Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:48, курсовая работа
Система послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и в научных организациях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности в данной сфере независимо от их организационно-правовых форм.
1 Понятие, цели, задачи
образовательных отношений в
системе послевузовского
Система послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повысить уровень научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и в научных организациях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности в данной сфере независимо от их организационно-правовых форм. Общая цель послевузовского профессионального образования состоит в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Такая подготовка осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к ним соискателей для подготовки и защиты диссертаций, соискание ученой степени кандидата или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооруженных Сил. Адъюнктура аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Лица, окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию, получают ученую степень кандидата наук. Аспирантура — основная форма подготовки научных, научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования. Она была организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР; защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 г. В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется в университетах, специальных центрах после дипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской). Докторантура — одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров. В докторантуру принимаются граждане РФ, кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей области знания и способные на высоком уровне проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Правовое регулирование отношений в области послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа 2000 г.), Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (приказ Мин-\424 образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 с изменениями от 16 марта 2000 г.), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в
области послевузовского
1) суверенность прав субъектов
Российской Федерации в
2) непрерывность и
3) интеграция системы
высшего и послевузовского
4) конкурсность и гласность определения приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка
подготовки специалистов
исследований в области
высшего и послевузовского
6) автономия высшего учебного
заведения, то есть его
Организационной основой
государственной политики в области
послевузовского
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения послевузовского профессионального образования;
2) развитие наук и искусств
посредством научных
3) формирование у обучающихся
гражданской позиции в
4) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
5) распространение знаний, повышение образовательного и культурного уровня граждан.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение (на конкурсной основе) бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Ограничения прав граждан в этой сфере могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансирования вуза
за счет средств федерального
бюджета. При этом на
3) предоставления налоговых льгот вузам и организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
4) предоставления обучающимся (аспирантам, докторантам и др.) государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте;
5) создания условий для равной доступности послевузовского профессионального образования;
6) содействия созданию и функционированию негосударственных вузов.
2 Содержание образования,
государственный
Ректоры высших учебных заведений должны предоставлять аспирантам, обучающимся по очной форме (по их желанию), возможность выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" с выдачей соответствующего документа.
Индивидуальные планы
аспирантов и темы диссертаций утверждаются
ректорами (учеными советами) высших
учебных заведений или
Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
- выполнить весь индивидуальный план; .
- сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
- завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
Аспиранты, обучающиеся по
творческо-исполнительским
Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения программы послевузовского профессионального образования определяет вуз в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующим государственным образовательным стандартом.
В период подготовки докторант
обязан выполнить план подготовки диссертации
и представить завершенную
Государственные образовательные стандарты призваны обеспечить:
1) качество послевузовского профессионального образования;
2) единство образовательного
пространства Российской
3) основу для объективной
оценки деятельности
4) признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о послевузовском профессиональном образовании.
Федеральный компонент этих стандартов включает:
1) общие требования к
основным образовательным
2) требования к обязательному
минимуму содержания основных
программ послевузовского
3) сроки освоения основных
образовательных программ
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Национально-региональные компоненты указанных стандартов отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Их содержание определяется высшим учебным заведением самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом его исполнительной власти.
Основные программы
Перечень направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Соискатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным руководителем (консультантом) индивидуальный план (план подготовки диссертации) в срок не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.
Индивидуальный план (план подготовки диссертации) и тема диссертации утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые этими вузами (научными учреждениями).
Что касается формы получения образования, Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Обучение в аспирантуре вузов, научных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или в заочной формах. Подготовка докторантов осуществляется только по очной форме.
С учетом норм ст. 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.
Соискательство представляется формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в эти структуры.
Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования. Ходатайства об их открытии или введении научных специальностей в действующей докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре представляются министерствами, ведомствами и подведомственными Минобразования РФ вузами и научными учреждениями, организациями в это министерство.
Докторантура открывается в вузах и научных учреждениях (организациях), имеющих, как правило, профильные диссертационные советы. Открытие докторантуры и прекращение ее деятельности осуществляется и оформляется приказом Минобразования РФ (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус) после проведения соответствующей экспертизы.