Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей курсовой работы я вижу в том, что количество преступлений в сфере экономической деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год. Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высока ликвидность.
В своей работе я хочу дать юридический анализ статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), проанализировать официально опубликованную позитивную и негативную практику. Выявить имеющиеся проблемы права применения и борьбы с данным преступным посягательством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…………..3
Транспортное средство как предмет преступления против собственности…………………………..5
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)……………………………………………………………………………………………6
Квалифицированный состав неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 2 чт. 166 УК РФ)………………………………………………….…10
Обстоятельства, исключающие преступность деяния (угона)………………………………………..16
Проблемы борьбы с преступным посягательством, предусмотренным ст.166 УК РФ…………..…20
Пресечение преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ……………………………………......20
Особенности расследования преступлений по делам об угонах транспортных средств…..
Проблемы уголовно-правовой политики……………………………………………………………....22
Заключение…………………………………………………………………………………………….....27
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

      Вопрос  о  причинении   существенного  вреда   охраняемым   интересам разрешается правоприменителем в  зависимости от  конкретной  обстановки,  с учетом важности объекта, которому причинен  вред,  и  объекта,  который  был защищен, а также  характера  и  степени  причиненного  вреда.  Угроза  жизни человека, а тем более группы лиц, в условиях крайней  необходимости  всегда признается как угроза причинения существенного  вреда  охраняемым  интересам личности,  общества,  государства.  Необходимым  условием  является   угроза причинения существенного вреда.  Так,  из-за отсутствия  угрозы  причинения существенного вреда здоровью ребенка суд не признал  действия  гражданина  К. как действия в состоянии крайней необходимости. Пятилетний сын  К.,  съезжая на санках с горки, повредил ногу.  Отец,  опасаясь  за  здоровье  сына,  без разрешения взял чужую машину и доставил ребенка в  травмпункт  (по  существу выполнил состав преступления, предусмотренный ст. 166 УК РФ),  причем  из-за неумелого управления автомобилем повредил его. Я думая, что  суд,  в  данном случае,  поступил  правильно.  Во-первых,  травма  не   являлась   настолько серьезной, чтобы дать основание опасаться за  жизнь  или  создать  серьезную угрозу за  здоровье  ребенка.  Во-вторых,  возникшая  для  здоровья  ребенка опасность могла быть устранена и иными средствами. В частности,  можно  было вызвать «Скорую помощь», взять такси или нанять «частника».

      Следует признать, что в аналогичных  ситуациях,  связанных  с  угрозой жизни и здоровья человека, право на  крайнюю необходимость  возникает  лишь тогда, когда существует реальная опасность  причинения  тяжкого  вреда  этим ценностям, устранить  которую  возможно  лишь  единственным  путем  –  через причинение определенного вреда другим правоохраняемым  объектом.  Устранение меньшей опасности здоровью человека (телесные повреждения  средней  тяжести, легкие телесные повреждения) путем причинения вреда другим  объектом  должно рассматриваться на  общих  основаниях,  так  как  в  таких  случаях  имеется возможность использовать другие, безвредные средства ее устранения.

      Под наличной опасностью  при крайней  необходимости  понимается  такая, которая возникла, но еще не  окончена,  либо,  еще  не  проявляя  себя,  уже создает  непосредственную  угрозу  причинения  ущерба  охраняемым  объектам. Условиями  устранения  такой  опасности:  защита  правоохраняемых  объектов; невозможность  устранения  ее  другими  средствами;  непревышение   пределов крайней необходимости.

      В теории уголовного  права высказывается мнение о  том, что при  крайней необходимости не следует ограничивать пределы причиненного  вреда.  Так,  В. А. Бакмашев высказал такое мнение, что:  «Принципиально  важным  явилось  бы закрепление положения, согласно которому, уголовный законодатель признал  бы правомерным причинение не только  простого  «вреда»,  а  причинение  «любого вреда» посягающему лицу: в состоянии необходимой обороны,  в  состоянии  при задержании  лица,  совершившего  преступление,   и   в   состоянии   крайней необходимости».

      Я не думая, что  в  отношении  состояния  крайней  необходимости  такой подход себя оправдывает. В данном случае  скорее  можно  согласиться  с  тем вредом, который может быть причинен источником опасности,  чем  с  тем,  что будет получен в результате  действий  устранителя  этой  опасности.  Попутно замечаю, что при крайней необходимости вред причиняется не посягающему,  как пишет В. А. Бикмашев, а третьему лицу.

      Угон транспортного средства может  совершить  лицо  под  физическим и психическим принуждением. В соответствии с УК РФ «не является  преступлением причинение вреда охраняемым уголовным  законом  интересам  при  обоснованной риске для достижения общественно-полезной цели».

      Так не будет  иметь  уголовно-правового  характера  угон  транспортного средства, совершенный  человеком  под  влиянием  непреодолимого  физического принуждения со стороны другого  лица  или  других  лиц.  Под  этим  понимается физическое воздействие на человека (например, путем нанесения ему  побоев  и т.п.) с целью заставить совершить его общественно опасное действие.

      Для того чтобы  такое принуждение исключало уголовную  ответственность, необходимо, чтобы деяние совершалось  вопреки  воле  лица,  действующего  по принуждению.   Физическое   принуждение   должно    исключать    возможность действовать по своей воле.

      Под психическим  принуждением понимается причинение  какого-либо вреда с цель заставить человека совершить общественно  опасное  деяние.  Психическое принуждение обычно не исключает волевого характера действий, и поэтому  оно, по общему правилу, не исключает уголовную ответственность такого  лица.  Оно может  исключать  уголовную   ответственность   лица,   действовавшего   под влиянием, лишь  тогда,  когда  это  лицо  действовало  в  состоянии  крайней необходимости.

      Далее, насчет предусмотренного  ст. 40 УК РФ  обоснованного риска. Я не думаю, что угон транспортного средства  можно  совершить  в  соответствии  с данной нормой.  Если  такое  и  произойдет  (например,  чтобы  предотвратить опасность, человеку срочно нужно попасть в определенное место, и  для  этого была угнана машина, не принадлежащая данному лицу  на  праве  собственности или законного владения). Угон в данном случае будет произведен  в  состоянии крайней необходимости, а не обоснованного риска.

      Также  довольно  сложно  представить  себе  неправомерное   завладение автомобилем или  иным  транспортным  средством  во  исполнение  приказа  или распоряжения. В соответствии со ст. 42 УК РФ  существуют  следующие  условия правомерности деяния, совершенного при исполнении приказа или  распоряжения: приказ или распоряжение является для подчиненного  обязательными,  если  они отданы в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы; приказ  или распоряжение должны быть законными (как по форме так и по существу).  Сложно представить  законный  по  форме  приказ   или   распоряжение   неправомерно завладеть автомобилем или иным транспортным средством.

      Исходя из всего  вышеизложенного, можно сделать вывод, что основаниями, исключающими  преступность  деяния  в   случае   неправомерного   завладения автомобилем или иным  транспортным  средством  без  цели  хищения  являются: нахождение лица в состоянии крайней необходимости и  совершение  деяния  под действием физического или психического принуждения. Совершение этого  деяния применительно к  другим  обстоятельствам,  исключающим  преступность  деяния крайне проблематично.6

 

Проблемы борьбы с преступным посягательством, предусмотренным СТ.

                                                        166 УК РФ

          Пресечение преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ

      По  получении  информации  об  угоне  транспортного  средства  органов внутренних дел вводится план «Перехват». Он регламентирует действия  органов внутренних   дел   по   осуществлению    необходимых    оперативно-розыскных мероприятий   при    получении    сообщения    о    незаконном    завладении автотранспортным  средством,  дорожно-транспортном  происшествии,  с   места которого транспортное средство скрылось. Введение плана «Перехват»  регламентируется  «Инструкцией  по  розыску автотранспортных средств» являющийся Приложением № 1 к Приказу  Министерства внутренних дел РФ от 17 февраля 1994 г. № 58 «О мерах по усилению  борьбы  с преступными посягательствами на автотранспортные средства».

      В соответствии  с этой инструкцией,  под  автотранспортными  средствами понимаются  все  виды  механических   транспортных  средств   и   прицепов, подлежащих регистрации в Госавтоинспекции. Данное понятие более широкое  чем то, которое  применимо  к  предмету  ст.  166  УК  РФ.  Прицеп  не  является предметом данного преступления.

      При введении плана  «Перехват»  на  основании  сообщении  о  незаконном завладении  автотранспортным  средством  оформляется   Протокол    сообщения (заявления)  о  преступном  посягательстве  на  транспортное  средство.  При работе по плану «Перехват» с целью  выявления  разыскиваемого  транспортного средства  подразделениями  органа  внутренних  дел,  принимающие  участие в розыске, осуществляется сбор оперативной информации, осмотр  возможных  мест его нахождения, направление розыскных заданий, ориентировок в другие  органы внутренних дел. Инструкция также предлагает учитывать  возможность  заведомо ложного доноса о преступном посягательстве на автотранспорт. Цели  заявителя при этом могут преследоваться различные.

      Информация   о   транспортном   средстве,   объявленном   в   розыске, направляется для постановки на  автоматизированный  учет  в  соответствующий банк данных. Порядок внесения  таких  данных устанавливается  Приказом  МВД России от 31.08.93 г. № 400.


6 М. Рыбникова. Подстарахуйтесь от угона машины/ Экономика и жизнь. № 9. 1998 г.

      Инструкция   предусматривает    проведение    различных    мероприятий подразделений следствия (дознания), служб  криминальной  милиции  и  милиции общественной безопасности.

      Задержание   транспортных   средств    осуществляется    в    порядке, установленном законодательством. Для  обеспечения  информационной  поддержки подразделений  Госавтоинспекции  МВД  России, в  рамках   автоматизированной информационно-поисковой системы розыска автотранспортных  средств  создаются федеральные, межрегиональные, региональные  центры.  Все  это  называется  – АИПС  «Розыск».  В  состав  этой  системы  входят:   межрегиональный   отдел информационного обеспечения при ГУГАИ  МВД  России,  межрегиональные  отделы информационного  обеспечения,  региональные  подразделения   информационного обеспечения,  отделы  оперативного   реагирования   и   розыска   Управлений (отделов) ГАИ  МВД,  УВД  республик,  краев,  областей,  входящих  в  состав Российской  Федерации,  городов  федерального  подчинения   Москвы,   Санкт- Петербурга  и  Ленинградской  области,  а  также  сеть  контрольных   постов милиции.

      В  ведении  персонала  системы  находятся  технические  и   программные средства АИПС «Розыск».

      Руководство АИПС  «Розыск» осуществляет отдел оперативного реагирования ГУ ГИБДД МВД России.

      Основной задачей  персонала Автоматизированной  информационно-поисковой системы   «Розыск»   (сокращенно   АИПС)   является   обеспечение    розыска транспортных   средств   путем   постоянной  актуализации   и   поддержания федеральной,  межрегиональной,   региональной   базы   данных,   программно- технических  средств  системы  в  работоспособном  состоянии.  Вдаваться   в подробности организации  этой  информационной  системы  я  не  буду.  Отмечу следующий момент. Данная система не  позволяет  входить  в  нее  оперативно, например из автомобиля ГИБДД и получать исчерпывающую информацию в  короткий промежуток  времени.  Я  думаю,  такое   положение   снижает   эффективность применения  этой  системы.  Не   позволяет   работать   с   нею   во   время патрулирования инспектора ГИБДД. Технически, данная  проблема  давно  уже  с успехом разрешена (например в США, ФРГ и некоторых других странах).7

 

 

 


7 Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному  кодексу РСФСР. Изд. Третье. Перераб. и доп. – М.: Спарк, 2000. – С. 830.

 

       Особенности расследования преступлений по делам  об угонах

                                          транспортных средств

      Тактика и методика  проведения первоначальных следственных действий  по делам об угонах во многом зависит от конкретно сложившейся ситуации.  Работа по каждому  отдельно  взятому  уголовному  делу  без  анализа  криминогенной ситуации в целом, без взаимодействия  всех  заинтересованных  служб  органов внутренних  дел,  без  налаженной  системы  профилактики  данной   категории преступлений вряд ли принесет результаты. Составными частями  такой  системы являются:  постоянный  анализ  криминогенной  ситуации,   складывающейся   в конкретном городе, районе, области: создание банка данных о месте и  времени совершения  преступлений,  марках   автомобилей,   пользующихся   наибольшим спросом  у  преступников  местах   обнаружения   похищенного   и   угнанного автотранспорта,   маршрутах   перегона;    эффективность    функционирования федеральных  и  региональных  учетов,  таких  как   «Розыск»,   «Автопоиск», «Автомобиль»,    «Технодокумент»,    организация    постоянно    действующих специализированных  оперативных  подразделений   и   следственно-оперативных групп,    занимающихся    исключительно    раскрытием    и    расследованием рассматриваемой категории  преступлений:  стабильное  оперативное  прикрытие мест  реализации,   оформление   автомобилей,   различных   коммерческих   и государственных  организаций,   занимающихся   ремонтом   автомобилей   (это касается в первую очередь хищений транспортных средств).

      Эффективность расследования  угонов  транспортных  средств  во  многом зависит от полноты имеющейся информации о  случившемся.  Значительная часть такой  информации   получается   в   процессе   проведения   осмотра   места происшествия. По делам об  неправомерном  завладении  автомобилем  или  иным транспортным средством  без  цели  хищения  (ст.  166  УК  РФ).  Как  право, проводятся  осмотры  трех  основных  видов:  собственно  места  происшествия (откуда   совершен   угон   транспортного   средства);   места   обнаружения транспортного средства; обнаруженного транспортного средства.

      При осмотре места  совершения преступления возможны  две  ситуации:  во- первых, автомашина угнана с открытой стоянки; во-вторых,  автомашина  угнана из  гаража.  При  осмотре  могут  быть  обнаружены  различные   вещественные доказательства  (следы  ног   и   рук   преступника,   различные   предметы, принадлежащие  преступнику  и  т.  п.).  Осмотр   места   совершения   угона транспортного средства лучше всего  проводить  в  присутствии  потерпевшего, который точнее может показать место, откуда угнана  машина,  заявить,  какие предметы пропали из гаража и какие появились дополнительно.

Информация о работе Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством