Образовательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Система послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и в научных организациях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности в данной сфере независимо от их организационно-правовых форм.

Файлы: 1 файл

Образовательное право.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

1 Понятие, цели, задачи  образовательных отношений в  системе послевузовского образования.

 

Система послевузовского  профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и в научных организациях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности в данной сфере независимо от их организационно-правовых форм.  Общая цель послевузовского профессионального образования состоит в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Такая подготовка осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к ним соискателей для подготовки и защиты диссертаций, соискание ученой степени кандидата или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооруженных Сил. Адъюнктура аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Лица, окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию, получают ученую степень кандидата наук. Аспирантура — основная форма подготовки научных, научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования. Она была организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР; защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 г. В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется в университетах, специальных центрах после дипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской). Докторантура — одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров. В докторантуру принимаются граждане РФ, кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей области знания и способные на высоком уровне проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Правовое регулирование отношений в области послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа 2000 г.), Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (приказ Мин-\424 образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 с изменениями от 16 марта 2000 г.), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственная политика в  области послевузовского профессионального  образования основывается на следующих  принципах:

1) суверенность прав субъектов  Российской Федерации в определении  собственной политики в области  высшего и послевузовского профессионального  образования в части национально-региональных  компонентов государственных образовательных  стандартов;

2) непрерывность и преемственность  процесса образования;

3) интеграция системы  высшего и послевузовского профессионального  образования Российской Федерации  в мировую систему высшего  образования при сохранении и  развитии достижений и традиций  российской высшей школы;

4) конкурсность и гласность определения приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка  подготовки специалистов приоритетных  направлений фундаментальных и  прикладных научных

исследований в области  высшего и послевузовского профессионального  образования;

6) автономия высшего учебного  заведения, то есть его самостоятельность  в осуществлении учебной, научной  деятельности в соответствии с законодательством и уставом вуза.

Организационной основой  государственной политики в области  послевузовского профессионального  образования является Федеральная  программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. .№ 51-ФЗ. Основными задачами послевузовского профессионального образования являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств  посредством научных исследований  и творческой деятельности научно-педагогических  работников и обучающихся, использование  полученных результатов образовательном  процессе;

3) формирование у обучающихся  гражданской позиции в условиях  современной цивилизации и демократии;

4) сохранение и приумножение  нравственных, культурных и научных ценностей общества;

5) распространение знаний, повышение образовательного и культурного уровня граждан.

Гражданам Российской Федерации  гарантируется получение (на конкурсной основе) бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.  Ограничения прав граждан в этой сфере могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования вуза  за счет средств федерального  бюджета. При этом на соответствующие  цели не может быть выделено  менее чем три процента расходов  федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации...

3) предоставления налоговых  льгот вузам и организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

4) предоставления обучающимся (аспирантам, докторантам и др.) государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте;

5) создания условий для  равной доступности послевузовского профессионального образования;

6) содействия созданию  и функционированию негосударственных вузов.

 

 

2 Содержание образования,  государственный образовательный  стандарт. Формы получения образования. Виды образовательных учреждений.

 

Ректоры высших учебных заведений  должны предоставлять аспирантам, обучающимся по очной форме (по их желанию), возможность выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" с выдачей соответствующего документа.

Индивидуальные планы  аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных  учреждений, организаций по представлению  кафедр (отделов, секторов, лабораторий). Выполнение аспирантом утвержденного  индивидуального плана контролирует научный руководитель.

Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:

- выполнить весь индивидуальный план; .

- сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

- завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Аспиранты, обучающиеся по творческо-исполнительским специальностям в области искусства, по завершению учебы представляют итоговую работу по соответствующему профилю, которая  принимается специальной комиссией, назначаемой ректором высшего учебного заведения.

Содержание образовательного процесса по каждому направлению  подготовки (специальности), сроки освоения программы послевузовского профессионального образования определяет вуз в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующим государственным образовательным стандартом.

В период подготовки докторант  обязан выполнить план подготовки диссертации  и представить завершенную диссертацию  на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Государственные образовательные стандарты призваны обеспечить:

1) качество послевузовского  профессионального образования;

2) единство образовательного  пространства Российской Федерации;

3) основу для объективной  оценки деятельности образовательных  учреждений, реализующих соответствующие  образовательные программы;

4) признание и установление  эквивалентности документов иностранных государств о послевузовском профессиональном образовании.

Федеральный компонент этих стандартов включает:

1) общие требования к  основным образовательным программам  послевузовского профессионального  образования;

2) требования к обязательному  минимуму содержания основных  программ послевузовского профессионального  образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной Практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных  образовательных программ послевузовского  профессионального образования  в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем  учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты указанных стандартов отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Их содержание определяется высшим учебным заведением самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом его исполнительной власти.

Основные программы послевузовского  профессионального образования разрабатываются Минобразования РФ и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ.

Перечень направлений  подготовки (специальностей) послевузовского  профессионального образования  устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным  руководителем (консультантом) индивидуальный план (план подготовки диссертации) в  срок не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.

Индивидуальный план (план подготовки диссертации) и тема диссертации утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые этими вузами (научными учреждениями).

Что касается формы получения  образования, Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Обучение в аспирантуре вузов, научных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или в заочной формах. Подготовка докторантов осуществляется только по очной форме.

С учетом норм ст. 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.

Соискательство представляется формой работы над диссертациями  специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным  учреждениям, организациям без зачисления в эти структуры.

Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную  аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования. Ходатайства об их открытии или введении научных специальностей в действующей докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре представляются министерствами, ведомствами и подведомственными Минобразования РФ вузами и научными учреждениями, организациями в это министерство.

Докторантура открывается  в вузах и научных учреждениях (организациях), имеющих, как правило, профильные диссертационные советы. Открытие докторантуры и прекращение ее деятельности осуществляется и оформляется приказом Минобразования РФ (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус) после проведения соответствующей экспертизы.

Информация о работе Образовательное право