Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:24, курсовая работа
Особенная часть», научные пособия под редакцией Клебанова Л.Р. с одноименным названием «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» и редакцией Корчагиной А.Г, Ивановой А.М, и Щербаковой А.В. «Экономические преступления», хотя использовались и другие источники. В работе подробно проанализирована ст. 183 УК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, в которых дается понятие «коммерческая (банковская) тайна». Данная статья является не новой, но достаточно актуальной, т.к. построение нормально функционирующей рыночной экономики без создания условий охраны основной ее составляющей – коммерческой тайны (необходимой для здоровой конкуренции) – невозможно.
Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст.857 ГК РФ и в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 23 декабря 2003 г. N 181-ФЗ).
Так, ст.857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.
Это положение конкретизируется в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитные организации и Центральный банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации также не в праве раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок.
Таким образом, банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов банка и его корреспондентов, а также сведения о самих клиентах.
В интересах борьбы с преступностью, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства рядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые в соответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну.
Применительно к банковской тайне в общем плане это положение сформулировано в ч.2 ст.857 ГК РФ: «Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном законом». ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст.26) конкретно предусмотрено: «Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органами предварительного следствия по делам находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада кредитной организации в завещательном распоряжении, нотариальным конторам, по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульским учреждениям».
О праве судебных органов запрашивать и получать у банков всю необходимую информацию, имеющую значение для рассмотрения дела, говориться в ГПК, АПК и УПК РФ.
Наиболее распространенное для банков действие – предоставлять сведения налоговым органам. Закон РФ от 22 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ»8 обязывает банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия представлять налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков – клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ (ст.15). Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР»9 предоставляет право налоговым органам получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков и необходимые для правильного налогообложения (п.3 ст.7). По закону РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»10 последним предоставлено право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на них обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок такой информации (п.9 ст.11). Особо следует упомянуть Указ президента РФ от 23 мая 1994 г. №1006 (ред. от 08.04.2003 г.) «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», которым установлено, что банки и другие кредитные организации обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше11.
При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, должностные лица этих органов вправе требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов (ст.186 ТК РФ).
Особый интерес вызывает проблема получения сведений, составляющих банковскую тайну, правоохранительными органами. Из процитированного выше текста ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности» следует, что составляющие банковскую тайну справки по операциям, счетам и вкладам юридических и физических лиц могут выдаваться органам предварительного следствия только по делам, находящимся в их производстве, при наличии специального на то разрешения прокурора. Предварительное следствие по уголовным делам, как известно, в настоящее время производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ. Таким образом, исходя из буквального текста ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности», получается, что органы дознания, производящие расследование, не вправе добиваться получения сведений, составляющих банковскою тайну, точно так же, как и органы прокуратуры, производящие проверку материалов при отсутствии возбужденного уголовного дела, и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность12.
Однако имеется и
Думается, что это излишне категоричное заключение. Противоречия, бесспорно, имеются14, если тем более считать, что законодательство об уголовно-процессуальной деятельности, прокуратуре и милиции – это общие нормы о правах и полномочиях правоохранительных органов, а ст.26 Закона «О банках и банковской деятельности» регламентирует частный, специальный случай. Не зря же руководители МВД постоянно поднимают вопрос об обеспеченности более широкого доступа правоохранительных органов к информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также сведениям, составляющим коммерческую и банковскую тайну, с одновременным усилением ответственности должностных лиц правоохранительной системы, виновных в утечке конфиденциальной информации.
Порядок получения информации, представляющей коммерческую тайну, установлен различными законодательными актами, регулирующими деятельность контролирующих и правоохранительных органов. Несколько примеров. Так, ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст.13-15) закреплено право доступа к любой информации, в том числе и являющейся коммерческой тайной, необходимой для осуществления законной деятельности антимонопольных органов, для сотрудников этих органов. Согласно ст.344 ТК РФ должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, имеет право на основании письменного запроса бесплатно получать от государственных органов, а также лиц, необходимую для разрешения дела информацию, включая информацию, представляющую коммерческую или охраняемую законом тайну. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1994 г. №834 «Вопросы Государственного комитета РФ по статистике»15 Госкомстат России наделен правом получать государственную отчетность (в том числе, составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и материалы по всем статистическим работам в любой стадии их разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно в установленных объемах и в установленные сроки от всех юридических лиц и других хозяйствующих субъектов.
Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.
1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, нал
2.
Незаконные разглашение или
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 183 УК РФ, направленная на защиту коммерческой, налоговой и банковской тайны, состоит из четырех частей, предусматривающих различные преступления, объединяемые лишь предметом посягательства – сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
В рассматриваемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений:
1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1);
2) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2).
Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" как "сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны" (п. 2 ст. 3).
В статье 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).
Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.