Общая характеристика экологических преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации экологических преступлений. Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об экологических преступлений; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 246,250,252 УК РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и общая характеристика экологических преступлений……………………………………………………………...…....…6
1.1 История развития уголовного законодательства об экологических преступлений…………………………………………………………….………..6
1.2 Понятие экологических преступлений…………………………….….....…16
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных экологических преступлений…...……………………………………………..……………...….16
2.1 Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ…………………………………………..………………………….……….21
2.2 Охрана и загрязнение вод…………………….…………………………..…21
Заключение………………………………………………………….……………26
Библиографический список……………………………………………..………29

Файлы: 1 файл

дн.docx

— 68.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и общая характеристика экологических преступлений……………………………………………………………...…....…6

1.1 История развития уголовного законодательства об экологических преступлений…………………………………………………………….………..6

1.2 Понятие экологических преступлений…………………………….….....…16

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных экологических преступлений…...……………………………………………..……………...….16

2.1 Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ…………………………………………..………………………….……….21

2.2 Охрана и загрязнение вод…………………….…………………………..…21

Заключение………………………………………………………….……………26

Библиографический список……………………………………………..………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.

Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к  загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы, объясняют трудностями  экономического положения. Производители  не только экономят на природе и  нарастающими темпами потребляют природные  ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии. Изменение системы уголовно-правового законодательства Российской Федерации в этой области обусловлено новыми политическими и экономическими реалиями. Устранение существующих противоречий по целому ряду важных теоретических вопросов, к которым следует отнести и проблему объекта экологических преступлений, актуально и необходимо. Без этого будут оставаться нерешенными многие проблемы современного уголовного законодательства в области экологии (дефиниции, классификации и систематизации экологических преступлений и др.).       Особую обеспокоенность вызывают экологические угрозы со стороны международного терроризма. Тревожное ожидание катастроф пронизывает всю современную цивилизацию.         В связи с этим все большую опасность представляют преступления, наносящие существенный вред окружающей природной среде, дестабилизируя и без того напряженную экологическую ситуацию. Даже без учета высокой латентности такого рода деяний рост их числа за последние годы впечатляет. Динамика экологических преступлений в отличие от иных преступлений стабильна, при этом темпы прироста числа экологических преступлений существенно превышают темпы прироста общего количества иных преступлений.          Изменение системы уголовно-правового законодательства Российской Федерации в этой области обусловлено новыми политическими и экономическими реалиями. Устранение существующих противоречий по целому ряду важных вопросов, к которым следует отнести и проблемы квалификации экологических преступлений, актуально и необходимо. Без этого будут оставаться нерешенными многие проблемы современного уголовного законодательства в области экологии (дефиниции, классификации и систематизации экологических преступлений и др.).

Объект исследования – реальное состояние экологической преступности в России, а также методологические и теоретические проблемы уголовного законодательства об экологических преступлениях.

Предмет исследования – исследования выступают уголовно-правовая характеристика экологических преступлений, закономерности расследования и осуществления раскрытия и расследования экологических преступлений, в процессе исследования были использованы работы, как ученых криминалистов, так и труды в области уголовного и экологического права. Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации экологических преступлений. Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об экологических преступлений; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 246,250,252 УК РФ.    Степень разработанности темы исследования. Теоретическую базу работы составили научные труды современных ученых, комментарии к законодательству, учебные пособия и публицистические материалы, таких авторов, как: Ившин В.Г., Калмыков В.Т., Коробеев А.И., Козаченко И. Я., Лебедев В.М. и др.           Методологической основой проведенного исследования является исторический, сравнительно-правовой, уголовно-статистический методы, анализ, синтез, обобщение и другие методы научного познания.    Структура работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.   Во введении обосновывается актуальность, объект исследования, предмет исследования цель, курсовой работы, задачи, степень разработанности темы исследования, методологической основой структура работы .            В первой главе рассматривается Понятие и общая характеристика экологических преступлений.        Во второй главе раскрывается Уголовно-правовая характеристика отдельных экологических преступлений.        В заключении сформулированы основные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика экологических преступлений

 

1.1.История развития уголовного законодательства об экологических преступлений

 

История развития законодательства об охране природы уходит своими корнями  в далекое прошлое. Так, еще в  период царствования Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) помимо широко известного Соборного  Уложения 1649 г. было подготовлено 67 указов об ограничении отстрела лесного  зверья. Целью этих указов было положить конец хищническому истреблению  животных. Так, только в одном 1653 г. через  Архангельск за границу было вывезено 350 тыс. беличьих шкурок.    Систематически принимал крутые меры, обещая отправить браконьеров то на виселицу, то на каторгу, и Петр I.    Однако система норм, обеспечивающих охрану природы, начала складываться лишь к концу XIX в.        В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. имелись отдельные статьи, защищающие конкретные объекты природы от преступных посягательств на них. Такими объектами являлись: дикие животные, рыбы, птицы, воздух, вода, растительность, особенно леса, земля.1 Однако говорить о системе природоохранительного уголовного законодательства применительно к Уложению не приходится. Статьи, в которых предусматривалась ответственность за посягательства на отдельные объекты природы, нельзя отнести к чисто экологическим, так как в них предусматривалась ответственность и за деяния, не являющиеся экологическими. Кроме того, большинство статей о посягательствах на отдельные объекты природы по своей социальной направленности обеспечивали защиту прав собственников (государства, частных лиц). Таковы, например, нормы об ответственности за незаконную рубку, истребление диких животных, произведенные в казенных лесах или частных угодьях.           Уголовное уложение 1903 г., сохранив большинство статей, предусматривающих ответственность за посягательства на природу, дополнило этот перечень рядом новых статей. Основная масса экологических статей была помещена в одну новую гл. 11 "О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние". Эта глава устанавливала ответственность за неисполнение постановлений об охоте, рыболовстве, устричном, тюленьем, зверином и ином промысле (ч. 1 ст. 253).     В Уголовном уложении имелись и другие нормы, которые могут быть отнесены к числу экологических.       Однако гл. 11 Уголовного уложения в силу так и не вступила и вплоть до 1917 г. в части экологических преступлений продолжало действовать Уложение о наказаниях 1845 г. Вместе с тем в Уголовном уложении 1903 г. положено начало формированию системы экологических преступлений, что явилось шагом вперед по сравнению с Уложением о наказаниях, свидетельствует о той значительной работе, которая была проделана как учеными, так и законодателем по разработке системы экологических преступлений.           В первые годы после революции новое государство разрабатывает первые законодательные акты об охране природы. Так, 27 мая 1918 г. был подписан декрет об охране лесов, в котором отмечалось их исключительное водоохранное, почвозащитное, экономическое и культурное значение. В это же время принимаются и декреты об охоте и о регулировании рыбного хозяйства в целях сохранения от расхищения и уничтожения редких пород животных и рыб. Еще до утверждения Уголовного кодекса 1922 г. было решено организовать охрану ценных уголков природы с их растительным и животным миром, для чего был принят ряд декретов об учреждении в разных районах страны заповедников.        Уголовный кодекс 1922 г. содержал две нормы, призванные обеспечить охрану природы. В гл. 8, озаглавленной так же, как и в Уголовном уложении, "О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние" была, в частности, предусмотрена ответственность за нарушение установленных законом или обязательным постановлением правил об охоте и рыбной ловле (ст. 220).         В гл. 2 УК "О преступлениях против порядка управления" предусматривалась ответственность за нарушение законов и обязательных постановлений, изданных в интересах охраны лесов от хищений и истребления (ч. 1 ст. 99), а также за ведение лесного хозяйства с нарушением установленных планов или разработка недр земли с нарушением установленных правил (ч. 3 ст. 99).        Вместе с тем в Уголовном кодексе 1922 г. отсутствовала система экологических преступлений.         С 1 января 1927 г. вступил в силу Уголовный кодекс 1926 г., издание которого вызывалось необходимостью приведения в соответствие республиканского уголовного законодательства с уголовным законодательством СССР. Поэтому он принципиально не отличался от Кодекса 1922 г. В нем также содержались и статьи об ответственности за нарушение постановлений об охране лесов, о запрещенных воднодобывающих промыслах, о незаконной разработке недр, о незаконном промысле котиков и бобров, о незаконной охоте.

Принятию Уголовного кодекса 1960 г. предшествовали многочисленные дискуссии  относительно как структуры, так  и объема уголовно-правовых запретов, условий уголовной ответственности  за конкретные деяния, признаков составов преступлений, в том числе и  преступлений, посягающих на окружающую среду. 2    В доктрине уголовного права в этот период высказывалось мнение относительно необходимости выделения в Кодексе самостоятельной главы, в которую были бы помещены все статьи, предусматривающие ответственность за посягательства на сохранность и рациональное использование природных богатств. Однако такая глава отсутствовала даже в обсуждаемых проектах.         Более оживленная дискуссия по этому вопросу началась после принятия Конституции СССР 1977 г., в которой отмечалась необходимость строгой охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды (ст. 18).3 Однако до принятия Конституции в доктрине уголовного права, в частности, в учебниках и учебных пособиях, стал выделяться самостоятельный раздел: "Преступления против природных богатств", в который включались посягательства на все основные объекты (компоненты) окружающей природной среды. В Уголовном кодексе 1960 г. статьи об ответственности за посягательства на природу находились в разных главах. Подавляющее большинство статей законодатель включил в главу шестую "Хозяйственные преступления" (ст. 160, 161, 163-169). Несколько статей находилось в главе десятой "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения" (ст. 222-223, 230), две статьи - в главе второй "Преступления против социалистической собственности" (ст. 98, 99) и одна статья (ст. 199) в главе девятой "Преступления против порядка управления". В эти составы преступлений неоднократно вносились изменения и дополнения.    Например, Федеральным законом от 1 июля 1994 г. из статей об уничтожении и повреждении имущества было исключено указание на лесные массивы. Сама глава также подверглась значительным изменениям. Статья 166 (незаконная охота) трижды изменялась.4     Расположение статей об ответственности за посягательства на окружающую среду в различных главах Уголовного кодекса 1960 г. свидетельствовало о том, что объекты данных преступлений определялись неодинаково.            Это препятствовало созданию единой системы экологических преступлений в уголовном законодательстве. Однако в доктрине уголовного права такая система сложилась уже к концу 80-х - началу 90-х годов, что нашло отражение в проектах Уголовного кодекса 1994 и 1995 гг. Система экологических преступлений, содержащаяся в проекте 1995 г., полностью вошла в Кодекс 1996 г. в качестве гл. 26 "Экологические преступления". Кодекс 1996 г. отдает предпочтение при формулировании уголовно-правовых запретов экологически вредных деяний специальным нормам, не отказываясь полностью при этом от общих норм, являющихся в основном новеллами действующего Закона.5

Вывод. Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что военное уголовное законодательство на протяжении всего периода истории постоянно изменялось и дополнялось, так как с течением времени предъявлялись другие требования к нормам морали, менялось мировоззрение и т.д.

 

 

 

 

 

1.2. Понятие экологических преступлений

 

Опыт борьбы с экологическими правонарушениями других стран показывает, что без  применения уголовно-правовых мер эта задача не решается. Все иные гарантии экологической безопасности населения будут мертвой буквой, если не опираются на угрозу применения репрессивных санкций. Причем в наиболее развитых демократических государствах с рыночной экономикой за преступное нарушение правил охраны природы предусмотрены гораздо более суровые наказания, чем в уголовном законодательстве нашей страны.6       Понятия экологических преступлений в действующем Уголовном кодексе, как и в УК РСФСР 1960 г., не дается. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.    Можно отметить, что в ст. 85 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» давалось определение экологических преступлений как «общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека».7 Строго говоря, данное понятие не является уголовно-правовым, но оно достаточно четко определяет сущность экологических преступлений, показывает их общественную опасность.  Общее понятие экологического преступления есть не что иное, как его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков. В литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном законе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: «преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует их изложение)». Многие авторы считают, что этого достаточно.       Поскольку среди ученых мнения по поводу объекта преступления против природы различны, то неодинаковы и их определения. Если объект обозначается как отношения собственности на природные ресурсы, рассматриваемые преступления характеризуются как «предусмотренные уголовным законом общественно опасные, виновные воздействия на природный ресурс, выразившиеся в его захвате (завладении), повреждении (порче), уничтожении (истреблении)».       Ряд ученых считают объектом отношения по хозяйственному использованию природных ресурсов. Соответственно, они относят эти посягательства к хозяйственным.        Можно встретить утверждения, что объектом являются сами природные богатства.          Попытка рассматривать экологические преступления как разновидность экономических не позволяет в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной среды, переносит центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы.8        Данные позиции, на наш взгляд, не отражают сущности экологических преступлений и не соответствуют действующему законодательству. Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятия экологических отношений. Они образуют единство трех направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека (защита от загрязнения, отравления окружающей среды, шумового, вибрационного, теплового воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных сред.        Сущность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они, посягая на экологический правопорядок экологическую безопасность, рациональное использование компонентов окружающей среды, тем самым причиняют вред человеку, ухудшая природные основы его жизнедеятельности, умаляют экологические интересы общества, подрывают незыблемость природоохранительных и иных правовых норм. Они нарушают конституционное право каждого человека «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».         Специфическим признаком данных деяний является их «экологичность», что позволяет, во-первых, систематизировать нормы о них в отдельную самостоятельную главу Уголовного кодекса и, во-вторых, отграничивать эти преступления от смежных посягательств.   В доктрине уголовного права предлагаются различные классификации экологических преступлений. Так, исходя из непосредственного объекта посягательства, их подразделяют на экологические преступления общего характера (ст. 246-248 УК) и специальные экологические преступления (все остальные). 9           Одни ученые предлагают, исходя из содержания гл. 26 УК, выделить преступления, посягающие на основы:       1) целостности природы (ст. 246-248, 250-252, 254, 262);    2) должной сохранности недр (ст. 253, 255);     3) целостности животного и растительного мира (ст. 249, 256-261).  Другие ученые - сторонники трехчленной классификации. В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности они выделяют преступления:   1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности;  2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);        3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы земли.           В литературе предложена и шестичленная классификация. Это экологические преступления в области охраны:     1) общие их виды (ст. 246-248, 262);      2) вод (ст. 250, 252);         3) атмосферного воздуха (ст. 251);       4) земли и ее недр (ст. 254, 255);       5) животного мира (ст. 256-259);       6) растительного мира (ст. 249, 260, 261).       Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование.10            Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.11          Специальные экологические составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности». Условно данные составы можно классифицировать по нескольким группам – соответственно объекта охраны окружающей среды.      Посягательства на общественные отношения в области рационального использования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255).      Наконец, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст.249, 251, 256-259). 12     К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса:             - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);             - сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);        - жестокое обращение с животными (ст.245);      - экоцид (ст.358).           Выводы. Таким образом, экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения.

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных экологических преступлений

 

2.1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

 

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.  Увеличившиеся масштабы антропогенного и техногенного давления на окружающую среду привели к возникновению в России устойчиво обостренной экологической ситуации. Преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе "Экологические преступления", в противном случае возникает конкуренция общей и специальной норм и применяется последняя. В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных правовых актов, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. Важное значение для практики применения уголовно-правовых норм об охране окружающей среды имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".13        Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов.        Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект - объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).14          С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.15  Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления, к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные, научные и иные объекты. Промышленный объект - это инженерное сооружение, установка, комплекс, выполняющие какие-либо производственные функции (завод, фабрика, электростанция, трубопровод и т.д.).     Сельскохозяйственный объект - сооружение, установка, комплекс, осуществляющие функции материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных с целью получения продукции растениеводства и (или) животноводства.          Научный объект - сооружение, установка, комплекс, осуществляющие экспериментальные, испытательные и другие исследовательские функции. Иной объект - прочие передвижные и стационарные устройства, имеющие то или иное хозяйственное значение. В ст. 246 УК РФ последствия названы в качестве обязательного признака состава. Они альтернативны и состоят, как указывалось, в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо наступлении иных тяжких последствий.        Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.          По конструкции состав преступления является материальным. 

Информация о работе Общая характеристика экологических преступлений