Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:27, курсовая работа
Охрана окружающей среды и природных ресурсов является одной из важных проблем современности. Все большую актуальность приобретают меры по охране и научно-обоснованному рациональному использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, по сохранению в чистоте воздуха и воды, обеспечению воспроизводства природных богатств. Официальной статистикой фиксируется устойчивый рост уровня экологической преступности.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 1. Современное состояние правовой защиты редких и исчезающих
видов в России и проблемы краснокнижных рыб... . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 2. Понятие и юридический анализ преступления, предусмотренного статьей 256 УК: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§ 3. Современные проблемы совершенствования законодательства за преступления, совершаемые в сфере охраны рыбных запасов, добычи, переработки и реализации морепродуктов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 4. Анализ судебной практики по преступлению, предусмотренного ст. 256 УК РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Анализ действующих нормативных правовых актов в области регулирования рыбодобычи и практика их применения в современных условиях показывают, что основной их недостаток заключается в том, что они принимались в условиях планового ведения хозяйства, когда весь рыбопромысловый флот находился в собственности государства. В настоящее время все рыбопромысловые суда приватизированы либо являются имуществом акционированных обществ. В этой связи возникли принципиально новые, основанные на негосударственной собственности, правоотношения между государством и субъектами рыбной промышленности, которые в значительной степени не регулируются принятыми ранее нормативными правовыми актами.
В ходе экономической реформы береговые перерабатывающие предприятия, судоремонтные заводы, рыбные порты, организации, владеющие промысловым флотом, стали полностью самостоятельными и осуществляют свою деятельность на основе рыночных экономических отношений. Зачастую основными направлениями деятельности этих хозяйствующих субъектов являются незаконная добыча и переработка рыбы и других морепродуктов.
За последние годы изменилась структура преступлений, совершаемых в сфере незаконной добычи, переработки и реализации водных биоресурсов.
Так, если в 80-е годы более 50% таких преступлений составляли хищения рыбопродукции на обрабатывающих предприятиях и добывающих судах, то в настоящее время характерными являются такие деяния, как браконьерство, уход судов в иностранные порты из районов промысла без таможенного оформления, недекларирование груза, перегруз рыбы в море на суда, уже прошедшие таможенный досмотр, несоответствие улова квотам вылова и др.
К числу основных факторов, способствующих нарастающей криминализации сферы оборота водных биоресурсов, можно отнести следующие: несовершенство нормативной базы, регулирующей охрану водных биоресурсов и рыболовство; либерализация внешнеэкономической деятельности; крайне низкий уровень технической и материальной оснащенности контролирующих органов и, прежде всего, ОВД, (недостаток плавсредств и ГСМ, а также отсутствие современных быстроходных судов, отсутствие авиации и т.д.).
К субъектам правонарушений в сфере добычи водных биоресурсов относятся браконьеры-индивидуалы и различные преступные формирования, в том числе и преступные сообщества, действующие как во внутренних водах и территориальном море, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Браконьерство выступает не только в качестве экологического преступления или правонарушения, но и стало видом преступной деятельности в сфере экономики. При этом оно уже давно приобрело характер организованной преступной деятельности, осуществляемой должностными лицами с использованием служебного положения, коррумпированных связей, с применением современных орудий лова и других технических средств.
Браконьерство - лишь начальная стадия цепи преступлений, связанных с незаконной переработкой водных биоресурсов, их контрабандой, с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, укрытием доходов от уплаты налогов и других обязательных платежей, невозвратом из-за границы денежных средств в иностранной валюте.
В последние годы браконьерство все более приобретает характер незаконного промысла и коммерческого использования водных биоресурсов, в связи с чем резко возросли объемы нелегальной добычи. На динамику их незаконной добычи влияют появление и развитие предприятий с различными формами собственности, которые в целях получения прибыли осуществляют преступную деятельность в организованной форме с использованием промысловых орудий лова. Браконьерство, имеющее такую форму, наносит значительный ущерб государству и является в настоящее время наиболее распространенным преступлением в сфере экологии, имеющим высокую степень общественной опасности как по характеру деяния, так и по степени последствий.
Принимаемые заинтересованными ведомствами нормативные правовые акты не конкретизируют способы и методы организации взаимодействия ответственных за него органов и должностных лиц, не предусматривают ответственности за невыполнение содержания этих документов, не определяют источники ресурсного обеспечения.
К этому следует добавить, что у ведомств, призванных охранять и приумножать рыбные запасы региона, нет необходимых полномочий, т.к. существующая нормативная правовая база несовершенна, а новый федеральный закон о рыболовстве все еще находится в стадии рассмотрения.
Несовершенство законодательства, регулирующего процессы лицензирования и продажи рыбной продукции на экспорт, способствовало криминализации рыбной отрасли по стране в целом.
Анализ состояния дел и оперативной обстановки в рыбопромышленном комплексе позволяет сделать вывод о том, что рыбная отрасль страны в настоящее время находится в первой тройке наиболее криминализованных видов бизнеса, а в дальневосточном регионе является одной из самых криминогенных сфер экономики.
На основании Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-Ф3, уголовного и уголовно-процессуального законодательства на органы внутренних дел возложены функции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию относящихся к их компетенции преступлений на всей территории Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.17
Кроме того, органы внутренних дел самостоятельно участвуют в проведении контрольно-проверочных мероприятий в районах промысла и на маршрутах транспортировки морских биоресурсов.18
В связи с этим и в соответствии со ст. 150 УПК РФ органами внутренних дел расследуются преступления, предусмотренные ст.ст. 158, 159, 160, 171, 174, 175, 188, 193, 201, 204, 256, 285, 292 и другими статьями УК РФ, отнесенными к их компетенции.
МВД России в рамках межведомственного Положения осуществляет оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью в районах промысла и на маршрутах транспортировки рыбной продукции как самостоятельно, так и с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на корабли (катера, суда) ПС ФСБ России и на суда органов рыбоохраны в составе групп взаимодействующих органов.
В связи с тем, что Роскомрыболовства России подразделяет субъекты Российской Федерации на рыбодобывающие и нерыбодобывающие регионы, МВД России относит к рыбодобывающим регионам 18 субъектов Российской Федерации, так как считает, что именно они представляют оперативный интерес в этой сфере экономической деятельности.
В основном преступления, совершаемые лицами, участвующими в незаконном обороте водных биоресурсов, связаны с незаконной внешнеэкономической деятельностью. Значительная часть добытой отечественными компаниями и фирмами морепродукции незаконно реализуется за рубежом. Причем если раньше в этом криминальном бизнесе участвовали частные организации, компании, фирмы, то сейчас в нем участвуют практически все хозяйственные структуры, имеющие отношение к добыче и сбыту морепродукции, в том числе государственные.
Существует множество схем и способов сокрытия доходов, получаемых от экспортных поставок морепродуктов. Как показывает практика, наиболее простыми и распространенными способами ухода от таможенного оформления добытых морепродуктов являются: реализация улова зарубежным судам без захода в порт приписки (так, судно, имеющее разрешение на отлов, например, 50 тонн краба, в море ловит 250 тонн, там же в экономической зоне реализует весь груз иностранцам, а в судовом промысловом журнале регистрирует якобы выловленные разрешенные 50 тонн. В среднем, по оценкам независимых экспертов, за месяц на одном судне только на контрабанде краба таким способом можно получить прибыль 40 млн. долларов США); фальсификация качественных параметров морепродукции с целью занижения стоимости; скупка либо незаконный промысел биоресурсов в приграничных районах, свободных экономических зонах с целью их дальнейшего бесконтрольного перемещения через границу; использование поддельных документов с указанием наименования груза, не соответствующего действительности (недостоверное декларирование).
Проблема криминального бизнеса, связанного с добычей и реализацией пресноводной фауны, является особенно актуальной. В реках и водоемах регионов России водятся и нерестятся наиболее востребованные на потребительском рынке виды животного мира, что обуславливает притягательность этого вида деятельности для получения незаконных доходов. Например, только на Камчатке зарегистрировано около 1000 компаний, занимающихся ловом лососевых, а участков для лова на полуострове всего 330.
Следует отметить, что значительное количество материалов поступает в органы внутренних дел из иных ведомств. Как правило, в этих материалах недостаточно представлена доказательственная база, объем необходимых документов не превышает 2-3-х страниц либо представляет только один протокол, остальные документы, если они имеются в материале, зачастую не содержат необходимых для возбуждения уголовного дела сведений. По этой причине сотрудникам ОВД приходится заново проводить проверку либо истребовать дополнительные материалы, а в результате, как правило, при рассмотрении собранных материалов выносятся постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в виду невозможности проведения отдельных проверочных мероприятий, т.к. прошло определенное время и нельзя восстановить картину события.
Указанный недостаток имеет место как в рыбодобывающих, так и в нерыбодобывающих регионах. С целью устранения указанных недостатков в некоторых УВД разработаны методические рекомендации для сотрудников рыбоохраны и других государственных структур, участвующих в сохранении водных биоресурсов, проводятся семинары. Эта работа отражена в планируемых некоторыми УВД мероприятиях по активизации борьбы с преступлениями в данной сфере экономической деятельности.
Также, исследователи не раз указывали на несовершенство законодательных определений умысла и неосторожности. Отмечается, что они не охватывают всех возможных вариантов интеллектуально-волевых процессов, связанных с совершением преступления, и не всегда позволяют провести четкие границы между различными модификациями умышленной и неосторожной вины.19
В содержание субъективной стороны преступления включаются: вина, мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица в процессе совершения преступления.20 Российское уголовное право придерживается принципа субъективного вменения, отрицая возможность объективного вменения (ст. 5 УК РФ).
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации мотивы и цели экологических преступлений, а также эмоции не предусмотрены. Представляется, что это обоснованно: специфика экологических преступлений обусловливает учет при их квалификации только формы вины. В то же время доказывание мотивов, целей и эмоций необходимо для индивидуализации назначения наказания. Поскольку мотив определяет содержание деятельности человека, то бессмысленно говорить об активной мотивации виновного лица на совершение неосторожных преступлений. Можно вести речь лишь о том, что сопутствующая неосторожному преступлению деятельность была мотивирована, и оценивать именно этот мотив.
При существующем низком государственном уровне контроля за добычей морских биоресурсов, по нашему мнению, крайне необходимо осуществить следующие меры правового характера: признать морские биоресурсы федеральными запасами с вытекающими последствиями об обязательном учете и отчетности на всех этапах от добычи, переработки и до реализации; на правительственном уровне принять решение об изменении порядка вывоза наиболее ценных морепродуктов в порты иностранных государств, предусмотрев оформление необходимых документов в российских портах; заключить межгосударственные соглашения с иностранными государствами о взаимном обмене информацией по вопросам реализации биоресурсов в иностранных портах, предоставлении иных данных, позволяющих отслеживать незаконные сделки в сфере оборота водных биоресурсов, а также информации о юридических лицах и преступных группах, занимающихся браконьерской добычей и незаконным оборотом морепродуктов; заключить межгосударственные соглашения с иностранными государствами по вопросам охраны и восполнения осетровых видов рыб между прикаспийскими государствами; в связи с наличием большого числа органов и организаций, занимающихся охраной биоресурсов, отсутствием четкой регламентации их ответственности и единого подхода к проведению рыбоохранных мероприятий необходимо создать координирующий орган в сфере охраны водных биоресурсов; ввести лицензирование добычи, переработки и сбыта осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру; создать рыбные биржи в приморских регионах Российской Федерации и проводить реализацию морепродукции через них; привести в соответствие современным требованиям законодательную нормативную правовую базу функционирования рыбного хозяйства, которая бы способствовала эффективности работы отечественного товаропроизводителя с поставкой продукции на внутренний рынок; восстановить в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» практику доведения заданий поставки рыбопродукции в федеральный продовольственный фонд, в том числе спецпотребителям, на условиях и порядке, определенных Федеральным законом; изменить действующие правовые нормативные акты таможенного регулирования, обеспечив стимулирование захода российских и арендованных судов в отечественные порты; внести изменения в правовые нормативные акты о несостоятельности (банкротстве) предприятий рыбной отрасли, а также их распродажи по ценам, значительно ниже рыночных, предусмотрев особый подход по принципам банкротства, включающий в себя разработку планов санации, увеличения доли государственной собственности и другие мероприятия, способствующие стабилизации отрасли, усилению ее роли в развитии прибрежных и северных районов и обеспечению продовольственной безопасности страны; внести изменения в действующее законодательство по упорядочению государственного управления в области охраны водных биологических ресурсов; разработать комплекс мер по экономической заинтересованности российских судовладельцев по ремонту, портовому и техническому обслуживанию в отечественных портах и на судоремонтных предприятиях за счет отмены таможенных пошлин на импорт запасных частей, технологического, судового оборудования для ремонта и модернизации флота; провести перерегистрацию предприятий, фирм, организаций в рыбохозяйственном секторе в целях оптимизации производственных процессов; восстановить статистическую отчетность в области рыбного хозяйства, реально отражающую экономико-социальное положение в этой отрасли; усилить уголовную ответственность за незаконную добычу водных животных и растений с использованием особо опасных способов и средств ее совершения, отнеся ее к преступлениям, предварительное следствие по которым обязательно. Выявление и раскрытие преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, возложить на подразделения криминальной полиции и Федеральной службы по экономической и налоговым преступлениям МВД России. 21
§ 4. Анализ судебной практики по преступлению, предусмотренного ст. 256 УК РФ.
Анализ судебной практики показал, что судами под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимается добыча рыбы без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.
Основаниями для привлечения лица к уголовной ответственности по ст.256 УК РФ являлось нарушение следующих нормативных правовых актов:
Нарушение данных нормативных актов выражалось в лове рыбы без разрешения, с применением запрещенных орудий лова, а также недозволенных приемов и способов на водоемах первой категории рыбохозяйственного значения, являющихся местом нереста и миграционным путем рыб к нерестовым участкам, в период двухмесячника по охране рыбных запасов, в течение которого запрещен любительский лов рыбы во всех местах нереста и миграционных путях рыб.
Московский областной суд по заданию Верховного Суда РФ изучил судебную практику рассмотрения уголовных дел городскими (районными) судами и мировыми судьями Московской области о преступлениях, предусмотренных ст.256 УК РФ.
Дела о преступлениях, предусмотренных ст.256 ч.1 и ч.3 УК РФ в 2009 году рассматривались в 6 городских судах области: Долгопрудненском, Истринском, Одинцовском, Подольском, Ступинском, Шатурском, в 47 судах дела не рассматривались, и 9 мировыми судьями судебных участков таких районов, как Истринский, Королёвский, Клинский, Красногорский, Луховицкий, Мытищинский, Одинцовский, Озерский, Талдомский.
Информация о работе Незаконная добыча водных животных и растений