Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Особенная часть», научные пособия под редакцией Клебанова Л.Р. с одноименным названием «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» и редакцией Корчагиной А.Г, Ивановой А.М, и Щербаковой А.В. «Экономические преступления», хотя использовались и другие источники. В работе подробно проанализирована ст. 183 УК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, в которых дается понятие «коммерческая (банковская) тайна». Данная статья является не новой, но достаточно актуальной, т.к. построение нормально функционирующей рыночной экономики без создания условий охраны основной ее составляющей – коммерческой тайны (необходимой для здоровой конкуренции) – невозможно.

Файлы: 1 файл

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую налоговую или банковскую тайну.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Судебно-следственный факультет

       

 

 

 

Кафедра  уголовного права и криминологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на  тему:

 

 

“Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или

банковскую тайну”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

группы УЮПС/2-12

Простосердов Г.Е.

Проверил: д.юр.н.

зав. кафедрой, профессор

Авдеев В.А.

 

                                  

 

 

Иркутск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей работы «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». Основным источником ее написания явились учебник под редакцией доктора юридических наук профессора В.П. Малкова «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть»,  научные пособия под редакцией Клебанова Л.Р. с одноименным названием «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» и редакцией Корчагиной А.Г, Ивановой А.М, и Щербаковой А.В. «Экономические преступления», хотя использовались и другие источники. В работе подробно проанализирована ст. 183 УК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, в которых дается понятие «коммерческая (банковская) тайна». Данная статья является не новой, но достаточно актуальной, т.к. построение нормально функционирующей рыночной экономики без создания условий охраны основной ее составляющей – коммерческой тайны (необходимой для здоровой конкуренции) – невозможно.

 

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Развитие свободного предпринимательства и связанной с ним конкуренции нуждается в правовом обеспечении защиты информации, представляющей коммерческую ценность, разглашение которой может причинить вред субъектам той или иной экономической деятельности. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» относит получение, использование и разглашение информации, составляющую коммерческую тайну, к типичным проявлениям недобросовестной конкуренции.

Специалисты указывают, что в настоящее время в России в сфере правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерческой тайны, действует более ста законодательных и иных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Конституция РФ (ст.34), Гражданский кодекс РФ (ст.139, 727), Таможенный кодекс РФ (ст.16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.9), Федеральные законы «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ, «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.8, 10, 21), «О конкуренции и ограничении монополистистической деятельности на товарных рынках» (ст.10, 15), «О государственной тайне» (ст.10), «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ст.3), «О средствах массовой информации» (ст.4, 20, 40, 41, 58), «О федеральных органах правительственной связи и информации» (ст.10, 11, 18, 23), «О государственной налоговой службе Российской Федерации» (ст.7), «О федеральных органах налоговой полиции» (ст.10), «О стандартизации» (ст.4), «О недрах» (ст.27, 43, 49), «О естественных монополиях» (ст.13), «Об основах государственной службы» (ст.10, 12, 21), постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. №3 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. № 228 и др1.

Само понятие коммерческой тайны  раскрывается в ч.1 ст.139 Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок  ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса и ноу-хау. Коммерческой тайной могут являться и другие «секреты» хозяйствующих субъектов, как-то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, сроках и сумме кредитования, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др2. Вместе с тем существует перечень сведений, который не могут составлять коммерческую тайну. В настоящее время такой перечень установлен  статьей 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ. Согласно данной статье режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального  унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о  составе работников, о системе  оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности  работодателей по выплате заработной  платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов  или аукционов по приватизации  объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре  доходов некоммерческих организаций,  о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц,  имеющих право действовать без  доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия  которых или недопустимость ограничения  доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Ранее данный перечень был утвержден  постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35. В него входили: учредительные документы и Устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности, сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест, документы об уплате налогов и обязательных платежей, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба и др.

Кроме того, в целях предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации указанное постановление Правительства  запретило государственным и муниципальным предприятиям относить к коммерческой тайне данные о размерах имущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставный фонды совместных предприятий, о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями и отдельными гражданами3.

Нужно отметить, что сведения, которые  не могут составлять коммерческую тайну, не исчерпываются указанными Перечнями. В ряде других нормативных актов также можно встретить положения, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Например, в ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»4 подчеркнуто, что не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах, численности и составе работников, об оплате труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, а в ст. Чрезвычайно важным являются положения ст.30 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»5, где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.

Таким образом, организация, предполагающая придать каким-либо сведениям режим  коммерческой тайны, должна определить круг сведений, составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с этими сведениями и круг лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями, т.е. обеспечить их конфиденциальность.

 

 

 

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

В соответствии со ст. 102 части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в  том числе ставших таковыми  с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере  налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным  комиссиям в соответствии с  законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную  информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2. Налоговая тайна не подлежит  разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением  налоговой тайны предоставление  налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих  составляющие налоговую тайну  сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи  в части определения состава  сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи  в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

Применительно к деятельности банков и других кредитных организаций следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческих организаций и банковскую тайну. «Под банковской тайной понимаются профессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов и некоторых третьих лиц при условии, что такая информация получена в результате нормального банковского обслуживания этих клиентов»6. В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведений устанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Законом определяется также круг лиц, которые в соответствующих случаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить ни перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. На мой взгляд, прав О. Олейник, полагающий, что банковская тайна – это компромисс частных интересов и потребностей банка и клиента с публичной необходимостью обеспечения прозрачности или открытости банковской или иной предпринимательской деятельности7.

Информация о работе Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну