. Казакова, Н.Д. Михлина. М., 1998;

4. Федеральный  закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном  производстве" (принят ГД ФС  РФ 04.06.1997)

5. Федеральный  закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы"

6. Указ Президента  РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О  системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  (с изменениями от 20 мая 2004 г., Указ № 649.)// СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2004. № 21. Ст. 2023.

7. Указ Президента  РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О  передаче уголовно-исполнительной  системы Министерства внутренних  дел Российской Федерации в  ведение Министерства юстиции Российской Федерации"

8. Указ Президента  РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О  некоторых мерах по реформированию  внутренних войск Министерства  внутренних дел Российской Федерации

9. Положение  о Федеральной службе исполнения  наказаний от 13 октября 2004 г.// Российская газета. 2004. 19 окт.

10. Гернет М.Н.  История царской тюрьмы. 2-е изд., Т .1--5. М., 1951--1963.

11. Детков М.Г.  Исполнение наказания в дореволюционной  России. М., 1990.

12. Зубков А.  И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д.  Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность. М., 1998.

13. Криминология. Исправительно-трудовое право. История  юридической науки / Под ред.  В.Н.Кудрявцева. М., 1977;

14. Комментарий  к УИК РФ/ Под общ. ред. С.В.Степашина. 2-е изд. М.: Юристъ, 1999.

15. Криминология. Исправительно-трудовое право. История  юридической науки / Под ред.  В.Н.Кудрявцева. М., 1977.

Информация о работе Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития