Назначение наказания в виде штрафа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях борьбы с преступностью в России важная роль принадлежит штрафу как виду уголовного наказания. Во всех странах, в том числе и в России, он относится к традиционным видам наказания, хотя его распространенность в законодательстве и судебной практике, способы исчисления, размеры, основания и условия применения (назначения и исполнения) не были неизменными и определялись, в конечном счете, социально-экономическими, политическими, криминологическими и правовыми факторами конкретных исторических периодов.

Содержание работы

Введение 5
1. Штраф в истории отечественного уголовного законодательства и в зарубежном уголовном праве 7
1.1. Штраф в истории отечественного уголовного законодательства 7
1.2. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве
зарубежных стран 16
2. Штраф в системе уголовных наказаний 24
2.1 Понятие и содержание штрафа 24
2.2 Штраф как основное и дополнительное наказание 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

назначение наказания в в иде штрафа.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Дания (§51 УК) и Франция (п.3 ст. 131-3 УК) для расчетов штрафа используют так называемый “штрафо-день” (причем во Франции он является даже самостоятельным видом наказания). Во Франции наказание в виде штрафо-дней состоит в обязанности осужденного регулярно вносить в государственный бюджет определенные денежные суммы. Размер ежедневного взноса устанавливается судом с учетом доходов и имущественных обязанностей подсудимого и не может превышать двух тысяч франков. Количество штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния, но не может превышать 360 дней36.

Согласно белорусскому уголовному законодательству размер штрафа (ч.2 ст.50 УК) определяется с учетом размера  минимальной заработной платы, установленной  на день постановления приговора, в  зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления – от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений.

При определении  штрафа путем установления всего  или части дохода осужденного  за определенный период (что также  характерно для некоторых государств на постсоветском пространстве) пределы такого периода колеблются от двух недель до года (например, см. ч.2 ст. 79 УК Республики Казахстан). Если сравнивать Казахстан и Россию, то в Уголовном кодексе последней максимальный предел выше, чем в Казахстане и составляет 5 лет, но минимальный предел в этих странах одинаковый – 2 недели (ч.2 ст. 46 УК РФ).

Среди европейских стран “дальнего” зарубежья лишь Испания устанавливает штраф подобным образом, определяя его в заработке осужденного за период от пяти дней до двух лет (ч.2 ст. 50 УК). При этом ежедневная квота не может быть меньше 200 песет (1,2 евро) и больше 50 тысяч песет (300 евро).

Уголовные кодексы  ряда зарубежных государств содержат особые пределы и правила назначения штрафов для несовершеннолетних. В Болгарии и Дании к несовершеннолетним штраф вообще не может применяться. В других странах максимальный размер штрафа для несовершеннолетних существенно ниже, чем для взрослых: в два раза – в Украине, в 4 раза – в Латвии, в 5 раз – в Узбекистане, в 10 раз – в Беларуси, в 17 раз – в Азербайджане, наконец, в 40 раз – в Казахстане.

Стремясь обеспечить более тесную связь между преступлением и наказанием, а, также косвенно возлагая на штраф некоторые компенсационные функции, законодатель ряда зарубежных стран устанавливает и иные способы исчисления штрафа. Прежде всего – кратно к причиненному преступлением ущербу или полученной преступником выгоде. Так, в ст. 33 УК Испании говорится, что штраф определяется в сумме, “пропорциональной ущербу”. Параграф 357 (п.“b”) Свода законов США устанавливает штраф, основанный “на доходе или убытке”, “но не более двойного размера дохода или убытка”.

По УК Дании (ч.2 ст. 51), если штраф налагается за корыстное преступление, суд может наложить штраф не в форме “штрафо-дней”, а пропорционально размеру преступной “прибыли”.

Интересен в  этом отношении законодательный  опыт Китая. Глава 3 УК КНР предусматривает ответственность за “преступления, связанные с нарушением порядков социалистического рынка”. Санкции ст. 140 – 146 содержат указание на штраф в сумме от половины до двукратного размера стоимости реализованной продукции, а ст. 147-148 – до трехкратного размера реализованной продукции. Санкция ст. 153 УК КНР (“Контрабанда”), помимо прочего, предусматривает штраф “от двукратного до шестикратного размера сокрытых от уплаты налогов”. Статья 159 УК КНР за фиктивное учредительство предусматривает, в частности, штраф в размере от 2 до 10 процентов “от величины фиктивно внесенного капитала или возвращенного себе капитала”. Штраф за незаконную эмиссию (ст. 160) может составлять от 1 до 5 процентов величины привлеченного таким образом капитала.

В подавляющем числе зарубежных стран наряду с основными наказаниями предусматриваются дополнительные. Как правило, среди последних находится и штраф. Вместе с тем размер и порядок исчисления штрафа обычно не зависят от того, является ли штраф основным или дополнительным наказанием37. В некоторых странах (Азербайджан, Казахстан, Украина38), как и в России, применение штрафа в качестве дополнительного наказания возможно лишь тогда, когда он специально предусмотрен в санкциях норм Особенной части. В других странах (Беларусь, Латвия, Эстония) такого ограничения нет.

Уголовный кодекс Австрии (§ 43а) предусматривает сочетание  штрафа не с условным осуждением, а  с условным освобождением. Если осужденный отбывает лишение свободы от 6 месяцев  до двух лет, то оставшуюся часть лишения свободы суд может заменить штрафом до 360 дневных ставок. В таком случае неотбытая часть лишения свободы считается условной.

Подводя итоги, можно  сделать вывод о том, что в  зарубежных странах штрафу отводится  видное место в системе уголовных  наказаний, а основания и условия его назначения достаточно детально урегулированы в уголовном законодательстве.

 

2. Штраф в системе  уголовных наказаний и его  назначение судом

2.1 Понятие и содержание штрафа

 

В действующем Уголовном  кодексе России штраф определяется как “денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим кодексом (ч.1 ст. 46 УК РФ)”.

В УК РСФСР 1960 года (ст.30) при определении штрафа указывалось, что это денежное взыскание, налагаемое судом. Поскольку этот признак содержится сейчас в общем определении уголовного наказания (ч.1 ст. 43 УК РФ), специальная ссылка на назначаемость штрафа судом из статьи закона была обоснованно исключена.

Некоторые авторы считают, что называть штраф имущественным  наказанием нельзя, потому что это  “не очень точно, поскольку непосредственное воздействие при исполнении данного наказания оказывается не на имущество или имущественные права, а на финансовые интересы осужденного”39. С таким мнением трудно согласиться, ибо согласно п.2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги признаются движимым имуществом. Кроме того, применение штрафа в любом случае оказывает влияние на имущественное положение осужденного. По справедливому замечанию А.Л. Цветиновича, “штраф является наказанием, которое ограничивает право собственности осужденного, так как в этом случае государство изымает часть принадлежащего ему имущества в денежной форме”40.

В соответствии с ч.1 ст. 43 УК РФ “наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.

Сопоставляя упомянутые выше нормы гражданского законодательства с общим определением штрафа, данным в ч.1 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует прийти к выводу, что его юридическое содержание состоит не в лишении, а в ограничении41 имущественных прав виновного посредством умаления его имущества.

На наш взгляд, изменения  уголовного законодательства, в частности установление рассрочки выплаты штрафа до пяти лет с сохранением возможности исчисления штрафа в виде дохода виновного, а также трактовка штрафа не просто как “денежного взыскания”, а как имущественного взыскания в денежной форме, позволяют отнести к предмету штрафа не только наличное имущество (вещи, деньги, ценные бумаги), но и существующие или будущие имущественные права виновного (право на получение заработной платы, пенсии или иного дохода осужденного). Такие права могут быть ограничены при принудительном взыскании штрафа путем обращения его на заработную плату, пенсию осужденного.

По содержанию штраф  относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. По самостоятельности назначения его следует отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов42.

Большое количество поправок, внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации, так или иначе, касается штрафа. Среди них, прежде всего, следующие:

1) изменение законодательной  конструкции штрафа (ч.1 ст. 46);

2) изменение принципов  исчисления штрафа (переход от  МРОТ к абсолютным денежным суммам);

3) увеличение размеров  штрафов, как в абсолютных суммах, так и в размере заработной платы или иного дохода осужденного;

4) обстоятельства, учитываемые  при назначении штрафа (в части  будущей заработной платы или иного дохода);

5) замена конфискации  имущества штрафом;

6) возможность рассрочки  уплаты штрафа до пяти лет (ч.3 ст. 46);

7) новые правовые последствия неуплаты штрафа, причем дифференцированно как к основному и дополнительному наказанию;

8) особенности назначения  и взыскания штрафа в отношении  несовершеннолетних;

9) конкретные размеры  штрафов в числе санкций норм  Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Безусловно, следует приветствовать стремление законодателя к созданию действенных альтернатив реальному лишению свободы, в том числе посредством усиления роли такого имущественного наказания, как штраф. Изменения, внесенные в санкции статей Особенной части УК РФ свидетельствуют о расширении сферы применения штрафа и сокращение сферы применения лишения свободы, особенно это, касается преступлений в сфере экономической деятельности. Таким образом, штраф становится действительно существенной альтернативой лишению свободы43. Однако едва ли можно расценивать все принятые законодательные изменения однозначно как дальнейшую “либерализацию” системы наказаний.

Относительно способа  исчисления штрафа в условных единицах (МРОТ), в одном из определений, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что “использование базовой суммы в качестве единицы расчета при определении размеров штрафа обусловлено необходимостью обеспечения соразмерности данного вида наказания тяжести совершенного преступления в условиях быстро меняющейся покупательной способности денег и …происходящих в стране инфляционных процессов”44. Несмотря на это, штраф в Кодексе (по крайней мере, при одном из способов его установления) вновь определяется в рублях. В свою очередь Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” дает судам разъяснение о том, что “в соответствии со статьей 46 УК РФ штраф при любом способе его назначения должен быть определен в виде денежного взыскания”45. В предыдущем параграфе отмечалось, что современные государства с рыночной экономикой практически не используют такой способ расчета штрафа, предусматривая его в условных единицах (дневные ставки, штрафо-дни и т.п.). Следует согласиться с мнением группы авторитетных российских юристов о том, что “использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции означает, что законодатель регулярно, чуть ли не ежемесячно, должен изменять редакции более 30% статей Уголовного кодекса. Это объективно невозможно”46. В итоге либо законодатель будет вынужден постоянно корректировать санкции со штрафом, либо суды вовсе отставят этот способ его расчета в сторону, прибегая к определению штрафа в заработке или ином доходе осужденного.

Особо следует остановиться на штрафе применительно к несовершеннолетним.

Хотя ч.2 ст. 88 УК РФ, содержит указание на необходимость наличия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, как условий назначения штрафа, но в, то, же время жестко не связывает эту возможность с указанными обстоятельствами. По действующему законодательству назначение штрафа возможно и при отсутствии заработка или имущества у несовершеннолетнего. Такое решение вопроса о назначении штрафа расширяет круг несовершеннолетних, которым может быть назначено самое мягкое наказание. Но в этом случае уплата штрафа, вызывает определенные сомнения.

В УК РФ включено положение, согласно которому штраф, назначенный несовершеннолетнему по решению суда, может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. С позиции целесообразности, подобное решение вопроса вполне оправдано. Но целесообразность должна неуклонно сочетаться с законностью. И в этом аспекте возможность переложения бремени уголовного наказания на третьих лиц, пусть и с их согласия, вызывает сомнения. Уголовная ответственность связана с виновностью и должна быть личной. Ясно, что с рассматриваемых позиций о вине родителей и других лиц или о совершении ими соответствующего деяния речь не идет. А ведь по существу им предлагается отбыть уголовное наказание вместо своего ребенка, совершившего преступление. Поэтому, на наш взгляд, очень привлекательное анализируемое положение уголовного закона входит в противоречие с обозначенной выше доктриной уголовного права. В свою очередь Пленум Верховного Суда Российской Федерации относительно взыскания штрафа с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего дал судам следующее разъяснение: “Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Такое решение судом может быть принято по ходатайству родителей или иных законных представителей после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 397 УПК РФ. Если родители или иные представители несовершеннолетнего осужденного уклоняются от уплаты штрафа, то его взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю, который решает вопрос о взыскании штрафа в порядке исполнительного производства)”47.

Установление возможности  уплаты штрафа за несовершеннолетнего, совершившего преступление, следует изучить и с позиций соблюдения принципа равенства граждан перед законом. С этой точки зрения, как представляется, тоже имеют место определенные нюансы. Как известно, в настоящее время произошло существенное расслоение общества в зависимости от имущественного положения. Немалая часть населения живет на грани прожиточного минимума. Другая часть обладает значительными средствами. Поэтому, скажем, в случае, если двое несовершеннолетних совершили аналогичные преступления, а сами принципиально отличаются только по признаку материального положения родителей, правовые последствия для каждого из них могут быть весьма различны. За несовершеннолетнего, относящегося к обеспеченным слоям населения, штраф будет уплачен родителями. Другой же несовершеннолетний, родители которого не в состоянии уплатить штраф, формально может быть лишен свободы, поскольку в соответствии с внесенными в УК РФ изменениями и дополнениями, установлена возможность замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты, в том числе и лишением свободы (любое наказание в рамках санкции статьи Особенной части УК РФ). Думается, что рассматриваемое положение еще требует дополнительного осмысления48. По этому поводу еще в позапрошлом веке видный российский криминалист Н.С. Таганцев применительно к штрафу писал: “Всякое наказание должно быть страданием для виновного, страданием, им лично отбываемым; закон не может допустить, чтобы назначенное кому-либо наказание отбывалось за него другим лицом. Но по отношению к денежным взысканиям этот принцип не может быть проводим с надлежащей последовательностью, тогда как государство не в состоянии на практике устранить уплату за наказанного пени другим…. Все, что может сделать в этом отношении государство, это воспретить публичные сборы для уплаты назначенной пени”49. И уж во всяком случае, закон не должен стимулировать подобные ситуации

Информация о работе Назначение наказания в виде штрафа