Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации экологических преступлений. Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю развития законодательства об экологических преступлений; исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных ст. 246,250,252 УК РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и общая характеристика экологических преступлений……………………………………………………………...…....…6
1.1 История развития уголовного законодательства об экологических преступлений…………………………………………………………….………..6
1.2 Понятие экологических преступлений…………………………….….....…16
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных экологических преступлений…...……………………………………………..……………...….16
2.1 Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ…………………………………………..………………………….……….21
2.2 Охрана и загрязнение вод…………………….…………………………..…21
Заключение………………………………………………………….……………26
Библиографический список……………………………………………..………29
Размер материального
ущерба и объема возмещения экологического
вреда в случае причинения окружающей
природной среде значительного
несанкционированного вреда определяется
согласно п. п. 15, 16, 20 Постановления
Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 по централизованно
утвержденным методикам подсчета и установленным
таксам; в соответствии с региональными
нормами, конкретизирующими положения
федерального законодательства; по фактическим
затратам на восстановление нарушенного
состояния окружающей природной среды
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды. Вопрос о возмещении
материального ущерба от экологического
правонарушения может быть решен судом
независимо от предъявления иска. Но если
определение размера причиненного ущерба
в судебном порядке невозможно, особенно
когда размер ущерба может повлиять на
квалификацию деяния как преступления,
то УД должно быть направлено в следственные
органы для производства дополнительного
расследования. Массовое уничтожение растительного
или животного мира, отравление атмосферы
или водных ресурсов, совершение иных
действий, вызвавших экологическую катастрофу,
повлекших необратимые вредные последствия
для человека и окружающей его природной
среды, в результате которых природой
потеряны качества, являвшиеся ее содержанием
и не подлежащие восстановлению искусственным
путем, надлежит квалифицировать как преступление
против мира и безопасности человечества
(ст. 358). Под вредом здоровью человека рекомендуется
понимать причинение одному или нескольким
лицам тяжкого, средней тяжести или легкого
вреда здоровью, расстройство здоровья,
временную или постоянную утрату трудоспособности
(п. 4 названного Постановления Пленума
Верховного Суда РФ). Однако такое решение
не бесспорно, поскольку санкция ст. 246
УК РФ гораздо мягче санкции ст. 111 УК РФ,
предусматривающей ответственность за
умышленное причинение тяжкого вреда
здоровью человека (до пяти и восьми лет
лишения свободы соответственно). Кроме
того, неясно, чем временная или постоянная
утрата трудоспособности отличается от
вреда здоровью. А уравнивание в рамках
санкции ст. 246 УК РФ расстройства здоровья
и различных видов вреда здоровью представляется
необоснованным. 16
2.2. Охрана и загрязнение вод
Экологическое преступление, предусмотренное
ст. 250 УК РФ, представляет собой загрязнение,
засорение, истощение поверхностных
или подземных вод, источников питьевого
водоснабжения либо иное изменение
их природных свойств, если эти деяния
повлекли причинение существенного
вреда животному или
5 ноября 1998 г. № 14 указано, что «эксплуатация
промышленных, сельскохозяйственных,
коммунальных и других объектов с неисправными
очистными сооружениями и устройствами,
отключение очистных сооружений и устройств,
нарушение правил транспортировки, хранения,
использования минеральных удобрений
и препаратов, совершение иных действий,
повлекших загрязнение водоемов и водных
источников и причинивших существенный
вред животному или растительному миру,
рыбным запасам, лесному или сельскому
хозяйству, должны квалифицироваться
по соответствующей части статьи 250 УК
РФ», т.е. определена взаимосвязь недолжного
хозяйствования и уровня чистоты вод. Объективная
сторона включает действия или бездействие,
состоящие в загрязнении поверхностных
или подземных вод, т.е. сбросе или привнесении
в водные объекты вредных веществ, предметов
или взвешенных частиц, ухудшающих их
состояние, в их засорении, в истощении,
т.е. сокращении запасов и ухудшении качества
вод, препятствующих их нормальному использованию,
либо в ином изменении их природных свойств,
например, физических — радиационных,
лечебных, в ухудшении биологического
разнообразия вод, если эти деяния повлекли
причинение существенного вреда животному
или растительному миру, рыбным запасам,
лесному или сельскому хозяйству, и причинную
связь между ними. К первичным последствиям относится
изменение природных свойств воды: загрязнение,
засорение, истощение. Загрязнение или засорение означает,
что концентрация загрязняющих веществ
в поверхностных, подземных водах или
источниках питьевого водоснабжения превышает
установленные нормативы. Истощение вод
- это устойчивое сокращение их запасов
или ухудшение качества поверхностных
и подземных вод. Кроме зафиксированных
в диспозиции могут быть изменены и другие
показатели природных свойств воды, например
биологические, физические. Вторичные
последствия - причинение существенного
вреда: 1) животному миру; 2) растительному
миру; 3) рыбным запасам; 4) лесному хозяйству
или 5) сельскому хозяйству. Существенный
вред является оценочным признаком и устанавливается
с учетом конкретных обстоятельств на
основании нормативов и рекомендаций,
разработанных соответствующими министерствами
и ведомствами. Существенным вредом может
быть признана гибель водных и иных животных
или растений, уничтожение кормовых запасов
или нерестилищ, деградация сельскохозяйственных
земель, возникновение заболоченных участков
земли. Необходимым является наличие причинно-следственной
связи, во-первых, между деянием и первичными
последствиями в виде изменения природных
свойств вод и, во-вторых, между тем же
деянием и вторичными последствиями в
виде существенного вреда животному или
растительному миру, рыбным запасам, лесному
или сельскому хозяйству. Причем во втором
случае причинная связь будет не прямая,
а опосредованная, т.к. между совершенным
деянием и наступившим вредом существует
еще одно звено в цепи развивающихся событий
(изменение свойств воды), которое и привело
к окончательному результату.
Поскольку определенные сложности
вызывает квалификация деяний, связанных
с загрязнением вод, но повлекших
причинение вреда и другим охраняемым
уголовным законом природным
объектам (прибрежным землям и лесам),
а также различным особо
Например, огромную антропогенную
нагрузку несут зоны отдыха, расположенные
на берегах рек в черте населенных
пунктов, они в первую очередь
заполняются
Заключение
Видовым (или групповым) объектом экологических преступлений является комплекс общественных отношений, регламентирующих безопасное и целесообразное использование окружающей среды как основы жизнедеятельности человека.
Непосредственный объект можно представить в виде конкретных общественных отношений по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ природных условий и обеспечению экологической безопасности людей.
Предметами экологических преступлений являются обозначенные конкретно природные ресурсы: воздух, вода, земля, животный мир, леса и др.
Субъектом экологических
преступлений могут быть лица, достигшие
возраста 16 лет. В ряде составов указаны
признаки специального субъекта (ст. ст.
246 - 249 УК). Признаками специального субъекта
могут характеризоваться и
Что с каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии. Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты. Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства. Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. Данная работа позволяет сделать вывод, что экологическая функция правоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Необходимо понимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как от этого зависит не только наше здоровье, но и здоровье наших потомков.
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.). М.: Проспект, 2012. – 63 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2012. − 176с.
3. Уголовный кодекс РСФСР. М.: Омега-Л, 2012. − 255с.
4. Федеральный закон от 24 июнь 2003 г. № 20-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Рос. газ. – 2009. – 18 июнь. - № 18.
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Рос. газ. – 20010. – 18 февр. - № 38.
6. Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Рос. газ. – 2007. – 20 янв. - № 18.
7. Федеральный закон от 19 июль 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Рос. газ. – 2008. – 21 июль. - № 27.
8. Федеральный закон от 14 март 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемой природной территории» // Рос. газ. – 2009. – 18 февр. - № 27.
9. Федеральный закон от 1995 г. № 49-ФЗ «О континентальном шельфе и особой экономической зоне РФ Российской Федерации» // Рос. газ. – 2009. – 18 февр. - № 21.
Научная и учебно-методическая литература
10. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений.– М., 2007. – 688 с.
11. Веденин Н. Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2007. – 336 с.
12. Дубовик О. Л. Экологическое право. – М., 2009. – 302 с.
13. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В. М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и исп. – М., 2010. – 917 с.
14. Криминология: Курс лекций / Под ред. В. А. Лелекова, С. Т. Гаврилова, А. Н. Ильященко, А. В. Долгова. - Воронеж. – М., 2010. –142 с.
15. Лопатин, В. Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности / В. Н. Лопатин // Государство и право. – М., 2010. – 114 с.
16. Мисник Г. А. Экологическое право. - Ростов н/Д: «Феникс» . – М., 2009. – 320 с.
17. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко; доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова; кандидат юридических наук, доцент Г. П. Новосёлов. – М., 2011. – 768 с.
18. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2 - х томах. Том 2. Особенная часть.– М., 2010. – 888 с.
19. Чертова, Н. А. Объективные признаки преступлений против экологической безопасности водной среды и пути их совершенствования / Н. А. Чертова // Государство и право. . – М., 2010. – 156 с.
20. Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. Ред. В. Е. Крутских. – М., 2009. – 917 с.
1 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко; доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамова; кандидат юридических наук, доцент Г. П. Новосёлов. – М., 2011. – 768 с.
Информация о работе Общая характеристика экологических преступлений