Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:12, статья

Описание работы

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении нарушается нормальное течение экономических отношений, затрагиваются права потребителей, так как конкуренция способствует поддержанию более высокого качества товара, а ее отсутствие фактически останавливает процесс борьбы за потребителя путем повышения качества производимого товара или оказываемой услуги.

Файлы: 1 файл

Тузов.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

по Экономические преступления в уголовном праве.

наименование дисциплины

 

 

 

тема

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель                __________                                                     Тузов А.Г.

                                        Подпись, дата                                   инициалы, фамилия

 

Студент        ЮЮ10-07С          161015177   ____________                 Эбель О.В                          

номер группы        номер зачетной книжки  подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Ключевые слова: уголовная  ответственность, устранение конкуренции, преступление.

Общественная опасность  данного преступления заключается  в том, что при его совершении нарушается нормальное течение экономических  отношений, затрагиваются права потребителей, так как конкуренция способствует поддержанию более высокого качества товара, а ее отсутствие фактически останавливает процесс борьбы за потребителя путем повышения качества производимого товара или оказываемой услуги.

Данная норма претерпела существенные изменения в связи с участившимися случаями действий, направленных на ограничение, недопущение или устранение конкуренции, и сложностью привлечения к уголовной ответственности за совершение данных действий.

А.Ю. Улезько в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок осуществления монополистической и конкурентной деятельности на товарном рынке, рынке ценных бумаг и финансовых услуг; дополнительным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие, во-первых, авторитет органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных и других органов в той части, в которой это касается деятельности этих органов по поводу влияния на конкурентные отношения, во-вторых, свободу, телесную неприкосновенность или здоровье другого человека, в-третьих, безопасность этих благ личности или жизни, в-четвертых, сохранность имущества, в-пятых, безопасность сохранности имущества; факультативным непосредственным объектом могут быть общественные отношения, обеспечивающие интересы потребителей1. Представляется, что нельзя в полной мере согласиться с вышеназванным автором прежде всего применительно к дополнительному непосредственному объекту - перечисленным группам отношений может как причиняться, так и не причиняться вред при совершении данного преступления. На мой взгляд, непосредственным объектом ограничения, устранения или недопущения конкуренции являются общественные отношения, обеспечивающие свободу конкуренции. Факультативными непосредственными объектами являются общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье, а также общественные отношения собственности.

Объективная сторона данного преступления заключается в деянии в одной из следующих альтернативных форм:

недопущения, ограничения или устранения конкуренции путем:

- заключения ограничивающих конкуренцию  соглашений;

- осуществления ограничивающих  конкуренцию согласованных действий;

- неоднократного злоупотребления  доминирующим положением, выразившегося  в установлении и (или) поддержании  монопольно высокой или монопольно  низкой цены товара, необоснованном  отказе или уклонении от заключения  договора, ограничении доступа на  рынок.

Под недопущением, ограничением или устранением конкуренции следует понимать действия, совершаемые руководителями хозяйствующих субъектов с целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Признаком объективной  стороны состава преступления является способ его совершения: путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившихся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Под заключением ограничивающих конкуренцию соглашений следует  понимать устную или письменную договоренность хозяйствующих субъектов2, связанную с совершением действий, направленных на ограничение или устранение конкуренции3 . Подобные соглашения, как правило, связаны с созданием незаконных объединений для совершения действий, направленных на ограничение конкурентной борьбы. В экономической литературе говорится о следующих видах таких объединений: картели, синдикаты, тресты, консорциумы. Российское законодательство в отличие от ряда других государств (США, Великобритания) подобную терминологию не использует.

Согласно ст. 11 ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции"4 запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению  или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного  рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки  товаров, ассортименту реализуемых  товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или  технологически не обоснованному  отказу от заключения договоров  с определенными продавцами либо  покупателями (заказчиками), если такой  отказ прямо не предусмотрен  федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованному  установлению различных цен (тарифов)  на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению  производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий  доступу на товарный рынок  или выходу из товарного рынка  другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов согласно ст. 8 Закона являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких  действий соответствует интересам  каждого из указанных хозяйствующих  субъектов только при условии,  что их действия заранее известны  каждому из них;

2) действия каждого  из указанных хозяйствующих субъектов  вызваны действиями иных хозяйствующих  субъектов и не являются следствием  обстоятельств, в равной мере  влияющих на все хозяйствующие  субъекты на соответствующем  товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

Подобная редакция данной нормы, обусловлена сложностью, а иногда и невозможностью процесса доказывания наличия сговора между хозяйствующими субъектами.

Под неоднократным злоупотреблением доминирующим положением согласно примечанию к данной статье понимается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые лицо было привлечено к административной ответственности.

Согласно ст. 5 Закона доминирующим положением признается положение  хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного  товара составляет менее чем  50%, если доминирующее положение  такого хозяйствующего субъекта  установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. "О  защите конкуренции"5  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора (экономически  или технологически не обоснованные  и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или  технологически не обоснованные  сокращение или прекращение производства  товара, если на этот товар  имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при  наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или  технологически не обоснованные  отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически  и иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой  организацией необоснованно высокой  или необоснованно низкой цены  финансовой услуги;

8) создание дискриминационных  условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного  нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.

Согласно ст. ст. 6 и 7 указанного Закона монопольно высокой ценой  товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает  цену, которую в условиях конкуренции  на товарном рынке, сопоставимом  по количеству продаваемого за  определенный период товара, составу  покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает  сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой  товара является цена товара, установленная  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, если:

Информация о работе Недопущение, ограничение или устранение конкуренции