Общая характеристика правового статуса ФСИН РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания .

Содержание работы

1. Общая характеристика правового статуса ФСИН РФ 3
2. Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях 7
Задача 11 15
Задача 14 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

УИП контр. р.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

1. Общая характеристика  правового статуса ФСИН РФ                                         3

2. Условия отбывания наказаний  в исправительных учреждениях                        7

Задача 11                                                                                                                     15

Задача 14                                                                                                                     17

 

Список использованных источников                                                                       19

 

Вариант 11

1. Общая характеристика правового статуса ФСИН РФ

 

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания1.

ФСИН России в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также Положением о ней.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно  и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями2.

ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением3.

Деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом.

В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, сложилась тяжелая обстановка с размещением осужденных. По состоянию на 1 января 2009 г. недостает более 32 тыс. мест в исправительных учреждениях общего режима, в том числе для осужденных мужчин - более 19 тыс. мест, для осужденных женщин - 13 тыс. мест, и более 3 тыс. мест в исправительных учреждениях особого режима. Для решения этих вопросов требуется создание 21 исправительного учреждения общего режима, 8 учреждений строгого режима, 13 - особого режима, 30 - для содержания осужденных женщин, 3 лечебных исправительных учреждений для ВИЧ-инфицированных, 7 лечебных исправительных учреждений для осужденных, которые больны наркоманией4.

Назрела необходимость  проведения комплекса мероприятий  по повышению эффективности трудового использования осужденных, по решению проблемы самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами, продукцией коммунально-бытового и специального назначения, по интегрированию промышленного потенциала системы в экономику страны и отдельных регионов Российской Федерации, что позволит сократить нагрузку на федеральный бюджет за счет получения доходов от использования труда дополнительно трудоустроенных осужденных и направления этих средств на содержание осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы, повысить эффективность использования и оборачиваемость бюджетных средств, выделяемых на эти цели, внутри системы, улучшить ее финансовое состояние и будет способствовать устойчивому функционированию подразделений уголовно-исполнительной системы в условиях рынка5.

Комплексное решение  этих проблем возможно только с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что требует программного подхода к ее решению.

Федеральной службы исполнения наказания создана на основании указов Президента Российской Федерации в 2004 году при реформе органов исполнительной власти. В частности, ФСИН России создана и действует на основании следующих законодательных актов:

Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»6.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением  условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны  прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка  и законности в учреждениях,  исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование  осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности  по оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными  органами ФСИН России и непосредственно подчинёнными учреждениями7.

 

2. Условия отбывания  наказаний в исправительных учреждениях

 

УИК РФ содержит принципиально  новое правило дифференцированного  содержания осужденных в пределах одного ИУ. Теперь в каждой ИК устанавливается не единый режим, а три (обычный, облегченный, строгий), внутри которых осужденный перемещается в зависимости от своего поведения. По прибытии в ИК осужденный, как правило, помещается в обычные условия отбывания наказания. По прошествии определенного времени и в зависимости от поведения, отношения к труду он может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания. Злостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания наказания или с облегченных условий в обычные. При этом правовое положение осужденных, находящихся в различных условиях отбывания наказания, отличается существенно: например, в ИК общего режима осужденные, находящиеся в облегченных условиях, могут проживать за пределами колонии, в то время как осужденные, находящиеся в строгих условиях, содержатся в запираемых помещениях. Таким образом, создана своеобразная система условий отбывания наказания, изменение которой полностью зависит от воли и желания самого осужденного; здесь заложена норма, обладающая высокой степенью воспитательной направленности.

В колониях-поселениях устанавливается  единый режим отбывания наказания для всех категорий осужденных. В ВК режимные условия подразделяются на четыре вида: обычные, облегченные, льготные и строгие. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. В связи с серьезными изменениями правового положения осужденных при переводе из одного вида условий отбывания наказания в другой законодатель установил своеобразный защитный механизм от возможных злоупотреблений и нарушений прав осужденных: решение о переводе в те или иные условия отбывания наказания принимается специально созданной на этот случай комиссией, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления по месту дислокации ИУ, а также представители общественных наблюдательных комиссий, которые в скором времени должны быть созданы. Причем решение комиссии о переводе осужденного в строгие условия содержания осужденный может обжаловать в установленном законодательством порядке (в том числе, по нашему мнению, и в суд)8.

УИК содержит новеллу, согласно которой отменены все запреты  на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, производимое за счет средств, заработанных осужденным в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Осужденные по своему усмотрению могут полностью или частично израсходовать на покупки в магазинах ИУ указанные виды средств, находящихся на их лицевых счетах.

Норма расходования устанавливается  лишь в отношении иных средств, поступивших  на лицевые счета осужденных: гонорары, проценты, дивиденды и платежи. Размер этих средств, разрешаемых к расходованию в магазинах ИУ на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, зависит не только от вида ИУ, но и от условий, на которых отбывает наказание конкретный осужденный. Если разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут в последующие месяцы израсходовать оставшуюся сумму наряду с установленными средствами. Это правило является важным для осужденных, так как они могут более равномерно регулировать приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в зависимости от складывающейся обстановки (например, в текущем месяце получена посылка или передача и нет необходимости тратить всю сумму именно сейчас).

В ИУ организуются специальные магазины, где продаются продукты питания и предметы первой необходимости. В отношении перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, продаваемых осужденным в магазинах ИУ, УИК вводит новое правило: если раньше речь шла о разрешаемых к продаже продуктах питания и предметах первой необходимости, то сейчас - о запрещенных к продаже.

Работа магазинов организована таким образом, чтобы каждый осужденный мог посетить его 3-4 раза в месяц. Магазины работают ежедневно, кроме выходных дней. В Правилах внутреннего распорядка ИУ определяется порядок посещения магазина осужденными. В тюрьмах, ПКТ, ЕПКТ осужденные производят покупки в магазинах не лично, а через представителя администрации. Такие покупки осуществляются два раза в месяц, приобретенные продукты питания и предметы первой необходимости вручаются представителем администрации каждому осужденному под расписку.

В каждом ИУ оборудуется специальная  комната, где осужденные хранят и  потребляют продукты питания, приобретенные  в магазине или полученные в посылке, передаче.

Закон предусматривает несколько  видов свиданий: краткосрочные - продолжительностью четыре часа (ранее было - до четырех часов) и длительные - продолжительностью трое суток (ранее было - до трех суток) на территории ИУ, а также длительные - продолжительностью пять суток с проживанием вне ИУ. Количество предоставляемых осужденным свиданий зависит от вида ИУ, в котором отбывается наказание, и условий отбывания наказания, в которых осужденный находится (обычные, облегченные и строгие).

Свидания осужденным не предоставляются  лишь в исключительных случаях: при переводе ИУ на режим особых условий (может быть изменен порядок предоставления свиданий), при эпидемиях и по вине самих осужденных (отбытие дисциплинарного наказания в ШИЗО; нахождение в ПКТ, ЕПКТ или одиночной камере - в этом случае предоставляется одно краткосрочное свидание раз в шесть месяцев). Данные правила согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. N 20-П не распространяются на свидания с адвокатом или иным лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Эти свидания не включаются в число свиданий, разрешенных осужденному, и должны предоставляться по заявлению осужденного в любое время и вне зависимости от места нахождения9.

 Краткосрочные свидания предоставляются  с родственниками и иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания не только с родственниками (супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), как это имело место раньше, но и с иными лицами. С последними длительные свидания могут предоставляться лишь в исключительных случаях с разрешения начальника ИУ. Исключительность случая определяется конкретными обстоятельствами, которые должны быть действительно неординарными.

Длительные свидания с правом проживания вне ИУ предоставляются с разрешения начальника ИУ, который одновременно определяет место проживания и порядок поведения осужденного во время свидания. Другие длительные свидания проводятся в специально оборудованных помещениях гостиничного типа, где имеется кухонный комплекс с необходимым набором инструментов, посуды, иного кухонного инвентаря, а также детская комната с набором игрушек.

Информация о работе Общая характеристика правового статуса ФСИН РФ